Уездный Отелло преподал урок милосердия
Драматург написал эту пьесу в 1962 году, задолго до «Бесприданницы», но по сюжету, характерам, внутреннему конфликту она близка истории Ларисы Огудаловой, если бы та вышла замуж за нелюбимого Карандышева.
Прекрасная во всех отношениях женщина Татьяна Даниловна (Наталья Медведева) «продает свою молодость за кусок хлеба», став женой лавочника Бабаева (Александр Хатников), и за это расплачивается жизнью. Это еще не был тот «бешеный капитализм», когда открыто покупали людей, как это пытался сделать с Ларисой богатый промышленник Кнуров, но торговый дух уже задает тон и в семейных отношениях. Куском хлеба попрекают даже те, кто, казалось бы, сильно любит. Декорации спектакля (художник Владимир Серебровский) создают идиллию: храм с золотым куполом, река с чистой водой, поющие птички, уютные дома с кружевными скатертями и самоваром. И герои-то все по сути неплохие люди (даже избалованный молодой помещик Бабаев, соблазняющий скуки ради замужнюю женщину Татьяну Даниловну), но счастья нет ни у кого. Слепой старик Архип (Владимир Ровинский) говорит своему внуку, блаженному Афоне: «Причина многих несчастий в том, что люди не могут укротить свое сердце».
В спектакле «Отелло уездного города» подробно, со знанием предмета, передается дух России сразу после отмены крепостного права. Бейлис поставил не один спектакль по русской классике XIX века на сцене Малого театра, включая инсценировки Александра Островского: «Доходное место», «Таланты и поклонники», «На всякого мудреца довольно простоты», и художественный руководитель МХАТа имени Горького Татьяна Доронина пригласила его как мастера и как специалиста. Правда, служители театра рассказали «ВМ», что «в течение последнего месяца Татьяна Васильевна присутствовала на каждой репетиции и сама работала с артистами». В один голос все говорят, что «Татьяна Доронина не выпускает спектакль, не отточив мастерство с каждым исполнителем». И зритель — зал был полон — это видит и ценит.
Актеры горьковского МХАТа играют особенно. Хотя они не часто получают награды, и их имена редко звучат в СМИ (Татьяна Доронина скептически относится к рекламе), но столь трепетного, уважительного, даже священного отношения к сцене, материалу, к русскому языку, к зрителю, как в этом театре, пожалуй, в Москве больше не встретить. Возможно, мхатовцы используют старые приемы русского психологического театра, но делают это с такой душой и верой, что зрители не могут не чувствовать: все эти усилия — ради них и театра, а не ради денег и успеха.
Тот, кто посмотрел «Отелло уездного города», задумается, правильно ли он относится к своим близким, к собственной жизни, не пытается ли силой взять то, что ему не принадлежит, а иметь хочется.
А мораль этой пьесы классика — в стихах Марины Цветаевой: «Не люби, румяный, — бледную, Не люби, хороший, — вредную».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Бейлис, режиссер:
- Когда-то я эту пьесу ставил со студентами в Щепкинском театральном институте. Многие ребята, занятые в той постановке, теперь стали заслуженными артистами. А пьеса Островского — замечательная! В ней есть много современного. Она говорит: да, мы все грешны, но не это беда, а то, что далеко не каждый способен на милосердие.