Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Ламуты и самоеды: как раньше назывались народы нашей страны

Общество
Ламуты и самоеды: как раньше назывались народы нашей страны
1905 год. Семья самоедов (нганасан, селькупов, ненцев или энцев) и самоедская собака / Фото: Wikipedia / Общественное достояние
Народы нашей страны со временем меняли названия. В «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской империи» 1895 года немало слов, которые сегодня звучат диковинно.

Большинство изменений в названиях народов произошло в 1920– 1930-е годы. Во-первых, с развитием этнографии многие представления уточнились. Например, в XIX веке «татарами» называли самых разных тюркоязычных обитателей Кавказа и Сибири. Со временем «горские татары» стали балкарцами, «енисейские татары» — хакасами. Во-вторых, произошел отказ от названий, которые воспринимались как уничижительные («малороссияне») или двусмысленные («самоеды»).

Какие народы Российской империи упоминаются в старых книгах и как они называются сейчас?

Айсоры — ассирийцы. В годы Первой мировой войны многие ассирийцы бежали из Османской империи в Российскую. В России айсоры промышляли торговлей мясом и чисткой обуви. Уличные будки, в которых смуглые усачи с сапожными щетками поджидали клиентов, были одной из примет старой Москвы. В романе Анатолия Рыбакова «Страх» (1990) герой, вернувшийся в 1937 году в столицу после трех лет отсутствия, ищет знакомые предметы: «А здесь, за углом, должна быть будка чистильщика обуви, старого усатого айсора. Стоит будка, стоит, и айсор сидит, как и прежде...»

Арнауты — православные албанцы, переселившиеся в XIX веке на Украину. Места их компактного проживания в Одессе получили название Большой и Малой Арнаутских улиц. На второй из них, как известно каждому читателю «Двенадцати стульев» (1927) Ильфа и Петрова, делают «всю контрабанду» (то есть подделки под иностранные товары).

Вотяки — удмурты. В 1892 году название этого народа прогремело на всю Российскую империю: десятерых вотяков из села Старый Мултан обвинили в ритуальном убийстве бродяги. Защитником крестьян выступал знаменитый писатель Владимир Короленко. В 1896 году вотяков оправдали (выяснилось, что бродягу убили в соседней русской деревне и мертвым подбросили в Старый Мултан).

Гиляки — нивхи, обитатели Приамурья и Сахалина. Чехов, увидевший гиляков в 1890 году, описал их внешность с точки зрения врача: «У гиляка крепкое, коренастое сложение <...>. Высокий рост стеснял бы его в тайге. Кости у него толсты и отличаются сильным развитием всех <...> бугорков, к которым прикрепляются мышцы, а это заставляет предполагать крепкие, сильные мышцы» («Остров Сахалин», 1893)

Закавказские татары — азербайджанцы. Осенью 1837 года прапорщик Михаил Лермонтов писал другу из Тифлиса (Тбилиси): «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь, и вообще в Азии, необходим, как французский в Европе».

Биографы поэта считают, что речь об азербайджанском языке, а в его изучении Лермонтову помогал Мирза Фатали Ахундов (1812–1878), азербайджанский литератор, служивший переводчиком при канцелярии главного управляющего на Кавказе.

Ламуты — эвены (живут в Якутии, на Чукотке, в Камчатском и Хабаровском краях, в Магадане).

Самоеды — общее название ненцев, энцев, селькупов и нганасан (живут в самых северных регионах Архангельской и Тюменской областей и Красноярского края). В каннибализме не замечены; слово, скорее всего, происходит от их самоназвания saam-edne.

Сейчас эту группу народов обозначают более благозвучным термином «самодийцы», а о старом слове напоминает название породы собак «самоедская лайка».

Тунгусы (тунгузы) — эвенки, коренной народ Восточной Сибири. В стихотворении Пушкина «Я памятник себе воздвиг…» (1836) говорится, что поэта будет знать каждый народ «Руси великой»: «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой/ Тунгуз, и друг степей калмык». Сегодня это слово сохраняется в составе термина «тунгусо-маньчжурская группа языков», в названиях Тунгусского метеорита и Тунгусского плато, рек Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска.

Черемисы — марийцы. В повести Куприна «Поединок» (1905) денщик героя, черемис Гайнан, использует в качестве молитвенного идола вымазанный маслом бюст Пушкина.

Чудь — вепсы, финно-угорский народ, проживающий в Карелии, Ленинградской и Вологодской областях. В Древней Руси слово имело более широкое значение, им назывались самые разные финно-угорские народы, враждебные славянам. Сегодня об этом напоминают названия города Чудово в Новгородской области, Чудского озера, отделяющего Россию от Эстонии, и злого фольклорного существа «чудь белоглазая».

Чухонцы — финское население окрестностей Санкт-Петербурга. В «Медном всаднике» Пушкина (1833) говорится, что накануне создания города на его месте находился только «приют убогого чухонца». «Кухарка-чухонка» встречается почти в каждом произведении русской литературы, действие которого происходит в Петербурге.

Читайте также: Необыкновенный концерт: фестиваль «Мой дом — Москва» раздаст награды

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.