Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Караси для патриарха, генеральские хоромы и мистика «нехорошей» квартиры Булгакова

Сюжет: 

Городские легенды
Общество
Караси для патриарха, генеральские хоромы и мистика «нехорошей» квартиры Булгакова
Патриаршие пруды. / Фото: Дмитрий Коробейников/Dmitry Korobeynikov

Неподалеку от Патриарших жили Владимир Маяковский, Людмила Гурченко, родилась Марина Цветаева, провел свою единственную в столице зиму Александр Блок. Туда-то мы и отправились сегодня на прогулку с краеведом и экскурсоводом проекта «Выход в город» Милой Водостой.

Вышли со станции метро «Пушкинская», миновали Тверской бульвар и набитый до отказа Макдоналдс (кстати, именно он первым открылся в столице) и оказались на тихой Большой Бронной.

— В старину мастера-оружейники здесь изготовляли броню: панцири и кольчуги, — рассказывает Мила, пока мы спускаемся к Сытинскому переулку, — оттуда и название.

Прямо на перекрестке — крохотная ярмарка. Мед, масло, сладости, пастила и домашнее варенье, цены — умеренные. Подходим, пробуем цветочный мед. И как вкусно! Идем мимо синагоги и Литинститута и сворачиваем в Большой. Всюду уютные летние веранды — где пара столиков, где скамеечки, встречаются даже пеньки! Деревянные, подкрашенные под березу. Кухня разнообразная, на любой вкус: от сирийской и иранской до привычной уже русскому едоку японской с роллами да мисо-супом с лососем.

— Когда-то, вообрази себе, на этом месте было болото, — говорит Мила,— на котором пасли коз. Со временем местность преобразилась: болота осушили, речки спрятали в трубы, огороды исчезли.

— В начале XVII века здесь обустроили резиденцию для патриарха Гермогена, — продолжает краевед. — Так на месте болота появилась Патриаршая слобода. На месте осушенных болот вырыли три пруда для разведения рыбы для патриаршего стола. — Но ничто не вечно под луной, — вздыхает краевед, — после отмены патриаршества Петром I слобода стала приходить в упадок — и пруды превратились в болота. Лишь в начале XIX века два из них зарыли, а один сделали декоративным, разбив рядом сквер. Это как раз наш, современный.

На этом злоключения прудов не закончились. В 1924 году пруд переименовали, и он стал Пионерским. Название вернули только в 1992 году.

А вот и Малая Бронная. Улочка — сплошь из старых домов красного кирпича, этажей — максимум шесть-семь.

Друг за другом — рестораны, булочные, сувенирные лавки. А вот и пруды, царство размеренности и ленцы, где даже голуби прохаживаются лениво. С горем пополам нашли где притулиться. На соседней скамейке сидела немолодая пара, оба седоватые, оба в спортивных брюках. Они крошили батон толстым голубям — на пиршество их собралась туча. Рядом на лавочку присел мужчина с солидным кожаным портфелем, достал из пакета свой обед — бутерброд; у кромки воды раскинула пикники молодежь. Сделав на прощание круг, вырулили на Ермолаевский переулок.

В глаза бросилось массивное здание № 9. На его восьми колоннах, на высоте трех этажей, гордо восседали каменные львы.

— Бывшая резиденция высших военачальников СССР, «генеральский дом», — кивает краевед, — квартиры в доме были 12-комнатные, планировка — роскошная.

Передняя, холл, гостиная, кабинет, туалетная, детская, спальня, столовая, передняя перед кухней, комната домработницы, кухня, кладовая, уборная — как тебе? Прошли чуть дальше — вот и Музей современного искусства. Между домами № 21 и 23 когда-то была каменная Ермолаевская церковь, ее снесли в советские годы.

Мы уже поднимались к Большой Садовой, как вдруг краевед предложила:

— А напоследок — в Музей Булгакова! Это недалеко — на Большой Садовой, 10.

Именно с этой-то квартиры и описывал Булгаков свою «нехорошую» квартиру № 50.

Скандальная Аннушка, кстати, пролившая масло, была соседкой Михаила Афанасьевича. Жители дома № 10 до сих пор, ежась, поговаривают: что-то недоброе витает в этих стенах...

Вот так и продолжают жить легенды.

Караси для патриарха, генеральские хоромы и мистика «нехорошей» квартиры Булгакова Фото: «Вечерняя Москва»

Доходные дома А. А. Волоцкой — постройки 1913 года. В доме № 30 до конца жизни жила Людмила Гурченко.

Драматический театр на Малой Бронной — жилой флигель с концертным залом «Романовка» — доходный дом с конторами (постройка начала XIX века). Здесь в 1921–1951 годах размещался Государствен ный еврейский театр, в 1951– 1962 годах — Театр сатиры, с 1962 года — Театр на Малой Бронной.

Товарищество скоропечатня А. А. Левенсон — одно из самых красивых зданий Москвы, было построено в 1900 году специально для типографии, которая была одной из известных и лучших типографий и издательств Российской империи. Сама типография возникла в 1881 году.

Особняк промышленника С. П. Рябушинского — жилой дом в стиле раннего модерна, построен в 1900– 1903 годах, сейчас здесь находится мемориальный Дом-музей Горького, открытый в мае 1965 года.

Синагога на Бронной — Лазарь Соломонович Поляков, известный промышленник, банкир и меценат, в 1883 году подал прошение о приспособлении жилого дома, выходящего фасадом на Большую Бронную улицу, под домашнюю синагогу. Это было первое здание в Москве, построенное как синагогальное. В советское время была закрыта властями, службы возобновились только в 1991 году.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.