Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Гузель Яхина рассказала о сериале по ее роману «Зулейха открывает глаза»

Общество
Гузель Яхина рассказала о сериале по ее роману «Зулейха открывает глаза»
Писательница Гузель Яхина / Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости
Автор романа «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхина рассказала «Вечерней Москве», почему для нее так важно в любом произведении не исказить историческую правду и когда по этой книге выйдет телевизионный сериал.

А начался наш разговор с номинантом на премию «Большая книга» Гузелью Яхиной с вопроса о сериале, который снимается по ее дебютному роману «Зулейха открывает глаза».

— Гузель, удачная экранизация литературных произведений случается нечасто: чего вы ждете от многосерийной «Зулейхи»?

— Роман рождался как сценарий, у него сценарная структура, кинематографическое решение сцен. Очень радостно, что вот так сложились звезды и книга будет экранизирована. «Зулейха» писалась как полный метр — и для восьмисерийного фильма в истории недостаточно драматургического «мяса». Поэтому в сценарии сериала развиты и второстепенные персонажи, даны предыстории героев — Настасьи, Игнатова и прочих… Я сама училась в киношколе, в качестве учебных заданий делала адаптации литературных произведений. И у меня нет иллюзий или завышенных ожиданий: фильм или спектакль не могут быть точной иллюстрацией романа.

Литература и кино — разные виды искусства. А уж тем более — телесериал... В романе я многое решала через образы, не через диалоги. На телевидении все наоборот: все мысли и идеи должны быть проговорены внятно и четко, и мне интересно, как это сделает в экранизации режиссер Егор Анашкин. Важно, чтобы сериал сохранил уважение к большой истории — к трагедии раскулачивания, а не превратился бы в мелодраму на фоне бараков с табличкой «ГУЛАГ». Еще один момент: в романе заложен мифологический пласт — отсылки к коранической легенде о Юсуфе и Зулейхе, к восточной легенде о шах-птице. Как это будут воплощено на экране — увидим. Пока я не видела отснятый материал, но те фотографии и любительские видео со съемок, которые за последние полгода появились в интернете, мне очень нравятся. Как и блестящий актерский состав: Чулпан Хаматова — Зулейха, Юлия Пересильд в роли Настасьи, Сергей Маковецкий в роли доктора Лейбе, Александр Баширов играет Горелова, Александр Сирин — Константина Арнольдовича, Дмитрий Куличков — художника Иконникова, Роза Хайруллина — столетнюю Упыриху.

— Тема романа многогранна: какими архивами вы пользовались?

— Исторический пласт книги, все факты и детали — правда. Рукопись романа любезно вычитали эксперты: руководитель программ общества «Мемориал» Ирина Щербакова и профессор истории РАН Виктор Николаевич Земсков. Искали ошибки, неточности, недостоверные мелочи — по большому счету таковых не нашлось. На этом историческом фоне разворачиваются придуманные истории героев. Я пользовалась только открытыми источниками, в первую очередь — мемуарами на сайте общества «Мемориал». В воспоминаниях раскулаченных и прошедших через ГУЛАГ я находила общие темы, ситуации — и аккуратно включала эти реальные биографические детали в ткань вымышленного романного действия. Вот, например, такой момент: часто арестовывали ночью, когда люди со сна растеряны и не могут сопротивляться, и потому в романе Зулейху забирают ночью. Или: на поселении в голодные дни, когда не было никакой еды, люди заваривали в кипятке соль и называли это «солянкой». Именно ею «питаются» поселенцы в романе... Второй источник информации — исторические работы по теме спецпереселенцев, диссертации и научные статьи, в основном книги Виктора Николаевича Земскова. В архивах я не работала.

— По мотивам романа «Зулейха открывает глаза» поставлен моноспектакль: редкий случай для романа-дебюта.

— Первый опыт театральной постановки был в МХТ им. Чехова, в рамках летней лаборатории. Далее была постановка в Уфе — уже настоящий большой спектакль, на три часа сценического действия, со многими актерами, очень серьезной работой художника-постановщика и впечатляющими визуальными эффектами. Режиссер Айрат Абушахманов в феврале показал этот спектакль в Москве — и получил за него «Золотую маску». Совсем недавно поставил «Зулейху» и новосибирский театр «Старый дом».

Моноспектакль появился в Екатеринбурге, на сцене Центра современной драматургии. Актриса Татьяна Савина сама составила монолог Зулейхи на основе романного текста — получилось камерное действие, оно играется для зала на 26 человек.

— Вы сценарист, к тому же долго занимались рекламой: насколько оба ремесла помешали, а насколько — помогли прозе?

— Я с юности мечтала быть сценаристом и режиссером, а получила диплом учителя немецкого языка, хотя в школе никогда не работала. Прозаик и сценарист во мне не спорят, скорее наоборот: сценарное образование помогает писать прозу. Когда пишу — отталкиваюсь от конкретного образа, от визуального решения сцены, а не от диалога или некой общей идеи.

— Прототипом главной героини стала ваша бабушка?

— Нет, что вы! Моя бабушка — это скорее Юзуф, а не Зулейха. Бабушка отправилась в сибирскую ссылку вместе с родителями, когда ей было всего семь лет. Она выросла в Сибири, там выковался ее железный характер. И ее уж точно нельзя было назвать забитой восточной женщиной! Образ ее — скорее просто толчок, пружина для написания романа. Мне было важно разобраться в собственных отношениях с ней, поэтому и начала писать книгу.

В романе же хотелось рассказать не историю взросления в Сибири, а историю женщины, которая получает второй жизненный шанс, — женщины, которая проживает вторую жизнь, полностью отличную от первой. Рассказать о метаморфозе личности: от забитой рабыни с ночным горшком в руке до сильной женщины с ружьем в руке.

— В прошлом году у вас вышла книга «Дети мои», в которой показан мир немецкого Поволжья. Там снова исторический материал. Приходилось ли ради «правды жизни» поступаться художественностью?

— Я никогда сознательно не нарушаю историческую правду, наоборот, уделяю много времени и сил, чтобы правду эту соблюсти. Когда пишешь историческую вещь, то находишься в довольно жестких рамках: те или иные события случились в определенные дни, они запустили те или иные процессы, на которые нельзя закрыть глаза… Приходится очень долго складывать узор истории, чтобы не пойти против правды, не исказить факты, но чтобы в книге при этом сохранилась драматургия. Более того, здорово, если большая история поддерживает, подталкивает историю маленького человека, если две истории — большая и малая — сплетаются. Да, во втором романе «Дети мои» все факты и цифры тоже соответствуют правде.

В романе есть сказочный пласт, много отсылок к германской мифологии, а главному герою вообще кажется, что сюжеты немецких сказок сбываются в реалиях ранних советских лет. Но если посмотреть внимательным взглядом — это совершенно реалистическая вещь, в которой рассказано о жизни Немреспублики на Волге.

— Следующая книга тоже будет основана на документальном материале?

— Моя третья книга — также вымышленная история, аккуратно наложенная на исторический контекст. Это будет сюжет о ранних советских годах.

— Кто сформировал вас как прозаика?

— Прежде всего — книги Людмилы Улицкой. Это то, что меня очень поддерживало много лет — я всегда ждала ее новинок, сразу же бежала в книжный покупать. А если говорить о кино, то это Александр Сокуров: мне очень интересно все, что он делает, в том числе как общественный деятель. Его фильм «Фауст» стоит на некоей внутренней полке «самое важное» рядом с «Андреем Рублевым» Тарковского. Из классиков — Булгаков, Достоевский, Набоков, Хемингуэй.

— Когда планируется выход сериала «Зулейха открывает глаза»?

— Скорее всего, осенью 2019 года. Очень надеюсь все это увидеть!

СПРАВКА

Роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» был опубликован в 2015 году. Его действие начинается в 1930-м в далекой татарской деревне. У крестьянки Зулейхи убивают мужа, а ее вместе с сотнями других переселенцев отправляют по каторжному маршруту в Сибирь. Во второй части романа рассказывается история выживания ссыльных, брошенных в тайге на берегу Ангары без еды, крова и теплой одежды.

Читайте также: Уникальные столичные выставки, которые закроются в конце мая

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.