Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

«Географ» «Нику» принял. И не один раз…

Развлечения
Именно 1 апреля в Театре оперетты в 27-й раз случилась «Ника». Национальная российская кинопремия. Кстати, и девиз ее «Первая… Навсегда…» А вот Александру Велединскому День дурака подарил другую хорошую цифру – пять. Именно столько крылатых богинь получил его фильм «Географ глобус пропил». И это не первоапрельская шутка, хотя сам фильм, по сути, вырос из первоапрельского анекдота.

ОНЛАЙН_ТРАНСЛЯЦИЯ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ВРУЧЕНИЯ КИНОПРЕМИИ «НИКА»

«Географ…» - лучший фильм 2013 года? Да, и это не стало сенсацией. Ведь фильм уже получил Гран-при на «Кинотавре» и был отмечен «Золотым орлом» за режиссерскую работу. Кроме того, «Орла» завоевал и Константин Хабенский, и Елена Лядова (у актрисы еще есть премия кинокритиков «Белый слон»). А вот то, что Велединский признан заодно и лучшим режиссером, окрыляет. Наконец-то «Нику» миновало регулярное «раздвоение личности» - когда «лучший режиссер» оказывался совсем не автором «лучшего фильма». Сегодня все встало на свои места. Именно лучший режиссер снял лучший фильм. Причем не о войне или спорте, а о проклятой «русской болезни» - пьянстве и неизбывном одиночестве души.

Велединский, конечно, тему не открыл (вспомним, к примеру, «Иронию судьбы» или «Влюблен по собственному желанию»), он ее продолжил в якобы новых условиях. Потому что многое у нас осталось старым, кондовым, тоскливым – то, что не изменит ни одна перестройка. Нам рассказали про антигероя нашего времени – интеллигента, у которого за душой, кроме совести и остатков профессии, ничего нет (честно говоря, не все жены алкоголиков с этим и согласятся). Крепко скроенный по отличной книге Алексея Иванова, заряженный яркой музыкой («Ника» композитору Алексею Зубареву), сцементированный органичной игрой Хабенского и Лядовой («Ники» за лучшие мужскую и женскую роли), «Географ» своей негромкой человечностью побил таких сильных конкурентов, как мейнстримовое «Метро» и суперпафосный «Сталинград», удалую «Горько!» горькую «Такую долгую счастливую жизнь».

Похоже, режиссер, пришедший в профессию поздно, снимающий трудно и долго, как опытный рефлексотерапевт попадает картиной-иголкой в нужную точку. И без всяких супер-технологий. По сути, его рассказ о Викторе Служкине, пьянице-учителе – парафраз известной истории «маленького человека», которой так мучили советских школьников. Хабенский из отважного адмирала вдруг превращается в тихого Акакия Акакиевича с его мечтой о лучшей жизни-шинели, которую так ловко натягивает на себя его хабалистый друг-враг (еще одна отличная работа - Александра Робака, тоже номинанта «Ники»).

По иронии судьбы, этот «антигламурный» фильм чествовали, как принято на «Нике», в светской обстановке – с вечерними туалетами, красотками-ведущими Дарьей Екимасовой и Аленой Хмельницкой, медийными лицами вроде Ивана Урганта, Ларисы Долиной, Алексея Чумакова.

Поскромнее, конечно, чем на «Золотом орле», но все же пятичасовой марафон. Напомню, на «Орле» главным героем (лучшим фильмом) стала «Легенда № 17» – духоподъемное для нации кино. Как военный (спортивный) марш. Академики «Ники» предпочли негромкую балладу о потерянном времени и поколении… И то, что две премии-академии чисто случайно возглавили два брата-антагониста, правильно и хорошо. Для интриги. Как бы назло державному Михалкову, Кончаловский напомнил слова Бергмана о том, что «это всего лишь кино, а не жизнь». А заодно бросил свой булыжник в огород Голливуда:

- Несколько лет назад я написал статью о том, что кино мертво. Сейчас у меня другое ощущение. В российском кино есть мощные таланты. Нам просто везет, что у нас нет денег. Были бы – было бы больше плохого кино.

