Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Дети ждут новых героев, но ценят классику

Развлечения
Российская книжная палата опубликовала новые данные о том, сколько в России выпускается детских книг. В первом полугодии 2015 года эта цифра составила 4567 наименований. В прошлом году за тот же срок — примерно столько же. Много это или мало? Какие проблемы уже долгое время существуют в отечественной детской литературе? «Вечерняя Москва» попыталась разобраться в сложившейся ситуации при помощи экспертов — писателей и издателей.

Количество выпускаемых детских книг растет в России из года в год, как и их суммарные тиражи. Отечественные издатели, однако, так и не могут прийти к единому мнению: стоит ли гнаться за новинками или делать ставку на классику. 

Фантазировать можно сколько угодно, но куда правильнее сразу же перейти к статистике. Например, выяснить, каких авторов, пишущих или писавших для детей, более всего издавали в первом полугодии этого года, ведь издавали-то навалом. Так, по данным, приведенным Российской книжной палатой, за этот период в стране вышло 4567 детских книг и брошюр...

Что же получается? «В 1975 году вдруг откроют, что я был ничтожный, сильно раздутый писатель (как оно и есть на самом деле) — и меня поставят на полочку», — сказал как-то Корней Чуковский и сильно ошибся. Он в списке, составленном все той же Российской книжной палатой, на первом месте с суммарным тиражом 1461,5 тысячи экземпляров. Там же — Агния Барто, Николай Носов, Андерсен со сказками, Пушкин, конечно же, Перро, Киплинг, Твен, Успенский и Булычев.

Никаких сюрпризов. Однако эта стабильность издателей и вызывает некоторое количество вопросов, главный из которых невероятно прост: неужели смена нескольких поколений, мировоззрений, образа и качества жизни не должны повлечь за собой и изменения в детской литературе? Тут, конечно, стоит дать слово специалистам, например, людям, возглавляющим книжные издательства или ведущим в них книжное направление.

РАВНЕНИЕ НА ПАМЯТЬ

Спрашиваем, например, у них: на кого ориентируются издательства, выпуская ту или иную книгу?

— Многие художники и издатели ориентируются в основном на родителей, ведь покупают книжки они, — рассказывает Мария Мелик-Пашаева — директор издательства «Мелик-Пашаев», а также художник-иллюстратор. — А 90 процентов родителей не помнят, как они воспринимали книгу в три года, в пять лет. Они смотрят сейчас: ах, как мило, как интересно. А будет ли это интересно пятилетнему?..

О том же, кстати, свидетельствует и опрос, проведенный «ВМ» на своем сайте. На вопрос: «Чем вы руководствуетесь в первую очередь, покупая книгу для вашего ребенка?», большинство выбрали вариант: «Книги этого автора читали мне в детстве».

БОЛЬНОЙ ВОПРОС

Между тем время давно уже стало совершенно другим. И дети стали совершенно другими. Может, все же стоит предложить им что-то новое, злободневное? То, чем славится, к примеру, скандинавская литература, где в переведенных на русский язык книгах Ульфа Старка мальчик переживает развод родителей, где у Марии Парр умирают близкие люди, где у Анники Тор переживают и одиночество, и предательство, и, простите, первый сексуальный опыт?

— Как издательство, выпускающее и классические, и современные детские книги, мы не видим в этом противоречия, — убеждена Мария Мелик-Пашаева. — Чуковский, Барто, Маршак — они нужны и прекрасны. Но это не значит, что должны быть только они. И современные книги хороши тем, что рассказывают о привычных темах (детские страхи, непохожесть на других, дружба, любовь) новым языком. В том числе выразительным языком иллюстрации.

Впрочем, тут возникает множество вопросов, главный из которых так и просится на язык: станут ли родители покупать нечто «тревожное»?

— Безусловно, говорить на все эти темы надо, — уверена директор редакции детской литературы издательства ЭКСМО Людмила Кондрашова. — Но как говорить и в каком возрасте — вопрос сложный. В других странах издается огромное количество книг, затрагивающих подобные вопросы, и они пользуются постоянным спросом. У нас же только начинает выходить такая литература (в основном переводная), и пока у родителей к ней отношение настороженное. Смею предположить, что родители просто хотят подольше защитить своих детей от негативной информации, не покупают книги «впрок», словно боятся накликать беду в свой дом, «сглазить».

Так, собственно, и получается, что мамы и папы покупают своим детям что-то «повеселее». Настроение это ребятам, безусловно, поднимает. Но вот к возможным жизненным коллизиям явно не готовит.

НА ВКУС И ЦВЕТ

Охватить как можно большее количество читательских категорий — задача весьма непростая. Возможно, именно этим и объясняется то, что многие издательства, специализирующиеся на детлите, решили в свое время работать на строго определенные целевые аудитории. Вот тут издают книги для детей так называемых хипстеров. Здесь — для ценителей классических традиций. Тут — для любителей авангарда. Там — для людей воцерковленных и верующих.

В каждом из таких направлений возникали, как правило, свои литературные герои. Эксперимент, однако, не увенчался успехом. Чем дальше, тем быстрее люди, ответственные за выход книг, приходили к пониманию необходимости универсализма.

— Так как сначала мы выходили при журнале «Фома», то ориентировались на его аудиторию, — говорит главный редактор детского издательства «Настя и Никита» Алина Дальская. — Но для роста проекта этой аудитории было мало. Наши книжки изначально задумывались как доступные для людей с любым уровнем дохода, и выход на окупаемость мы планировали за счет тиража. Кроме того, для консервативного церковного рынка наши книжки оказались слишком… дерзкими.

Мы поняли: надо делать просто хорошие книжки для всех. Достаточно быть в ключе общечеловеческой нравственности. Мы совсем отказались от сугубо церковных сюжетов.

Хотя таких книг было немного, но сейчас бы у нас уже не вышла книга «Сергий Радонежский приходит на помощь». Хотя «Про Колокол Бим» Николая Агафонова мы бы и сейчас спокойно издали.

Это книга для всех, хотя написана священником, и ее герои — церковные колокола.

НОВЫЕ ГЕРОИ

Колокола колоколами, но кто они — те литературные герои, которых, хочется надеяться, ждут нынешние дети? — Да, в общем-то, ничего за последние сто лет не изменилось, — уверена Людмила Кондрашова. — Герои — это победители, лидеры в новом сегодняшнем понимании. Другое дело, что они изменились внешне. Если раньше для подростков героем мог быть рыцарь, то сейчас это какой-нибудь супергерой из телесериала. То же самое и для девочек: раньше все девочки мечтали стать принцессами, а сейчас они с удовольствием подражают волшебницам из школы монстров. И дети всех возрастов, к сожалению, очень подвержены влиянию телевидения и брендов. Какой герой на кино- и телеэкране — тот и пользуется спросом. К счастью, время проходит, и волна поклонения одним героям сменяет другую. Радует, что классика не подвержена моде, и она остается всегда. И здесь я под словом «классика» понимаю не только произведения Чехова и Толстого, но и уже ставших классиками советских писателей: Вениамина Каверина, Николая Носова, Валентина Катаева, Михаила Пришвина и многих-многих других.

Так что, уверены издатели, переживать по поводу бума вокруг какого-нибудь Гарри Поттера не стоит. Тут как в мультике про домовенка Кузю. Помните: «Кузенька побесится, побесится и баиньки пойдет».

А там, во сне, прочитает и про Монтигомо Ястребиный Коготь, и про капитана Татаринова, и про капитанскую дочку.

МЕЧТАЯ О ЛУЧШЕМ

Короче, вопросов множество. Как и ответов. Однако в одном сходятся, кажется, все издатели: необходимо, отдавая должное классике, постоянно искать новые имена, новые направления и новые жанры.

— Новой качественной подростковой литературы у нас в стране просто нет, — рубит с плеча глава Издательского дома Мещерякова Вадим Мещеряков. — Ее мало кто ищет, хотя можно было бы поискать на книжных ярмарках. Тенденции, новинки проходят мимо. Как печатали Маршака на газетной бумаге, так и продолжают. А ведь для ребенка важно ощущение книги — хорошая бумага, красочные рисунки, шрифт. Детские книги должны быть по возможности недорогими, но очень качественными. Тексты — добрые и непримитивные, такие, которые будят собственную фантазию.

Стараться, безусловно, есть ради чего. И лозунги про Год литературы, который, безусловно, нужен и полезен, тут ни при чем. Важно вот что: создать у нынешних детей ассоциативную цепочку: книга — это не скучно, а интересно, а чтение — не работа, а удовольствие.

Получится это — и все, процесс будет запущен, пусть вокруг ребенка и останутся все эти телефоны, планшеты и компьютеры.

— Тинейджеры — уже не дети, но еще и не взрослые, — делится наблюдением Людмила Кондрашова. — Они уже знают, как им кажется, все, в рекомендациях и советах взрослых не нуждаются. И вот для них-то как раз и нужна современная качественная литература, нужны авторы, которые будут бережно, как редкий цветок, выращивать подростков, готовить их ко вступлению во взрослую жизнь, аккуратно обращаясь с «сорняками» — их максимализмом, отрицанием и сленгом.

Цель благородная. Осталось дождаться результата.

