Васильев рассказал, как поменялась мода за 90 лет
В этом году 90 лет исполнилось главной столичной швейной фабрике «Большевичка». О переменчивой московской моде «ВМ» рассказал историк моды и телеведущий Александр Васильев.
По словам историка моды, многое из того, что делало и продолжает делать Москву уникальным городом, в ней сохранилось.
— Разговор о московской моде всегда нужно начинать с экскурса в историю. И начинать, конечно, с царского периода, — открыл свою лекцию для горожан, организованную столичным Департаментом инвестиционной и промышленной политики, Александр Васильев. — Дело в том, что Москва — произведение не советского человека, а Российской империи.
Наш город всегда славился производством готовой одежды — конфекционом. Это была готовая к ношению одежда, своего рода предтеча прет-а-порте — моделей готовых костюмов, которые поставляются известными модельерами в массовое производство. Распространение конфекционы (так стали называться и магазины, продававшие готовые платья) получили в 1900-е годы. Самым крупным и известным домом моды в Москве до революции был дом Надежды Ламановой, выдающейся портнихи царского времени и модельера, которая одевала и обитателей Зимнего дворца в Петербурге. Дом моды располагался на Тверском бульваре, в здании, которое сегодня занимает ТАСС.
С распространением швейной машинки «Зингер» во многих подмосковных селах начали шить мужские брюки, жилетки, рубашки, пиджаки, женские пальто и юбки.
— Это был пошив для широкого мещанского слоя населения. Тем не менее в Москве до революции существовало 100 домов моды, — подчеркнул Васильев.
Для сравнения, в советский период в столице работал всего один дом моды. Сначала, в 30-е годы, это был дом моды Мосбелье на Сретенке, в 40-е годы — знаменитый Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком Мосту, затем — Московский дом моделей, и, наконец, Дом моделей Вячеслава Зайцева.
Особый расцвет московской моды пришелся на 1920-е годы, на эпоху НЭПа. Тогда местом притяжения всех столичных модников стал Столешников переулок, в котором было сосредоточено большинство шляпных и меховых мастерских, а также салонов по пошиву платьев. Когда частное производство, в том числе и одежды, было уничтожено, большинство портных мастеров либо исчезли, либо ушли в подполье.
Огромное влияние на московскую моду оказали послевоенные годы, когда наступила эпоха «трофейной моды». Привезенные в Советский Союз и Москву меха, платья, обувь и косметика из стран Европы стали настоящим культурным шоком даже для жителей столицы. В это время Москва была переполнена комиссионными магазинами, в которые сдавали отрезы ткани, привезенные из Европы.
— Безусловно, эти красивые вещи на долгое время украсили жизнь и быт москвичек, — добавил историк моды.
Если сталинский период отличался очень тяжеловесной модой, то хрущевский период стал более легкомысленным. В то время в Москву приходят нейлон и капрон, и москвички одеваются в платья в стиле «нью лук», создававшем образ «идеальной женщины» с тонкой талией, хрупкими плечами и изящными бедрами. Местом продажи такой одежды стал столичный магазин «Синтетика» на Ленинском.
После Фестиваля молодежи и студентов 1957 года в Москве появились первые фарцовщики, на долгие годы ставшие главным, а порой и единственным источником заграничной моды в СССР.
В эпоху перестройки впервые появляются совместные предприятия и кооперативы. И тогда лидерство в производстве обуви для москвичей захватили армянские мастера, которые стали шить модные тогда белые сапоги, самодельные кроссовки и джинсы. Армянские портные делали их из тиковой ткани, что не мешало им выдавать их за оригинальные американские.
— В 90-е годы на Москву свалилось огромное количество неликвида из-за рубежа: Польши, Германии, Франции. Эта вышедшая из моды в Европе еще десять лет назад одежда очень хорошо покупалась здесь, — отметил Васильев.
Одновременно с этим свои первые фирменные магазины в столице стали открывать популярные западные бренды. Сегодня в Москве можно найти одежду любого дома моды. Может, поэтому и особенные отличия москвичей от жителей других столиц сегодня трудно отметить.
— Благодаря глобализации каких-то отличий нет. Я бы сказал, что на улицах Москвы больше нарядных женщин, чем на улицах Парижа, — сказал Александр Васильев.
По его словам, Москва вместила в себя столько модных направлений и стилей, что говорить о каком-то определенном стиле вряд ли возможно. Но все-таки одну черту в современных москвичах отметить можно — разухабистоаляповатый стиль в их одежде жив до сих пор.
Читайте также: Как москвичи отмечали Новый год 100 лет назад и сейчас