Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Жертвы «Святой Анны»

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Жертвы «Святой Анны»
Полярный исследователь Георгий Седов прокладывает на карте маршрут движения экспедиции / Фото: РИА Новости

Тайна затерянной экспедиции в Арктику, отправившейся по следам героев романа Вениамина Каверина «Два капитана», приоткрылась «Вечерке».

В середине марта в Москве должен был состояться Международный арктический форум, на котором представители разных стран планировали поделиться соображениями о том, «как нам обустроить Северный полюс».

Утилизация отходов во льдах Арктики, будущее Северного морского пути, развитие туризма за Полярным кругом и привлекательность Земли Франца-Иосифа для олигархов, готовых платить за острые ощущения «бешеные деньги», — говорить о грядущем заснеженных территорий можно много. И когда накал страстей, связанный с распространением коронавируса, пройдет, рассуждать о будущем Арктики еще будут. Ведь это — стратегически важная территория.

Но обмолвится ли кто-нибудь хоть словом о ее прошлом? О том, что Крайний Север — это пустынное обледенелое кладбище пропавших без вести полярников, чьи могилы всерьез давно никто не ищет. Вряд ли. Сегодня лишь в узких кругах энтузиастов теплится надежда отыскать следы канувших в Лету путешественников начала XX века, чьи останки затеряны во льдах. Руководитель первой русской полярной экспедиции 1912 года гидрограф Георгий Седов, молодой лейтенант флота Георгий Брусилов, погибший в арктических льдах в 1914-м, навечно застрявший в мерзлоте Владимир Русанов — про этих русских первооткрывателей Севера написаны сотни исторических трудов, художественные книги, сняты фильмы. Однако новая государственная стратегия развития Арктики, видимо, будет строиться на костях первопроходцев, лежащих в вечной мерзлоте вторую сотню лет.

В поисках следов

Известно, что за основу сюжета «Двух капитанов» Вениамин Каверин взял документальные события: экспедицию Георгия Брусилова 1912–1914 годов, который первым в истории нашей страны вознамерился пройти под российским флагом по Северному морскому пути. Всего две недели лейтенант и его команда, покинув порт в Санкт-Петербурге, шли на восток, а потом их шхуну намертво сковало льдами. Экипаж «Святой Анны» долго дрейфовал с ледяной толщей, и в апреле 1914 года шхуна была признана пропавшей без вести. Ни одна организованная сразу после ее пропажи масштабная поисковая экспедиция не увенчалась успехом, и в 1915 году высочайшим решением поиски Брусилова и его команды были прекращены...

Шли годы. Менялись правители и строи. Государственных программ по поиску канувших в Лету полярных экспедиций больше не принималось, но романтики и энтузиасты, болеющие Арктикой, выросшие на романе Каверина, не расставались с мечтой найти следы пропавшей команды Георгия Брусилова.

В 2010 году мечты воплотились в реальность. Первая за долгие годы экспедиция, получившая название «По следам двух капитанов» и собранная действительным членом Русского географического общества, почетным полярником России Олегом Проданом, вернулась домой с сенсационной находкой. На острове Земля Георга архипелага Земля Франца-Иосифа были обнаружены человеческие останки и 100-летние артефакты.

Жертвы «Святой Анны» Находки российских ученых на Земле Франца-Иосифа. Фото 2010 года / Фото: Руслан Кривобок/РИА Новости

Его не берет Север

А теперь еще немного истории, которую пересказал Вениамин Каверин в своих «Двух капитанах».

10 апреля 1914 года, когда экипаж «Святой Анны», изможденный голодом, уже потерял надежду вызволить шхуну из ледового плена, штурман Валериан Альбанов, а с ним 13 членов команды покинули судно, чтобы добраться до Мурманска пешком. Это было смелое и отчаянное решение: только два человека — матрос Александр Конрад и сам штурман — достигли цели. Остальные члены пешей группы погибали в снегах один за другим. Как это было, Альбанов описывал в своем дневнике, благодаря которому нам сегодня хоть что-то известно о последних днях жизни команды Брусилова.

Кто-то сошел с ума и перестал сопротивляться морозу, кто-то умер от изнеможения, а кто-то — от лап медведя. В 2010 году Продан с единомышленниками набрели на останки одного из этих несчастных.

Тогда пресса много писала о находке, о современных героях-полярниках, обнаруживших следы экипажа Георгия Брусилова, но человек, без которого экспедиция не состоялась бы, все эти годы оставался в тени.

Это Герой России, генерал-лейтенант Николай Гаврилов. Как и каверинский Саша Григорьев, Гаврилов — летчик. Звание героя он получил за выполнение боевых задач в горячих точках. Неоднократно Гаврилов лично доставлял на вертолете президента Путина в места боевых действий. В 2010-м Николай Гаврилов был начальником Управления авиации ФСБ России. И именно к нему пришли организаторы поисковой арктической экспедиции с просьбой помочь им добраться до Северного полюса. И увлекли рассказом, и задели правильные струнки души, и побудили взять на себя координацию похода.

