Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Чемпион мира Михаил Алешин: Стать автогонщиком в Москве просто. Главное — захотеть

Общество
Чемпион мира Михаил Алешин: Стать автогонщиком в Москве просто. Главное — захотеть
Сразу после исторического успеха в Сильверстоуне легендарный российский автогонщик Михаил Алешин вернулся в родную Москву / Фото: Борис Бухтияров, специально для «Вечерней Москвы»

12 мая экипаж российской команды SMP Racing (Михаил Алешин, Давидэ Ригон, Мигель Молина) впервые в истории одержал победу в трехчасовой гонке Blancpain GT Series Endurance Cup. Гонку начал Алешин и задал нужный победный темп.

Сразу после исторического успеха в английском Сильверстоуне легендарный российский автогонщик 31-летний Михаил Алешин вернулся в родную Москву, где в интервью корреспонденту «ВМ» рассказал, как преодолел страх после жестокой аварии, с какой скоростью ездит по улицам столицы, а самое важное — как юному москвичу суметь стать автогонщиком мирового класса. 

СТАРТ КАРЬЕРЫ В ПАРКЕ ГОРЬКОГО

— Михаил, как стать таким крутым гонщиком, как вы?

— Главное — сильно захотеть. Я могу только поделиться примерами из своей жизни того, как этого добиться. Я записался на картинг в ДЮСШ «Перово», когда мне было 6–7 лет. Если позже начнешь, сложнее стать гонщиком высокого уровня. Тут аналогия с музыкантами уместна. Есть, конечно, исключения из правил, люди и в более позднем возрасте начинают осваивать азы вождения, но без школы попасть невозможно в профессиональную команду автогонщиков. Я помню, что едва я прокатился в парке Горького на картинге по маленькой трассе, тут же стал упрашивать родителей отдать меня в секцию. Какой еще может быть посыл для занятий автоспортом у пацана, который видит маленькую машинку, которой можно самому управлять?

— Ваши родители не возражали?

— Я своего добился, но мы не думали в тот момент, что автогонки настолько серьезно войдут в мою жизнь. Советский спорт тогда загнулся, российский только вставал на ноги. Тем не менее я сумел стать трехкратным чемпионом России по картингу. Другое дело, что уровень чемпионата России был очень низким. В своей первой гонке на чемпионате мира в Германии я занял 64 место из 120 участников, хотя ехал туда показать высокий результат. Увы, помахать шашкой не вышло, но пришло понимание: надо долго работать, чтобы был настоящий успех. Что удивительно — наши тренеры по картингу убеждали учеников не гоняться за рубежом, дабы не испортить стиль пилотирования. Сейчас это звучит смешно, ну а я всегда считал, что нужно участвовать в самых сильных чемпионатах, чтобы повысить свой класс.

МОЦАРТ РОССИЙСКОГО АВТОСПОРТА

— 2002 год был последним, когда вы участвовали в гонках на картинге. С 2003 года вы полностью переключились на состязания «Формулы-3», хотя за руль гоночного болида вы впервые сели в 13 лет, а в 14 вам в виде исключения разрешили соревноваться со взрослыми в гонке «Формулы-1600». Вы — Моцарт автоспорта?

— В 13 лет я был совсем еще мальчишкой, но на трассе уже конкурировал с 30-летними дядьками. Но сравнивать с Моцартом — это слишком сильно. Он был гениальным, а я причисляю себя к трудолюбивым. Да, талант у автогонщика должен быть, но таких, как я в «Индикаре», было около 30 пилотов — крайне отчаянных и влюбленных в свою работу ребят. Сравнить с Моцартом можно того, кто в первом же своем сезоне выиграл титул в общем зачете «Индикара», но таких примеров не было в истории этой серии.

«ОТКРЫЛИ ДВЕРЬ В АМЕРИКУ»

— В 2014 году вы стали первым российским пилотом, кто принял участие в серии «Индикар». Расскажите будущим автогонщикам, чем сложны и опасны дороги.

— Это был очень интересный опыт. В 2010 году мне удалось завоевать первый для России чемпионский титул в международной кольцевой серии (Мировая серия Рено 3,5).

Следующей ступенькой должна была стать «Формула-1», но попасть туда у меня не получилось. Автоспорт — дело недешевое, нужны спонсоры. Обслуживание болидов стоит безумных денег, это не футбольный мяч купить. Технологии изготовления болидов в некоторых аспектах превосходят космические. Судите сами: годовой бюджет среднестатистической команды «Формулы-1» — около 200–300 миллионов евро в год. К сожалению, российской программы SMP Racing  тогда еще не было; когда она появилась в 2013 году, мы открыли дверь в Америку.

