Караси для патриарха, генеральские хоромы и мистика «нехорошей» квартиры Булгакова
Сюжет:
Городские легендыНеподалеку от Патриарших жили Владимир Маяковский, Людмила Гурченко, родилась Марина Цветаева, провел свою единственную в столице зиму Александр Блок. Туда-то мы и отправились сегодня на прогулку с краеведом и экскурсоводом проекта «Выход в город» Милой Водостой.
Вышли со станции метро «Пушкинская», миновали Тверской бульвар и набитый до отказа Макдоналдс (кстати, именно он первым открылся в столице) и оказались на тихой Большой Бронной.
— В старину мастера-оружейники здесь изготовляли броню: панцири и кольчуги, — рассказывает Мила, пока мы спускаемся к Сытинскому переулку, — оттуда и название.
Прямо на перекрестке — крохотная ярмарка. Мед, масло, сладости, пастила и домашнее варенье, цены — умеренные. Подходим, пробуем цветочный мед. И как вкусно! Идем мимо синагоги и Литинститута и сворачиваем в Большой. Всюду уютные летние веранды — где пара столиков, где скамеечки, встречаются даже пеньки! Деревянные, подкрашенные под березу. Кухня разнообразная, на любой вкус: от сирийской и иранской до привычной уже русскому едоку японской с роллами да мисо-супом с лососем.
— Когда-то, вообрази себе, на этом месте было болото, — говорит Мила,— на котором пасли коз. Со временем местность преобразилась: болота осушили, речки спрятали в трубы, огороды исчезли.
— В начале XVII века здесь обустроили резиденцию для патриарха Гермогена, — продолжает краевед. — Так на месте болота появилась Патриаршая слобода. На месте осушенных болот вырыли три пруда для разведения рыбы для патриаршего стола. — Но ничто не вечно под луной, — вздыхает краевед, — после отмены патриаршества Петром I слобода стала приходить в упадок — и пруды превратились в болота. Лишь в начале XIX века два из них зарыли, а один сделали декоративным, разбив рядом сквер. Это как раз наш, современный.
На этом злоключения прудов не закончились. В 1924 году пруд переименовали, и он стал Пионерским. Название вернули только в 1992 году.
А вот и Малая Бронная. Улочка — сплошь из старых домов красного кирпича, этажей — максимум шесть-семь.
Друг за другом — рестораны, булочные, сувенирные лавки. А вот и пруды, царство размеренности и ленцы, где даже голуби прохаживаются лениво. С горем пополам нашли где притулиться. На соседней скамейке сидела немолодая пара, оба седоватые, оба в спортивных брюках. Они крошили батон толстым голубям — на пиршество их собралась туча. Рядом на лавочку присел мужчина с солидным кожаным портфелем, достал из пакета свой обед — бутерброд; у кромки воды раскинула пикники молодежь. Сделав на прощание круг, вырулили на Ермолаевский переулок.
В глаза бросилось массивное здание № 9. На его восьми колоннах, на высоте трех этажей, гордо восседали каменные львы.
— Бывшая резиденция высших военачальников СССР, «генеральский дом», — кивает краевед, — квартиры в доме были 12-комнатные, планировка — роскошная.
Передняя, холл, гостиная, кабинет, туалетная, детская, спальня, столовая, передняя перед кухней, комната домработницы, кухня, кладовая, уборная — как тебе? Прошли чуть дальше — вот и Музей современного искусства. Между домами № 21 и 23 когда-то была каменная Ермолаевская церковь, ее снесли в советские годы.
Мы уже поднимались к Большой Садовой, как вдруг краевед предложила:
— А напоследок — в Музей Булгакова! Это недалеко — на Большой Садовой, 10.
Именно с этой-то квартиры и описывал Булгаков свою «нехорошую» квартиру № 50.
Скандальная Аннушка, кстати, пролившая масло, была соседкой Михаила Афанасьевича. Жители дома № 10 до сих пор, ежась, поговаривают: что-то недоброе витает в этих стенах...
Вот так и продолжают жить легенды.
Доходные дома А. А. Волоцкой — постройки 1913 года. В доме № 30 до конца жизни жила Людмила Гурченко.
Драматический театр на Малой Бронной — жилой флигель с концертным залом «Романовка» — доходный дом с конторами (постройка начала XIX века). Здесь в 1921–1951 годах размещался Государствен ный еврейский театр, в 1951– 1962 годах — Театр сатиры, с 1962 года — Театр на Малой Бронной.
Товарищество скоропечатня А. А. Левенсон — одно из самых красивых зданий Москвы, было построено в 1900 году специально для типографии, которая была одной из известных и лучших типографий и издательств Российской империи. Сама типография возникла в 1881 году.
Особняк промышленника С. П. Рябушинского — жилой дом в стиле раннего модерна, построен в 1900– 1903 годах, сейчас здесь находится мемориальный Дом-музей Горького, открытый в мае 1965 года.
Синагога на Бронной — Лазарь Соломонович Поляков, известный промышленник, банкир и меценат, в 1883 году подал прошение о приспособлении жилого дома, выходящего фасадом на Большую Бронную улицу, под домашнюю синагогу. Это было первое здание в Москве, построенное как синагогальное. В советское время была закрыта властями, службы возобновились только в 1991 году.