Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Участник войны Евсей Рудинский: Крылья несли к Победе

Сюжет: 

75-летие Великой Победы
Общество
Участник войны Евсей Рудинский: Крылья несли к Победе
Ветеран Великой Отечественной войны Евсей Яковлевич Рудинский / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»

Более 40 вылетов над Курском, Бобруйском, Лодзью, Берлином... Гул родной «Пешки» участник войны Евсей Рудинский и сегодня узнал бы среди голосов прочих.

В свои почти 98 лет Евсей Яковлевич справляется по хозяйству сам, читает, встречается с друзьям-ветеранами. В 1951 году он был вынужден отказаться от неба, слух подвел.

— Когда бомбардировщик резко уходит в пике, летчики испытывают перегрузки посильнее, чем у космонавтов. Почти у всех наших эти проблемы, — объясняет мой собеседник.

В Мелитопольское военно-авиационное училище он попал сразу после окончания 10-го класса. Время было тревожное. Страна срочно пополняла отряд «сталинских соколов».

К 1941 году курсант Рудинский в совершенстве освоил и управление самолетом, и штурманское дело.

— С математикой я всегда дружил. А в основе штурманской науки лежит тригонометрия, сплошные углы — прицеливания, бомбометания, движения в потоке ветра. Без мозгов к приборам даже не суйся! Известно еще изречение легендарного летчика Валерия Чкалова, когда пилотов он назвал грубой физической силой, а своего штурмана, Александра Белякова, — «головой», — улыбается ветеран.

Первые годы войны штурман Евсей Рудинский провел в тыловой эскадрилье связи под Архангельском. Боевых самолетов не хватало. И хотя молодые летчики все как один буквально закидывали своих командиров рапортами с просьбами об отправке на фронт, Евсей Яковлевич с уважением вспоминает и это время.

— Мне достались такие учителя! Известнейшие полярники — Зимов, Скорик, Арнаутов — научили летать в суровых погодных условиях Севера, — говорит ветеран.

Настоящим подарком для молодых выпускников Мелитопольского училища стала первая краткосрочная командировка под Курск.

— Второй командир эскадрильи за нас попросил кого нужно, и мы по два боевых вылета над Курской дугой cделали. 10 дней просто изучали самолет Пе-2, боевого опыта-то никакого еще не было. Но отбомбились мы без происшествий. Только даже упоминать об этих вылетах еще много лет нам запрещалось, вылетели-то без приказа, — опускает глаза Рудинский. — В первый мой полет летчик-ас Петр Агафонов сделал мне существенное замечание: «Долго цель высматриваешь. Много с тобой не налетаешь. Головой нужно на 360 градусов крутить, чтобы обстановку сечь». С тех пор правило это я крепко запомнил.

В конце 1943 года просьбы семи лучших штурманов Архангельской эскадрильи были удовлетворены, им повезло попасть в 128-й снайперский полк бомбардировочной авиационной дивизии. Главными целями бомбардировщиков становились важные железнодорожные узлы, склады, переправы, артиллерийско-минометные позиции. 15 Героев Советского Союза летали в том полку. Под двести боевых вылетов у каждого.

— Не могу не вспомнить о тактике, которая активно применялась нашими «соколами». Это было пикирование с так называемой вертушки, когда самолеты становились друг за другом вкруг. Происходило длительное точечное воздействие на противника, — замечает мой герой.

В наградном его листе довольно подробно изложено, сколько, где и когда он отбомбил важных целей. «...Проявил себя снайпером-пикировщиком... уничтожил два орудия полевой артиллерии, 30 человек прислуги батареи... склады с боеприпасами, пять зданий, роту солдат, переправы, эшелоны противника...» — список заслуг длинный, все в статье не уместятся.

А сколько за этой статистикой стоит его, Рудинского, и его друзей мужества, самопожертвования, даже представить невозможно. С 1941 по 1945 годы среди погибших летчиков — три состава полка...

— Помню тяжелые бои под Бобруйском. Немцы отчаянно отбивались, охраняли мост через Березину. Мы его два дня бомбили, летали в сплошном огне, — вспоминает ветеран. — Немецкие истребители подожгли самолет пилота Степанюка с моим прежним сокурсником и другом Иваном Дундуком. Я видел, как у них оба мотора горели факельным огнем. Хорошо, что они сумели выпрыгнуть на парашютах. Не увернулся от фрицев командир эскадрильи, Герой Советского Союза Федор Пашин. Весь его экипаж — и штурман Николай Старостин, тоже Герой Советского Союза, и стрелок Иван Силаев, — остались живы.

Участник войны Евсей Рудинский: Крылья несли к Победе Знаменитая «пешка», бомбардировщик Пе-2, на котором Евсей Рудинский бомбил Берлин / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»

Победная Берлинская операция для экипажа Рудинского началась 16 апреля 1945 года. В 90 километрах от аэродрома Милостово уже располагались вражеские укрепсооружения.

— После первого вылета пришлось вернуться ни с чем. Из-за плотной облачности ничего видно не было. Выполнить боевое задание удалось лишь после обеда. Но и нам досталось нешуточно, — Рудинский складывает руки в кольцо, демонстрируя величину пробоин от вражеских снарядов.

— Мы выходили из пике, сбросив бомбы, на высоте слишком для нас низкой, метров 400–500, и тут же наткнулись на огонь немецких зениток. Один снаряд сразу же разорвался прямо в кабине стрелка-радиста. Он, контуженный, сумел высунуться из кабины и руками показать, что связь оборвалась. И тогда наш летчик Боря Минцев — талантливый парень был! — начал словно нырять между огненными трассами, закладывая крутые виражи, не давал в нас прицеливаться. Однако шесть дыр мы все-таки насчитали в самолете, когда уже сели, — грозит кому-то кулаком Евсей Яковлевич и вспоминает, как сбитый самолет его сослуживца Константина Царева упал в нейтральной полосе... Буквально из-под носа немцев наши пехотинцы успели вытащить из горящей машины летчика, раненого штурмана и стрелка. Всех вернули на аэродром в Милостово.

Во время рассказа нет-нет, да касается рукой мой собеседник черно-белого снимка с крылатыми легендарными машинами. Точно такими же, как были в его полку.

— 27–28 апреля бомбили уже непосредственно Берлин, в 400 метрах от Рейхстага, как раз над рейхсканцелярией Гитлера. Тут с иными сложностями столкнуться пришлось. Земля под нами дымилась, четкой линии фронта не было, мы опасались промахнуться, попасть по своим, — объясняет ветеран.

Уже в финале нашей беседы вспоминаем о фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика». Рудинский признается, что в 1960-е годы ему вместе со своими заслуженными коллегами довелось принимать кинокартину в качестве экспертов:

— Жизненный фильм. Мне еще тогда сказали, что штурман Вениамин Гуревич похожим на меня получился.

Читайте также: После Победы основал Музей Курской битвы

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.