— Искать следы русских героев — это настоящий патриотизм, — убежден Николай Федорович. — И разве мог я остаться от этого в стороне?

Десять лет назад для полярников-поисковиков генерал Гаврилов был всего лишь должностным лицом с массой возможностей, сейчас же они называют его «ангелом-хранителем», которого «не берет Север».

Находка

— Участники готовящегося похода попросили отвезти их на вертолетах ФСБ в Арктику, и я их поддержал, — рассказывает Николай Федорович.

Будучи в то время ответственным за обеспечение пограничной базы ФСБ, находящейся в Арктике, генерал Гаврилов часто летал в северные широты. Управлять вертолетом в тяжелых условиях Крайнего Севера он умеет мастерски. В один из рейсов он согласился «подбросить» на полюс гражданских.

— Мы согласовали экспедицию с пограничниками, и я на наших вертолетах отвез на полюс группу из девяти человек под руководством Олега Продана, — уточняет генерал. — Все спасательные мероприятия, случись что, тоже были на мне. Я высадил ребят у Земли Франца-Иосифа, которую упоминал Альбанов в своих дневниках, они разбили лагерь и начали поиски. Не успел я вернуться в Москву — звонок: «Мы нашли останки человека!»

Один из поисковиков, прочесывая местность, увидел торчащую из-под камней кость. Повезло, что здесь были камни, что не стаяла льдина и не унесла останки в море, повезло, что глыбы льда не сошлись, похоронив кости в образовавшейся щели, что их не растащили медведи, — много разных «повезло».

— Когда начали копать, нашли весь скелет, до мельчайших косточек фаланг, — говорит Николай Гаврилов, но без черепа. Что случилось? Одна из самых правдоподобных версий — на него напал медведь. Другие моряки, судя по всему, застрелили хищника — его шкура была найдена там же — и ушли.

Артефакты под снегом

Рядом с костями нашли также артефакты начала прошлого века — очки из бутылочных стекол, часы, ложку, свисток, нож, тетрадь с записями и кружку, про которую Альбанов писал в своих дневниках: «То была одна-единственная кружка на всех членов экспедиции, в которой мы варили птичьи яйца».

— Я держал в руках эти 100-летние артефакты и дрожал, честное слово, — признается генерал Гаврилов. — Тетрадь, столько времени пролежавшая во льдах, исписанная удивительно красивым почерком, была настолько хрупкая, что таяла от тепла пальцев.

Николай Федорович забрал у поисковиков артефакты и отдал в лабораторию ФСБ, где первым делом были восстановлены записи из почти рассыпавшейся тетради.

«20 мая. Глубина океана 270 сажень. Погода в обед 8 градусов тепла. Сегодня получил последнюю плитку табака, а спички уже кончились давно…»

Кто написал эти строки? Старший рулевой Петр Максимов? А может, машинист Владимир Губанов или матрос Павел Смиренников? Согласно главной рабочей версии экспедиция Продана нашла останки стюарда Яна Регальда. Как сказал «Вечерке» генерал Гаврилов, в костях экспертам ФСБ удалось обнаружить микроэлемент, который якобы часто накапливается в костях людей, долго проживших в Прибалтике. А Регальд был единственным прибалтом в команде Брусилова.

— Останки еще находятся на экспертизе, — говорит бывший начальник управления авиации ФСБ РФ, — а артефакты переданы в Северный морской музей в Архангельске. Вскоре после того как была сделана эта сенсационная находка, я ушел из органов госбезопасности, и полярники, к сожалению, больше не смогли пользоваться государственными вертолетами.

Через год поисковики решили продолжить поиски. Они наняли частного пилота. Тот не смог справиться с машиной в густом арктическом тумане: вертолет упал, команда разбилась... Тогда в среде полярников пошли разговоры: вот был бы Гаврилов за штурвалом, трагедии не случилось. А саму гибель экипажа вертолета окутали мистикой: мол, спустя 100 лет «Святая Анна» продолжает забирать жизни людей.

ДАТА

19 апреля исполнится 118 лет со дня рождения советского писателя, драматурга и сценариста Вениамина Каверина. Отличный повод перечитать (а для кого-то и прочитать впервые) его знаменитый роман «Два капитана»

ОНИ МЕЧТАЛИ ПОКОРИТЬ АРКТИКУ

Вместе со штурманом Валерианом Альбановым 10 апреля 1914 года «Святую Анну» покинули следующие члены экипажа:

Петр Максимов, старший рулевой; Иван Луняев, матрос; Александр Архиреев, матрос; Евгений Шпаковский, матрос; Прохор Баев, матрос; Владимир Губанов, машинист; Александр Конрад, матрос; Ольгерд Нильсен, матрос; Павел Смиренников, матрос; Ян Регальд, стюард.

Читайте также: Первый герой Страны Советов

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.