КРУТОЙ «ОВАЛ» ИЛИ 500 МИЛЬ ЗА ДВА ЧАСА

— «Индикар» в США, я слышал, популярнее европейской «Формулы-1».

— Более того, большинству американцев не интересна «Формула-1». «Индикар» — это три типа трасс: стационарные, в черте города и «овалы». Побеждает тот, кто на всех трассах чувствует себя достаточно комфортно. Более опасных гонок, чем на «овале», представить сложно: сразу за ним забор, если что-то случается на трассе, то вероятность аварии велика. Кстати, пока я не прошел тест на «овале», американская команда не хотела подписывать со мной контракт, несмотря на все мои европейские заслуги. Тест я прошел, и контракт был подписан.

— В чем крутизна «овала» в «Индикаре»?

— Например, гонка «500 миль Индианаполиса» — это 200 кругов по «овалу» при средней скорости машины 370 км/ч. После каждых 30 кругов ты заезжаешь на пит-стоп для дозаправки и смены шин. Остановка на пит-стопе длится около семи секунд...

— Притормозите, Михаил. Ведь 500 миль — это почти как от Москвы до Санкт-Петербурга...

— Вот такое расстояние в гонке «Индикаре» ты преодолеваешь за 2–2,5 часа. 

— После 200 кругов на такой скорости голова идет кругом?

— Нет, голова не кружится. За рулем ты сконцентрирован так, что даже некогда осознать, на какой ты скорости едешь. А вот когда машина начинает скользить и ее заносит, в голове одна мысль: сейчас ты врежешься в стену.

— В какой гоночной серии болид безопаснее?

— По прочности монокока — места, где сидит пилот, — машина «Индикара» превосходит болид «Формулы-1» процентов на 30. Только иногда удары машины о стены на «овале» могут быть такой чудовищной силы, что никакой монокок не спасет.

«КАК НА СПИНЕ У ТИГРИЦЫ: И ОПАСНО, И ПРИКОЛЬНО»

— Зачем вы так рискуете?

— На эту тему точно высказался покойный ныне знаменитый советский автогонщик Владислав Барковский: «Ездить на таких машинах — как на спине у тигрицы: и опасно, и прикольно». Для риска у меня есть много важных факторов. Я с детства занимаюсь автоспортом, и у меня это хорошо получается. Когда впервые в «Индикаре» я поднялся на подиум с российским флагом, американцы были в шоке. Чтобы испытать радость настоящих побед — нужно рисковать.

— Верно ли мнение, что пилот, который стабильно выигрывает в серии «Индикар», способен без вопросов побеждать в гонках «Формулы-1»?

— Согласен. Выиграть «Индикар» гораздо сложнее. В «Формуле-1» только один тип трасс, а длительность гонки в среднем меньше на 30 процентов. В «Индикаре» пилот должен быть физически сильным, чтобы руки не отвалились через 10 минут после старта. А в болиде Формулы-1 благодаря электроусилителю руля ты его пальцем можешь крутить. Я знаю, о чем говорю. Ты финишируешь в гонке на «Индикаре» с мыслью «хорошо, что я выжил». В спортивном плане для любого пилота сложнее стать первым в этой американской серии, и для меня такая победа однозначно была бы «зачетнее», чем победа в гонках «Формулы-1», где происходит битва передовых технологий автомобилестроения.

«ШЛЕМ ИЗ КАРБОНА ЗА 5 ТЫСЯЧ ЕВРО»

— Вы принесли на интервью карбоновый шлем, в котором выступаете?

— Я в нем провел одну гонку в «Индикаре». В сезоне 2019 года я участвую в двух сериях гонок: в чемпионате мира по гонкам на выносливость (FIA WEC) в классе LMP1 и Blancpain GT Series Endurance Cup за российскую команду SMP Racing, поэтому мои рабочие шлемы находятся за границей, а этот я использую для участия в фотосессиях. Вес этого шлема — 2,150 кг, а стоит он порядка пяти тысяч евро.

— Как скоро вы снова улетаете за границу к своим боевым шлемам?

