Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Раритет на заднем фоне, или Один день с реквизитором

Развлечения
Раритет на заднем фоне, или Один день с реквизитором
Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Как-то вечером у меня раздался телефонный звонок. «Я реквизитор с «Мосфильма». Нам сказали, что у вас есть несколько больших стационарных камер середины 50-х годов. Можно взять на съемку?» — поинтересовался милый женский голос. При словах «Мосфильм» и «кино» мне стало теплее на душе. Гарантию сохранности аппаратуры дали, да и никаких каскадерских съемок с ней не предвиделось. В общем, я согласился.

На другой день Наташа — именно так звали даму, которая мне позвонила, — вместе с двумя помощниками приехала на грузовике за моими камерами, одна из которых весом в четыре килограмма, а другая тянет аж на двадцать. Заботливо упаковали их в толстый слой бумаги и отправили в Санкт-Петербург. Как раз там и планируются съемки нового фильма, где камеры будут играть роль заднего фона.

Пока их грузили, Наташа работала беспрерывно: у нее постоянно звонил телефон, хрупкая девушка решала кучу проблем. Например, нужно было достать клише, сумку из болотной травы и даже оружие! Не настоящее, понятно, а охолощенное. Но чтобы было английское и не позднее 1915 года выпуска. Мне стало так интересно, что попросил провести с ней день — побыл водителем, а заодно узнал о ее профессии.

— Реквизитор, или, как его официально называют, ассистент режиссера по реквизиту, — вроде сыщика. Должен найти то, что нужно по замыслу создателя фильма. И при этом уложиться в съемочные сроки и выделенные деньги. Я — как боец невидимого фронта. Работа моя очень важна, но усилия всегда остаются за кадром, в лучшем случае есть упоминание в титрах, — поделилась Наташа.

В самом деле, без нее — никуда и никак. Последняя ее сложная задача — отыскать автомобиль «мерседес» — кабриолет, выпущенный до 1941 года.

— В недавно вышедшем фильме «На Париж!» весь сюжет строится на поездке двух советских офицеров в столицу Франции после капитуляции Германии в 1945 году. И машина здесь — практически главный герой. Кабриолет обязательно должен быть на ходу и по сюжету один раз попасть под проливной дождь. Подготовительный этап стал настоящей эпопеей. Сначала мы нашли машину, заключили договор с замечательным архитектором Станиславом Барткявичусом. У него в семье более 60 лет используется Mercedes-Benz 290 Cabrio E Long W18 1938 года выпуска. Раритет достался ему от отца, а тот выкупил его у автопредприятия, на котором работал. Вроде бы все было хорошо, но уже перед самым началом съемок Станислав вник в сценарий. Узнав про сцену с дождем, он вынужден был отказать — мочить деревянную панель из пород редкого дерева и уникальные приборы ему совсем не хотелось, — сообщила подробности моя собеседница.

Как честный человек архитектор вернул аванс. Но машина-то все равно была нужна!

— И тут меня спас литовец Гитаутас Жичкус. У него был похожий экземпляр — Mercedes-Benz 320, и тоже 1938 года, — продолжила Наталья. — И хотя мотор и трансмиссия — от советской «Волги», внешне он полностью соответствовал. Именно это авто и отправилось под холодный душ, став главным героем картины. Все случилось в последний момент, когда съемки оказались под угрозой срыва.

Как настоящий сыщик, Наташа находит нужные вещи. Важны их цвет, состояние, аутентичность. Есть тут и сходство с профессией антиквара. Правда, тот покупает старину, чтобы потом перепродать или хранить, а для реквизитора важен лишь внешний вид и соответствие исторической эпохе. И целый день она на связи. Для этого в телефоне установлены все существующие месседжеры, она зарегистрирована во всех известных в мире социальных сетях — часто найти что-то можно только так.

— Раньше я целыми днями «накручивала телефонный диск». Теперь благодаря Интернету значительно проще: все можно увидеть и на расстоянии решить, брать ли вещь для съемок, — радуется Наташа.

Звоним некоей даме — она умеет делать сумочки из болотной травы. Но работает километрах в 600 от Москвы, в городе Порхове, что на Смоленщине, с Интернетом не дружит, и, чтобы оценить ее произведения, надо туда ехать. Садимся в машину и долго добираемся до места. Однако результат нас радует — изделия именно такие, какие хочет режиссер. Настоящее народное творчество! Растроганная нашим вниманием женщина просто дарит для кино несколько своих созданий, но Наташа тактично оставляет конвертик с деньгами. Кстати, про них разговор особый.

Продюсеры обычно жадничают, хотя бывают и безвыходные ситуации — как с тем «мерседесом». Но если крупные вещи как-то проще достать, то с мелочами случаются настоящие «засады». Последняя почти невыполнимая задача — найти клише. Раньше, до появления офсетного способа печати, для воспроизводства фотографий в газете использовали специальные формы из металла — пресс-клише, которые изготавливали в цинкографии. Технология так называемой высокой печати — такой способ был распространен в мире и в СССР в середине XX века. Чтобы достать несколько таких кусочков металла с изображениями, нам пришлось провести в телефонных переговорах не один час! В результате клише отыскали.

Сильно облегчают работу московские курьерские службы. Однако не все можно сделать по Интернету. Важен и личный контакт. Идем на завод металлических изделий. Директор — милый, но очень усталый человек. Он уже отказал Наташе по телефону. Но при личной встрече и долгой беседе вспомнил, что нужные для антуража станки начала века все-таки есть и хранятся в подвале. Наташа не то чтобы настойчива, но... ей трудно отказать. Станки огромны, вытащить их нельзя, но в просторном подвале вполне можно снять сцену.

— Для вас непривычно, что какой-то эпизод можно снимать в одном городе, а следующий в другом, зимой снимать лето, а летом — зиму. Но в кино часто такое случается. И хорошо, что директор пошел навстречу! Мы сэкономили много сил и средств, чтобы не строить эти декорации на киностудии. А главное — все будет абсолютно достоверно! — радуется Наташа.

На другой день я помогаю ей найти нужную лампу. Старую, кабинетную. Едем на Измайловский вернисаж и обнаруживаем не одну, а целых три. Одна из них пусть и не работает, но зато с «родным» проводом. Цена — 2500 рублей! Так что же, вернисаж — это клад? Увы!

— Сейчас там еще можно увидеть вещи советского периода, но уже нет настоящего антиквариата. Много китайских подделок под старину. Иногда на поиски требуется немало терпения: нужно приезжать часто и совсем рано, пока не проснулись перекупщики. По счастью, таких ламп из коричневого бакелита, который применяли до появления пластмассы, выпускали очень много, и потому найти их просто, — поясняет реквизитор.

Поневоле Наташа уже разбирается в фарфоре, мебели, ювелирных украшениях. В ее телефонной книжке — множество номеров, принадлежащих обладателям разнообразных интересов и занятий, от музейных работников и коллекционеров до случайных торговцев и простых пенсионеров. Ведь никогда не знаешь, что и когда понадобится режиссеру. За полтора дня я намотал с Натальей почти тысячу километров, встретился с десятком самых разных людей и узнал, что профессия ассистента по реквизиту требует массы времени и усилий. Итог всего этого — не выставка или книга, а фильм, где предметы — это просто декорации. Но без них — никак.

Читайте также: Новые павильоны для съемок появятся на западе столицы

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.