Тайны первых тоннелей. Что находили строители столичной подземки
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАВ среду, 16 декабря, столичный метрополитен строится самыми высокими за всю свою историю темпами. Проходческие щиты уверенно прокладывают новые тоннели. А 85 лет назад столичные недра скрывали множество сюрпризов для первых строителей.
Создание метро в нашем регионе может показаться простым делом: ведь бурить будут не на Крайнем Севере, где на сотни километров ни души, а земля не промерзла насквозь. Однако оказалось, что строители первых станций столкнулись с трудностями, да еще какими!
О том, что находится под землей, на которой стоит столица, было известно мало. С первых пробуренных метров стали попадаться удивительные находки.
— Но сначала попадался в основном мусор ушедших эпох, — рассказывает историк метро Сергей Морозов. — Вот как об этом пишет Павел Лопатин в книге «Метро», изданной в 1937 году: «На пути попались старая махотка для молока из черной глины и узкогорлые пузырьки. Встретилась маленькая чашечка из глины — ее наполняли маслом и клали в гроб покойнику... Старый серебряный светильник. Печные изразцы».
Как пишет Павел Лопатин, попадались строителям и жуткие находки — покойники и склепы.
Дальше — больше. Находили рядом поломанный клинок польской сабли. В начале XVII века ее потерял польский пан в битве с войсками боярина Шуйского. Иногда в недрах находили настоящий клад: от старинных монет и ценных вещей до археологических находок.
— Лопатин писал в своей книге далее: «Кончился плывун, и началась черная глина. А в глине позвонки незнакомого животного, острый, чуть изогнутый зуб вымершей акулы, ствол обуглившегося дерева и груды раковин...», — процитировал Морозов. — За сотни тысячелетий в этих местах, как и по всему миру, скопилось много известняка, который напоминает о том, кто жил здесь сотни, тысячи и миллионы лет назад.
Находки отправлялись в геологический отдел Метростроя, который располагался в Ветошном переулке.
ЦИФРА
24 по счету в мире среди метрополитенов стал запущенный в 1935 году Московский метрополитен.
КСТАТИ
Изначально нынешняя Кольцевая линия называлась «Большим кольцом», так как внутри планировалось построить еще одно — малое, которое проходило бы под Бульварным кольцом.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО
Самая короткая линия в столичном метро в прошлом скоро станет частью самой длинной. Каховская линия войдет в состав Большой кольцевой линии.
Читайте также: