чт 19 сентября 02:21
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Сергей Собянин: Главная цель — сделать Москву городом, удобным для жизни

Сергей Собянин: Главная цель — сделать Москву городом, удобным для жизни

Глава города рассказал о создании современной площадки для катания в столице

Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

— Сергей Семенович, тема Московского урбанистического форума в этом году — «Качество жизни. Проекты, меняющие города». В Москве действует большое количество проектов, которые действительно изменили жизнь горожан. Какие из них вы считаете ключевыми?

— У нас все проекты — ключевые, потому что работают на достижение главной цели: сделать Москву городом, удобным для жизни, для людей. Транспорт, здравоохранение, образование, культура, спорт, городская среда, социальная защита, государственные услуги — в этих и других сферах мы добились зримых перемен к лучшему.

— Чем сложнее задача, тем ценнее успех. В этом смысле, наверное, вне конкуренции — решение транспортной проблемы?

— Действительно, невозможно было бы говорить о повышении качества жизни москвичей, если бы город не сдвинулся с мертвой точки в решении своей самой острой проблемы. В 2010 году мы стояли на грани транспортного коллапса. А сегодня скорость движения на столичных магистралях увеличилась на 18 процентов, пробок стало меньше, и это несмотря на продолжающийся рост числа автомобилей в Москве и Подмосковье. Город поехал быстрее за счет целого комплекса мер. Главная из них — изменение градостроительной политики.

Еще в 2011 году мы дали «зеленый свет» строительству офисов, торговых центров и производственных цехов за пределами центра. За эти годы там появились тысячи новых рабочих мест, а значит, многие москвичи смогли найти работу поближе к дому. Им теперь нет нужды каждый день ездить в центр. Маятниковая миграция из спальных районов на работу и обратно — главная причина транспортного коллапса — конечно, никуда не исчезла. Но многие поездки стали, по крайней мере, короче. И, разумеется, беспрецедентное строительство дорожной инфраструктуры.

С 2011 года мы построили больше 800 километров дорог, запланировано строительство еще 500 километров, включая создание нового кольца из четырех хордовых магистралей: Северо-Западной, Северо-Восточной, Юго-Восточной хорды и Южной рокады.

— Число пассажиров метро и наземного городского транспорта выросло за эти годы почти на полмиллиарда. Как вам удалось изменить отношение москвичей к общественному транспорту?

— Что важно человеку в большом городе? Добираться из точки А в точку Б быстро, удобно и безопасно. Еще лет десять назад сделать это было весьма проблематично. Метро во многих районах не было. На дорогах правили бал видавшие виды маршрутки и «бомбилы».

С 2011 года мы открыли 81 новую станцию метро и МЦК, рядом с которыми живут, учатся и работают примерно четыре миллиона москвичей. В планах на ближайшие годы — еще 40–50 станций. Наполовину обновили вагоны метро и трамваи, на 100 процентов — автобусный парк Мосгортранса. Коммерческие перевозчики, перешедшие на новую модель работы городского пассажирского транспорта, тоже закупили новые автобусы вместо маршруток. Цивилизованное такси стало массовым видом общественного транспорта с приемлемыми ценами и уровнем сервиса. Работают сотни километров выделенных полос.

В результате среднее время поездки на общественном транспорте от МКАД в центр и обратно сократилось на 20 минут. Для работающего человека за год набегает три свободных дня, которые можно потратить на более приятные вещи. Поэтому популярность общественного транспорта с каждым годом растет.

— Качество жизни во многом зависит от уровня развития социальной сферы, которая в Москве считалась вполне благополучной. Приступая к модернизации здравоохранения девять лет назад, не опасались того, что лучшее — враг хорошего?

— Несмотря на наличие первоклассных клиник, в столичной медицине хватало проблем, на которые справедливо жаловались москвичи. Очереди в поликлиниках, устаревшее оборудование, много обветшалых зданий, неточная и несвоевременная диагностика заболеваний.

Чтобы решить эти проблемы, потребовалось изменить идеологию развития здравоохранения. Мы перешли со сметы, объемы которой зависели от воли чиновника, к обязательному медицинскому страхованию, когда средства поступают в медицинские учреждения в зависимости от объема оказанных услуг. Это решение изменило мотивацию системы: от пассивности к желанию работать, оказывать помощь людям и зарабатывать.

Дальше последовала целая цепочка решений, связанных с изменением тарифов ОМС, переходом на подушевое финансирование в поликлиниках, что позволило избавиться от многомиллионных приписок. Следующим этапом была закупка нового оборудования и повышение оплаты труда врачей и медицинских сестер. Сегодня новые технологии открывают путь для других инноваций.

Благодаря электронной записи в поликлинике очередь при том же количестве врачей уменьшилась в разы. Но главное во всех этих изменениях — то, что вся система повернулась лицом к пациенту, к человеку.

— Каковы дальнейшие шаги?

— Будущие инновации в здравоохранении связаны с искусственным интеллектом, большими данными, цифровым зрением, которые помогут распознавать болезни на ранней стадии и подскажут врачу оптимальную тактику лечения.

Кроме того, мы видим, что существующая материальная база больниц и поликлиник уже не удовлетворяет современным требованиям. В старых зданиях сложно разместить современное оборудование и создать комфортную среду. Поэтому правительство Москвы приняло программу строительства новых медицинских учреждений.

Речь идет о новой больнице в Коммунарке, двух перинатальных центрах для женщин с проблемами сердечно-сосудистой системы и выхаживания недоношенных детей и новых корпусах скорой помощи в ряде городских больниц.

Построим новые инфекционные больницы для взрослых и детей, реконструируем крупнейшие городские стационары — Боткинскую больницу и Научно-практический центр имени Логинова.

Проведем капитальный ремонт зданий 135 городских поликлиник, создав в них среду, комфортную для пациентов и врачей. И примем на работу 700 врачей узких специальностей дополнительно.

— Какие «проекты будущего» наметили в образовании?

Будущее уже здесь, сегодня. Мы вступили в новый этап информатизации московского образования. Речь идет об использовании искусственного интеллекта и так называемых «больших данных» — огромных массивов информации, которые генерирует Московская электронная школа о каждом ученике. Что он читает? Чем интересуется? Какие задачи решает легко? Что ему дается с большим трудом? Получаемые данные можно использовать на пользу детям и учителям — помочь им своевременно выявлять пробелы в полученных знаниях и, соответственно, своевременно принимать меры по их ликвидации. Предлагать дополнительные курсы, проводить мероприятия по профориентации и т.д.

Такая система уже работает. Мы создали специальный электронный сервис самопроверки, чтобы ребята могли эффективнее подготовиться к итоговым контрольным работам, а родители — заранее оценить уровень подготовки детей. Всего за два месяца этим сервисом воспользовались более 200 тысяч школьников, которые выполнили свыше 1,1 миллиона диагностических работ.

— Правительство Москвы берет на вооружение новый, проактивный подход в социальной сфере. О чем идет речь?

Благодаря цифровизации в городских информационных системах накапливаются «большие данные» о получателях социальных услуг. Сегодня мы знаем намного больше об их потребностях и проблемах, а значит, можем помогать им гораздо эффективнее. По этому начинаем действовать на опережение — предлагать человеку помощь, когда он еще не осознал потребности в ней или не знает, куда обратиться.

— Например?

— В этом году мы завершим оцифровку информации обо всех детских прививках. Это позволит в индивидуальном порядке напоминать родителям о необходимости той или иной вакцинации. Другой пример. В Москве проживают около 185 тысяч пожилых людей и инвалидов, которые не имеют близких родственников.

«Большие данные» позволяют, например, увидеть, что 80-летняя бабушка перестала пользоваться социальной картой москвича для проезда в общественном транспорте и давно не была в поликлинике. Велика вероятность, что ей нужна помощь. Социальные службы должны не ждать, пока бабушка обратится к ним, а связаться с ней и предложить помощь.

— Одно из слагаемых высокого качества жизни — комфортная городская среда. Вы начали реализацию программы «Мой район». Как продвигается эта программа?

— В этом году мы проводим благоустройство более 160 площадей, парков, скверов и озелененных территорий во всех жилых районах Москвы. Впервые делаем комплексное благоустройство целого района — Капотни. Но программа «Мой район» это не только благоустройство. Это механизм создания качественной среды для жизни в шаговой доступности от дома.

Помимо уютных дворов и парков, в каждом районе должен появиться общественный центр для проведения местных праздников и фестивалей. Нужно будет привести в порядок места притяжения людей — библиотеки, культурные центры, художественные школы, поликлиники и ЦСО. Во многих районах не хватает ФОКов — будем строить новые спортивные центры.

Задача-максимум программы «Мой район» — создать благоприятные условия для жизни во всех районах Москвы. Причем создать не по минимуму и не в среднем, а на максимально возможном высоком уровне. И при этом сохранить и подчеркнуть уникальные черты каждого московского района.

Читайте также: Московский урбанистический форум посетят представители 33 стран

Новости СМИ2

Михаил Виноградов  

Почему онлайн-календарь прививок — безусловное благо

Алена Прокина

Развенчан один из главных мифов о москвичах

Никита Миронов  

Зачем нас пугают то «барической пилой», то «барическим дном»

Ирина Алкснис

Как Москва стала центром притяжения для туристов

Анатолий Сидоров 

«Мозги утекают»? Что за глупости

Владыка Климент, митрополит Калужский и Боровский

Церковь ценит труд писателя

Виктория Федотова

Чиновницу собрались уволить за исполнение мечты всех женщин?