- Город

Легендарный автозавод обеспечил страну грузовиками и холодильниками

Советы профессиональных бегунов появились на платформе #Москвастобой

«Холостой выстрел»: Пушков оценил призыв ввести санкции против РФ из-за Белоруссии

«Мы потеряли ее»: друзья и коллеги Валентины Легкоступовой поделились воспоминаниями об артистке

Заветные метры. Решить квартирный вопрос становится проще

Названы сроки окончания «волны холодов» в России

«Гестапо какое-то»: что ждет белорусскую оппозицию без Тихановской

Врач назвал единственный способ облегчить состояние при COVID-19

Роспотребнадзор назвал самые опасные для здоровья сферы деятельности

«Сварщик — от 110 тысяч рублей»: названы регионы с самыми высокооплачиваемыми вакансиями

Качели на крыше, живые концерты и завтраки целый день. Семь лучших веранд Москвы

«Все диагнозы на лице»: реабилитолог объяснил «показательный» инсульт Ефремова

СМИ выяснили, что TikTok тайно собирал данные пользователей

«Я тоже против насилия»: Гергиев рассказал о белорусской награде

«Скучаю по тебе»: Панайотов растрогал фанатов фотографией с Началовой

Россияне назвали главные минусы удаленки

СМИ сообщили, что рэпера Картрайта могли отравить

Легендарный автозавод обеспечил страну грузовиками и холодильниками

1924 год. Первый советский грузовой автомобиль АМО-Ф-15, выпускавшийся серийно заводом ЗИЛ, перед стартом автопробега Москва — Ленинград — Смоленск — Москва

ФОТО: Архив

Братья-миллионеры Рябушинские в 1916 году не могли знать, что из их идеи собирать в столице грузовики FIAT вырастет легендарный ЗИЛ.

2 августа 1916 года при большом стечении публики состоялись молебен и закладка первого камня в основание будущего завода по выпуску итальянских грузовиков в Тюфелевой роще Москвы. Договор с главным военно-техническим управлением империи заключили Сергей и Степан Рябушинские. Контракт был на 27 миллионов рублей, за которые купцы должны были изготовить и поставить в армию 1500 грузовиков FIAT-15.

Здание строили знаменитые архитекторы Александр Кузнецов и Артур Лолейт, впоследствии прославившийся как автор школы инженерных расчетов железобетонных конструкций. К 1918 году завод был готов на две трети, завезены пять сотен станков из США, но изготовить ничего не успевали. Пришлось закупить в Италии комплекты и начать «отверточную сборку» машин. Всего на заводе сумели создать 1319 автомобилей.

В августе 1918 года большевики объявили завод собственностью республики, здесь разместили ремонтные мастерские. В годы гражданской войны на предприятии чинили вагоны, грузовики и собирали керосиновые лампы. Первые средства появились в 1923 году. Моделью послужил тот же лицензионный FIAT 15 Ter.

Первая полуторка АМО-Ф-15 была собрана в ночь на 1 ноября 1924 года. Уже 7 ноября колонна из десяти автомобилей прошла по Красной площади на октябрьском параде.

— В 1927-м директором Завода имени Сталина был назначен Иван Лихачев, бывший матрос-балтиец, — напоминает историк Владимир Сидоров. — Вот только собирать грузовик АМО оказалось в десять раз дороже, чем купить в Штатах «Форд»!

Уже в 1934-м начался выпуск легендарного ЗиС-5 (обновленный лицензионный Autocar5S из США) и правительственных ЗиС-101 на базе Buick. В годы войны грузовики «пахали» на фронте и в тылу. В 1950-е создали знаменитые ЗиС-150 и бронетранспортер ЗиС-152, делились технологиями со странами социализма и Китаем. Сейчас на базе построенного в КНР «двойника» ЗиЛа вырос огромный Государственный автоконцерн Китая. Начался выпуск знаменитых холодильников ЗиС (ЗиЛ с 1957-го — прим. «ВМ»), любимых всеми хозяйками страны. Велосипеды, мопеды, автобусы — завод давал стране транспорт. Наиболее удачными и массовыми были грузовики ЗиС-151 и ЗиЛ-130. Под занавес деятельности на заводе трудились более 23 тысяч москвичей.

Сегодня власти столицы дали территории закрывшегося предприятия вторую жизнь — в виде жилого квартала.

Читайте также: Общественное пространство на территории ЗИЛ станет связующим объектом

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

196 098 + 1275 (за сутки)

Выздоровели

251 686 + 695 (за сутки)

Выявлено

4 645 + 12 (за сутки)

Умерли

Сергей Хвостик

Варварство судей или злой умысел: что убивает российский футбол

Екатерина Рощина

Пугачевское иго

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Про святого эскимоса и не только: чем увлечь юных читателей

Виктория Федотова

У Белоруссии женское лицо

Дмитрий Журавлев, политолог

Атмосфера общего страха

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ, политолог

Лукашенко между двух огней

Олег Сыров

Готовим дома: перепела в брусничном соусе

Степан Орлов, заместитель председателя Мосгордумы

Без помощи никто не останется

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите