Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

«Актриса без имени»: последние слова Ксении Куприной

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
«Актриса без имени»: последние слова Ксении Куприной
Дочь русского писателя Александра Куприна Ксения / Фото: Youtube.com

Дочь русского писателя Александра Куприна прожила достаточно яркую жизнь. Ксения Александровна была известной моделью, успешной актрисой, писательницей. Но было ли в ее жизни счастье?

Шумел весенний Париж. Молодой франт и яркая девушка — высокая, изящная, брови вразлет, маленькая кокетливая шляпка, светлые перчатки, легкое бежевое пальтишко — ждали автомобиль.

Вдруг рядом раздался хохот, смеялись девушки-подружки. Ах как похожи были они на стаю беспечных птичек! Смеялись они над слепым старичком, который не мог перейти оживленную улицу. Бедно и неряшливо одетый, в шляпе-котелке, нелепо сдвинутой за затылок, он то робко пытался схватить за рукав кого-нибудь из прохожих, то делал попытки броситься под пробегавшие авто, но, лишь заслышав сигнал клаксона, испуганно отступал обратно на тротуар.

— Киса, моя прекрасная Киса! Посмотри на этого человека! Кажется, он олицетворяет все несчастья этого мира. Старость, болезнь и нищету… Смотри, наше авто. Пойдем, пойдем, мы уже опаздываем… — и молодой человек подхватил свою спутницу под локоть, навсегда забыв о слепом старичке. И никак не мог понять, почему в салоне авто его Киса вдруг закрыла лицо руками и расплакалась совсем по-детски. А потом весь вечер была тиха и молчалива, и лишь ярким маком горел на бледном ее лице алый рот.

Будь молодой человек чуть более образованным, он признал бы в бедно одетом эмигранте великого русского писателя Александра Ивановича Куприна. И тогда, быть может, смог бы догадаться, что его Киса носит ту же фамилию: Куприн. Kissa Kоuprine, манекенщица Дома Поля Пуаре, начинающая, но уже известная актриса, снявшаяся в нескольких фильмах. Ее карьера только начиналась и сулила самые радужные перспективы.

Ксения Александровна Куприна, или Киса, как звали ее дома, уехала из России летом 1919 года в 11 лет. Сначала семья Куприных оказалась в Финляндии, затем, по совету Ивана Бунина, в Париже. Куприны спаслись от нового режима, но в эмиграции Александр Иванович Куприн не нашел своего места. Все его помыслы, все сюжеты были связаны с Россией. Куприн всегда знал, что рано или поздно вернется на родину. А здесь, в благополучном Париже, он был чужим. К тому же бедствовал. Маленькую Ксению отдали учиться в интернат монастыря «Дамы Провидения». Это было католическое учебное заведение с монастырскими правилами. Избалованный и залюбленный домашний ребенок, вырванный из привычной языковой среды, Киса Куприна казалась себе самым несчастным человеком на земле… Но судьба вдруг сделала крутой вираж. У Ксении был так называемый русский стиль красоты — очень модный в двадцатые-тридцатые годы прошлого века. Княжна Натали Палей, княгиня Елизавета Белосельская-Белозерская, Людмила (Люд) Федосеева… Утонченная красота, аристократические манеры, достоинство, с которым русские модели несли себя по подиуму, подняли профессию манекенщицы на новый уровень.

Одной из таких русских красавиц оказалась и юная Ксения Куприна. Ей было всего шестнадцать, когда она стала моделью в знаменитом в то время Доме Поля Пуаре. Началась новая жизнь, яркая и красочная. Приемы, роскошные платья и драгоценности, поклонники, шампанское… Киса — с ударением на последнюю гласную — стала желанной гостьей на великосветских тусовках. Она была смешливая и легкая, умела очаровывать с первого взгляда. На одной из таких вечеринок на Куприну обратил внимание известный кинорежиссер Марсель Лербье. Ей тогда только исполнилось восемнадцать; никакого актерского опыта, конечно, и в помине не было. Но было другое: красота, юность, непосредственность. Никто, казалось, не умел так нежно смеяться, так дразнить одними глазами, а потом вдруг резко «включать королеву» и обдавать неприступным холодом. Лербье влюбился, пропал. И… заключил с Кисой Куприной контракт на пять фильмов. Главные роли в самых известных лентах того времени — «С дьяволом в сердце», «Тайна желтой комнаты», «Духи дамы в черном», «Жемчужина» Иван Бунин записывает: «с особенным удовольствием смотрел фильм под названием «Бэби», там играла хорошенькая Киса Куприна». Говорят, именно во время просмотра фильма с Кисой в главной роли Бунин получил известие о присуждении Нобелевской премии.

Хорошенькая и талантливая, но безрассудная, она жила здесь и сейчас, кружила головы поклонникам, тратила огромные деньги на дорогие платья, на безделушки. А в то же время Александр Куприн с женой, Елизаветой Морицовной, практически голодали, у них то отключали электричество, то газ за неуплату. Родители радовались успехам дочери, отец слал ей шутливые записки: «Ах! Нет другого мнения: всех краше в мире Ксения». Но все искал в красивом лице Кисы родные черты маленькой круглолицей девочки с распахнутыми глазами, которую он когда-то впервые посадил на лошадку-пони.

Как-то Куприна спросил таксист: «Не вы ли отец знаменитой Кисы Куприной?» Тот потом долго возмущался: «Вот до чего я дожил! Стал всего лишь отцом знаменитой дочери!»

Куприн всегда был очень близок с единственной дочерью — именно она первой читала его новые произведения. А теперь в ее тоне проскакивало снисхождение и даже раздражение по отношению к родителям, не нашедшим себя в эмиграции. Куприн все чаще пил, все меньше и хуже писал, почти ослеп. И принял решение — вернуться на родину. Умирать. Он знал, что неизлечимо болен, и хотел вновь увидеть Россию: «Я готов идти в Москву пешком по шпалам...».

И непременно хотел, чтобы вернулись они всей семьей: он, жена и Ксения-Киса.

А вот Киса вовсе не хотела возвращаться в советскую Россию. Работа, роли, слава — все было в Париже. Она была востребованной актрисой немого кино. Здесь ее окружали друзья. Здесь у нее появилась большая любовь: французский летчик. Ах, как потом, спустя годы, горько будет ей вспоминать расставание с родителями! И то, какими они вдруг стали маленькими и беззащитными. И — особенно горько, до болезненности, — ту встречу с отцом на шумной улице, когда он не мог перейти дорогу, а она так и не осмелилась подойти к нему. «Но учтите, мне не было еще и тридцати! Будущее казалось лучезарным! А теперь я вижу, что все те годы прожила бесплодно…» — оправдывалась много позже Ксения Александровна.

Было море слез и взаимных упреков и уговоров. Перед отъездом, в состоянии абсолютной секретности, вели переговоры с «принимающей стороной», выправляли бумаги, продавали вещи, пристраивали библиотеку, прощались — навсегда. Киса твердо сказала, что остается. Перед самым отъездом Александр Иванович нанес визит генералу Деникину и рассказал о том, что возвращается домой. Потом пошел в кабаре «Шахерезада» и попросил там известную русскую певицу Наташу Кедрову спеть «В далекий путь, моряк, плыви…» и «За дальнею околицей». «И стройная березонька листву наденет новую, и запоет соловушка над синею рекой», — пела Наташа низким, будто бархатным, грудным голосом. А Куприн сидел и плакал. Жить ему оставалось чуть больше года. Умрет он в ночь на 25 августа 1938 года от рака пищевода, а похоронен будет, как и мечтал, в России. В Ленинграде, на Литераторских мостках Волковского кладбища, рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева.

После отъезда родителей удача словно отвернулась от Кисы Куприной.

Французский летчик погиб; нелепая, трагическая автомобильная авария.

На смену «немому» кино пришло другое, новое. Там уже не нашлось места для русской эмигрантки. Загорались новые звезды и на подиуме. Русское эмигрантское сообщество не могло простить Кисе того, что Куприн вернулся в Россию. «Многие от меня отвернулись. Эмигрантские газеты писали, что я продала родителей большевикам. и спрашивали, сколько на этом заработала... Особенно усердствовала в распространении слухов и клеветы об отъезде Куприна на Родину Зинаида Гиппиус», — вспоминала много позже Ксения Александровна. Хотя — были и те, кто с пониманием отнесся к воле Куприна. В эмигрантской среде царил раскол, копился негатив и всеобщая неустроенность, словно в предчувствии глобальной катастрофы. И пришла общая беда: Вторая мировая война.