Так что Велединскому повезло, что у его продюсеров оказалось не так уж много средств. А еще и в том, что он не мальчик. 27-я «Ника» подтвердила, что есть еще порох в кинопороховницах. И это не только триумф 99-летнего Владимира Зельдина, получившего приз «Честь и достоинство», который лихо спел со сцены про мечты, сорвав овации. Кстати, память у артиста отменная: перед началом церемонии он наизусть читал корреспонденту «ВМ» стихи Маяковского – о том, что «Мне ни рубля не накопили строчки.../И, кроме свежевымытой сорочки,/Скажу по совести, мне ничего не надо...
В этот праздник кино больше всего наград унесли именно ветераны. «Весна патриарха» пришла на улицу Георгия Данелия («Ку! Кин-дза-дза» - лучший анимационный фильм», Натальи Фатеевой («Летящие по ветру листья» - «Лучшая женская роль второго плана»), Константина Лопушанского и Павла Финна («Роль» - «Лучший сценарист»), Сергея Астахова («Метро» - лучший оператор). Да и Виталия Манского («Труба» – «Лучший неигровой фильм») и Сергея Иванова («Сталинград» – «Лучший художник») мальчиками уже не назовешь… Поэтому многие лауреаты так и не появились в зале: больны Данелия, Фатеева, да и Хабенский так и не успел доехать из аэропорта, возвращаясь из Барселоны. О своей победе он узнал по телефону от Велединского.

Но это не испортило драйв церемонии, которая все 27 лет держится на фонтанирующем энтузиазме Юлия Гусмана. По сути, это уже почти религиозный ритуал поклонников культа кино – с солеными шуточками «для своих», длинноногими красотками в фойе («По 150 евро за штуку!»), непременным арт-обстрелом политиков и жлобов. Поддерживая репутацию вольтерьянского клуба при просвещенной монархии, Александр Филиппенко выдал импровизацию Дмитрия Быкова на горячую крымскую тему, два Аркадия – Инин и Арканов – представили свое видение новостей из будки агентства АТАС, а традиционный «Кинокапустник» посыпал все густым перцем.

Серьезно о роли художника напомнил Гарри Бардин:

- Раньше мы боролись только с идеологией. Сегодня мы сопротивляемся и идеологии, и рынку. А это еще труднее.
Но получается же! И честные призы «Ники» еще одно тому подтверждение. Так, несомненно, заслужил награду отважный Юрий Быков (жесткий «Майор» - «Лучшая мужская роль второго плана»).

- Я хотел сам писать, сам снимать и сам играть в своем кино, - говорит Быков. – Меня все отговаривали. Но это была моя глубокая детская мечта. И в итоге мечта осуществилась.

Очевидно, что Жора Крыжовников не мог не получить «Нику» за свой прорыв – уморительную ленту «Горько!» - тоже из сегодняшней жизни. Причем его награда была обставлена фантастически – пара фокусников показала сеансы «ментальной магии», угадав победителя за минуту до оглашения результатов. Это стало одной из сенсаций вечера. Как и то, что украинский фильм режиссера Ахтема Сейтаблаева «Хайтарма» о депортации крымских татар получил «Нику» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии».

А награждение Валерия Тодоровского за «Оттепель» - это уже реверанс в сторону настоящего телеискусства:

- Никто не верил, что эта специфическая история о своих будет интересна зрителям, - сказал Тодоровский. - А они смотрели и даже полюбили таких неидеальных героев. И меня коллеги даже не распяли.

«Ника-27» еще раз подтвердила: зрителю интересней смотреть про себя. Сегодняшнего. Неидеального, но настоящего. И художнику ни цензор, ни «этическая хартия» не требуются. Внутри него - свой высший закон. Свой суд. А сверху, конечно, как положено, – звездное небо.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.