Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Великий пост

Великий пост

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

"Руслан и Людмила": испуганный жених и минутная супруга

Развлечения
215 лет назад, 6 июня 1799 года, родился великий русский поэт, драматург и прозаик Александр Сергеевич Пушкин.

"Грубо говоря, - заметил литературовед и филолог Михаил Гаспаров, - русская культура - это сообщество людей, читавших Пушкина или хотя бы слышавших о нём".

Уже самая первая законченная им поэма, "Руслан и Людмила" (1817-1820), поразила современников своей многогранностью и глубиной. Кстати, работу над ней, поэт начал ещё в Лицее. Ведя после его окончания "самую рассеянную" жизнь в Петербурге, Пушкин работал над поэмой лишь во время болезней. Наблюдая беспорядочную жизнь поэта, мешавшую ему писать, один из членов литературного общества "Арзамас", Константин Батюшков, даже предлагал запереть ветреного Пушкина на три года в германский университет и кормить там одним молочным супом…

Сразу после публикации поэмы в мае 1820 года вопрос определения её жанра стал главным предметом споров. В поэме представлена удивительная смесь разных жанров и пародий на них:, блестящее чередование сказочного и эпического, волшебного и лирического, средневекового и современного составляет главное достоинство "Руслана и Людмилы". Основным материалом, являются, конечно, мотивы русского фольклора – старинных сказок и былин. Из общеевропейских источников – это "Неистовый Роланд" Ариосто и "Орлеанская девственница" Вольтера. Можно добавить сюда и эротическую поэзию, в частности Парни. Мотив похищения жены, невесты или любимой женщины был также чрезвычайно распространен в ирландских и бретонских циклах рыцарского романа. Например, роман XII века Кретьена де Труа "Рыцарь телеги", в котором герой Ланселот разыскивает свою возлюбленную королеву Джиневру. Ещё ближе поэма Пушкина оказывается к некоторым старинным ирландским сказкам – "Любовь к Этайн" или "Этна новобрачная". В последней сказке героиня со своим супругом, так же как и пушкинская пара, только что поженились. Во время праздника в замке Этна вдруг глубоко засыпает. Затем её похищает колдун Финварра. Как и в поэме Пушкина, она спит очень долго и просыпается лишь благодаря волшебному предмету.

Поэма Пушкина как будто бы легко вписывается в средневековую традицию куртуазного романа: королеву или княжну похищает какая-то волшебная сила, и доблестный герой должен её освободить, но на его пути возникают препятствия (бои, соперники и т.д.), которые нужно доблестно преодолеть. Однако эти правила построения куртуазного романа автором постоянно нарушаются – Пушкин уходит от героического содержания поэмы и почти все его внимание приковано к последствиям похищения "минутной супруги" Руслана.

"Что делаешь, Руслан несчастный,

Один в пустынной тишине?

Людмилу, свадьбы день ужасный,

Все, мнится, видел ты во сне.

На брови модный шлем надвинув,

Ты шагом едешь меж полей,

И медленно в душе твоей

Надежда гибнет, гаснет вера".

Эротический подтекст в поэме тем более заметен, что в противоположность рыцарям Средневековья, которые почти без отдыха сражаются с врагами, Руслан, за исключением нескольких гротескных боёв (с Рогдаем, Черномором и печенегами), проводит почти всё время, мечтая об удовлетворении своего желания. На этот немаловажный аспект поэмы обратил внимание один из критиков Пушкина, написав в 1821 году: "перо Пушкина, юного питомца Муз, одушевлено не чувствами, а чувствительностью". Одним из главных примеров пародии на сексуальную неудовлетворенность является сцена первой брачной ночи, когда Руслан ведёт "невесту молодую" на "брачную постель".

"Свершились милые надежды,

Любви готовятся дары;

Падут ревнивые одежды

На цареградские ковры".

<…>

Вы слышите ль влюблённый шепот

И поцелуев сладкий звук

И прерывающийся ропот

Последней робости?.. Супруг

Восторги чувствует заранее;

И вот они настали… Вдруг…"

Вдруг Людмила "похищена безвестной силой", а бедный Руслан вновь превращается из "супруга" в "испуганного жениха", также как Людмила превратилась из "невесты" в "минутную супругу". В одном из лирических отступлений Пушкин недвусмысленно намекает, что главная неудача Руслана – только оставшееся неудовлетворенное сексуальное вожделение.

"Но после долгих, долгих лет

Обнять влюблённую подругу,

Желаний, слёз, тоски предмет,

И вдруг минутную супругу

Навек утратить… О, друзья,

Конечно, лучше б умер я!"

Физиологический характер разлуки подчёркивается последующим вульгарным сравнением Руслана с "бедным петухом", который "сладострастными крылами, уже подругу обнимал" и у которого коршун крадет курицу прямо во время соития. "Здесь то, в радушном и гостеприимном бесстыдстве, - писал Абрам Терц в "Прогулках с Пушкиным", - берут начало или находят конец экивоки, двойная игра эротических образов Пушкина, уподобившего Людмилу, нежную, надышенную Жуковским Людмилу, пошлой курице, за которой по двору гоняется петух-Руслан, пока появление соперника-коршуна не прерывает эти глупости в самый интересный момент".

Тема любви Руслана и Людмилы во многом напоминает тему Святого Грааля в легендах о короле Артуре. "В этих преданиях, - писал швейцарский славист Ж. Жаккар, - герой никогда не достигает цели, и тайна никогда не открывается для читателя: повествование иссякает без того, чтобы стало известно содержимое чаши; также и поэма Пушкина заканчивается прежде, чем осуществляется то, за что боролся герой". Грубо говоря, Людмила является заложницей или гарантией авторского вдохновения и, подобно отрубленной бороде Черномора, он теряет желание писать вместе с её "освобождением".

"Но огонь поэзии погас.

Ищу напрасно впечатлений:

Она прошла, пора стихов,

Пора сердечных вдохновений!

Восторгов краткий день протёк –

И скрылась от меня навек

Богиня тихих песнопений".

"Руслан и Людмила" стоит особняком во всём творчестве Пушкина, наравне с относительно поздним "Евгением Онегиным" (1823-1832). Игра с повествовательной техникой существовала уже в Средние века, но только с появлением в XX веке французского "Нового романа" она стала постоянной величиной. Константой. В "Руслане и Людмиле" Пушкин преодолел понятие "жанра", мастерски играя с традицией и литературными стилями. Игрой с эротическим элементом поэт, по словам Жаккара, "обнажил те приёмы повествовательной техники, которые лишь в наши дни станут привычным явлением в художественной литературе".

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.