Покончила с собой в блокадном Ленинграде мать Кисы. Ей пришло ложное известие о том, что дочь попала в руки гестапо, и она не хотела и не могла больше жить.

Казалось, что все осталось в прошлом. Но у Кисы Куприной оказалась неукротимая жизненная энергия, которая помогла ей подняться с самого дна отчаяния. Она окончила курсы модельеров и смогла стать одним из лучших театральных костюмеров. А позже с подругой, певицей Наташей Лопато, открыла «русский ресторан», но дело прогорело… И снова — случайные заработки. И новые влюбленности. И жизнь, которая, кажется, проходила впустую.

Она сидела в Парижском кафе, на открытой веранде, и вспоминала, вспоминала. Своего жениха-летчика, с которым так и не успела обвенчаться. И свою новую любовь, любовь-страсть, мужчину, с которым они то расставались, то вновь сходились. Это чувство было огромным счастьем и огромным несчастьем одновременно…

Вспоминала своих друзей. Жана Маре, с которым был мимолетный роман. Антуана де Сент-Экзюпери, который когда-то был ею увлечен. Эдит Пиаф, голосистого воробышка, о ней Киса даже написала небольшую книжку для русской эмиграции. Прохожие оглядывались на эту эффектную и элегантную женщину за столиком. Настоящая парижанка!

Кто бы мог предположить, что сейчас больше всего она хочет вернуться домой — в Россию.

Ей было пятьдесят, когда она прилетела в Москву — насовсем. Когда уже весь багаж был отправлен в Россию, ей позвонил тот самый мужчина, с которым она была так счастлива и несчастлива одновременно. Он узнал, что она хочет вернуться на родину. Он обескуражен, он не сможет жить без нее…

Он готов предложить ей руку и сердце и расстаться со своей холостяцкой свободой. Пусть только она не уезжает…

— Слишком поздно, — ответила непреклонная Киса... Ксения привезла с собой в Россию бесценный груз: библиотеку и архивы Александра Куприна. Многие рукописи — неопубликованные. Гонорары от книг отца, который издавался миллионными тиражами, Ксении Александровне не полагались; ей выплатили одноразово вознаграждение, которое она потратила с присущей ей легкостью очень быстро…

Она с удовольствием приняла предложение сняться в фильме об Александре Куприне «Жить не могу без России». В этом фильме вновь рассказывает Ксения Александровна о той встрече с отцом, когда он не мог перейти улицу. Но «переделывает» концовку на оптимистичную. Она бросается к отцу, и тот узнает ее, и счастлив, и целует ей руки… Наверное, этот горький эпизод до конца жизни не давал ей покоя.

Ей выделили однокомнатную квартирку на Фрунзенской набережной. Сама Фурцева помогла Куприной устроиться на работу в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, где она играла эпизодические, крохотные роли. «Я — актриса без имени», — с горечью говорила Ксения Александровна.

Так прошло более двадцати лет. В последние годы она написала пронзительную книгу воспоминаний «Куприн — мой отец». Сколько в этой книге гордости, любви и какого-то позднего раскаяния.

С годами воспоминания детства становились все более яркими и выпуклыми. Померкла жизнь в эмиграции, забылись романы, погас свет софитов. Но как помнился поход в цирк с отцом, когда клоун Жекомино пообещал ей подарить белого козлика — и не сдержал обещания! Как хрустел декабрьский снежок под подошвами валенок, какой холодный нос был у черной лохматой собачки, любимицы отца. Какая красивая мама в черном платье с белым накрахмаленным воротничком. Это кино — не немое, не черно-белое. В нем гогочут гуси, шумит летний дождь и чей-то далекий голос поет про стройную березоньку.

— Оденьте меня. За мной пришли родители… — Это были последние слова Ксении Куприной.

Ее прах захоронили на том же Волковском кладбище, где покоятся Александр и Елизавета Куприны.

Читайте также: Как цифровая эпоха повлияла на искусство фотографии

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.