МНЕНИЕ

Каштанка рождает мысли. Поттер — нет

Валерий Шульжик, детский писатель, поэт, драматург, автор книг про поросенка Фунтика:

- Вот уже на протяжении многих лет я с грустью наблюдаю за тем, что детская книга стремительно теряет популярность и свое значение как способ получения ребенком информации. У нее появилось слишком много конкурентов. И главные из них — гаджеты. Мой внук даже в ванную с ними ходит...

Происходит смена поколений. Смена довольно болезненная и проблемная. И это не может не отразиться на состоянии литературы, в том числе и детской.

Сейчас принято считать, что 1940–1960-е годы стали временем расцвета детлита. Говорят: мол, сейчас почти нет авторов хороших. Но тут не все так просто. По моему глубокому убеждению, многие великие детские писатели прославились благодаря скудности информации. Было же как: у ребенка имелась одна книжка бабушки Агнии, другая — дедушки Корнея.

А что сегодня? Ребенок добывает информацию из мобильного телефона, планшета, часов, едва ли не из утюга! И в этом информационном потоке место писателя стало далеко не основным.

Попробуйте проанализировать, кто сейчас из писателей любим детьми. Тот, кто пришел к ним с помощью телевидения, мультипликации, кино, ну, или благодаря совершенно сумасшедшей рекламе. Поэтому ни одна книга не держит популярность несколько лет, а выстреливает лишь на короткое время.

Вот, к примеру, «Гарри Поттер». Да, он был невероятно популярен. А сейчас? Я не считаю его выдающейся книгой, потому что литература должна быть литературой, а не религией. Пройдет еще несколько лет, и его не будут читать.

А «Каштанку» и «Белеет парус одинокий» — будут. Как и «Сына полка» Валентина Катаева, «Двух капитанов» Вениамина Каверина, на которых выросли уже несколько поколений.

Я не думаю, кстати, что каждому поколению нужны свои герои. Красная Шапочка как была маленькой, так и осталась ею, а потому близка всем детям. Так что я за сохранение классических героев, ибо у меня нет совершенно никакой уверенности, что дети «Гарри Поттера» способны защитить свою Родину. Не учит он их этому...

Я хочу, чтобы добрые книги попали ребенку в начале пути. Знаете, если человек заблудился в лесу, он ищет предметы, которые могут вывести его на правильную дорогу. А дорогу к себе ребенок должен искать при помощи литературы.

Я прекрасно помню, как мы, совсем еще юные, шли в библиотеку через весь город, всю дорогу обмениваясь впечатлениями от прочитанного.

А сегодня? Разве книга так волнует детей, разве заставляет задуматься о важном? Современная детская литература — во многом этакая программа «Поле чудес», где всем раздаются призы. А читать настоящую книгу — значит работать, прилагать усилия.

Духовная пища, как и пища физическая, должна добываться трудом. По-настоящему хорошая литература — это труд. Не стоит искать легких путей.

ТОП-5 НОВИНОК ДЕТЛИТА

■ Александр Крестинский

«Мальчики из блокады»

Это первое за долгое время переиздание рассказов и повести Александра Крестинского «А потом началась война». Здесь — о многом: о детстве в блокадном Ленинграде, о жизни после блокады, об обманах, предательстве, первой любви и счастье.

■ Роальд Даль

«Волшебное лекарство Джорджа»

Сказки Даля — «Чарли и шоколадная фабрика», «Джеймс и гигантский персик» — читали, кажется, все. Теперь на русском вышла еще одна книга писателя. На этот раз — поучительная история о Джордже, решившем перевоспитать весьма вредную бабушку.

■ Наринэ Абгарян

«Счастье Муры»

Абгарян ворвалась в детлит со сборником о девочке Манюне. Теперь ее героини — счастливые девочки Муры. У них все прекрасно — и дедушки, и бабушки, и родители, и приключения. Впрочем, есть и переживания...

■ Ульф Сведберг

«Круглый год»

Этот путеводитель — проводник в мир животных и растений написан шведом. Но, учитывая схожесть природы, и столичным детям будут близки рассказы о том, чем отличается лесная мышь от полевки, как поймать окуня и как приготовить клевер с кефиром.

■ Линор Горалик

«Мартин не плачет»

Горалик стала настоящим хитом. Новый герой Линор — юный Мартин, у которого в доме живет крошечный, размером с котенка, говорящий слон, влюбившийся в девочку Дину и решивший быть ее Рыцарем и Боевым Слоном.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Два капитана по-прежнему борются и не сдаются

У каждой медали есть, как известно, две стороны. А потому, поговорив с издателями, обозреватель «ВМ» отправился в Российскую государственную детскую библиотеку. Где, как не здесь, можно лучше всего понять, что вообще хотят читать нынешние дети? И хотят ли, кстати, вообще... (далее)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.