— 20 мая на пять дней лечу в Барселону на физподготовку, затем возвращаюсь в Москву. Потом 28 мая улетаю во Францию, на подгонку своего сидения для гонки «24 часа Ле-Мана», 30 мая лечу в Марсель для участия в гонке Blancpain GT Series Endurance Cup, потом возвращаюсь на тренировку в Ле-Ман, оттуда на пять дней лечу в Барселону, а 9 июня снова возвращаюсь в Ле-Ман готовиться к суточной гонке, которая стартует там 15 июня.

Чемпион мира Михаил Алешин: Стать автогонщиком в Москве просто. Главное — захотеть 12 мая экипаж российской команды SMP Racing впервые в истории одержал победу в трехчасовой гонке Blancpain GT Series Endurance Cup / Фото: FIA WEC — SMP Racing, Blancpain GT Series

МАРАФОН НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

— Как вы отметите свой день рождения в Барселоне 22 мая?

— Пробегу настоящий марафон. Ведь гонщик должен быть выносливым, чтобы переносить перегрузки в поворотах на трассе. Космонавты такие перегрузки испытывают во время взлета и посадки корабля, но они ничем не управляют в тот момент в отличие от автогонщика. Помимо бега, также кручу велосипед и плаваю.

— Все для сгонки веса?

— Мой вес — 72 кг — не меняется уже несколько лет. Если вес пилота увеличится, то у инженера появятся к нему вопросы. Чем меньше весит пилот, тем выше скорость у машины, но слишком хилый гонщик не сможет хорошо управлять болидом. Идеальная пропорция для пилота — вес 70 кг при росте 175 см. Мой рост 182 см, в некоторых гоночных машинах мне тесновато.

— Что должен кушать автогонщик?

— В моем меню фрукты, мясо, рыба. Никакого майонеза, кетчупа, фастфуда.

«КОНЕЧНО, СЕРГЕЙ СИРОТКИН»

— Назовите лучшего, на ваш взгляд, автогонщика Москвы?

— Сложный вопрос. В настоящий момент почти всех лучших кольцевых гонщиков России поддерживает программа SMP Racing. Осталось вспомнить, кто из них москвич. Да, конечно, Сергей Сироткин. Когда он начинал заниматься картингом, я был его тренером, а сейчас мы представляем одну команду SMP Racing в FIA WEC. Кстати, отличный гонщик из Москвы — Евгений Новиков, он первый принял участие в чемпионате мира по ралли (WRC).

— Москва — столица автоспорта?

— Скажем так, Москва открыла свои врата для автоспорта очень решительно. На Новорижском шоссе построена трасса Moscow Raceway, где могут проходить любые по сложности гонки, кроме «Формулы-1». Там много хороших соревнований проводят. Есть автодром в Мячково — ADM Raceway. Много картинговых трасс, где тренируются не только любители, но и профессионалы.

«В МОСКВЕ ЛИХАЧИТЬ ГЛУПО»

— В июле 2008 года вы впервые сели за руль действующей боевой машины Red Bull «Формулы-1» в качестве тренировки перед участием в автошоу Moscow City Racing. Помните, как вы тогда разогнались по улицам столицы?

— Навсегда запомнил. Сильно нельзя было рисковать, но на Кремлевской набережной я разогнался до 297 км/ч.

— Вы лихачите, когда ездите на легковом автомобиле по Москве?

— В Москве лихачить — глупо. В городе всегда смотрю на стрелки спидометра. Мой разгон на улице — не выше 79 км /час. В Москве нет смысла куда-то гнать машину. Разогнаться и нарваться на штраф или более серьезные неприятности?  Не понимаю водителей, кто разгоняется на 200 метров, чтобы встать у светофора.

— Михаил, вы скучаете по Москве, когда находитесь за границей?

— Я жил в разных странах иногда по девять месяцев в году, но мне всегда хотелось домой — в Москву. У меня с ней родственная связь. Мои прабабушки, дедушки, родители — все москвичи. Москва — энергичная, деловая, при этом романтичная. Любимое место в столице — Нескучный сад вдоль Пушкинской  набережной.

«КУЛЬТА ИЗ МАШИНЫ НЕ ДЕЛАЮ»

— Для вас автомобиль — живой организм?

— Прямого ответа не дам. Но точно не любимая женщина. Например, четырехкратный чемпион «Формулы-1» немец Себастьян Феттель каждый год дает женские имена своим новым болидам. Я хорошо отношусь к машинам, берегу и уважаю, прекрасно знаю, как они устроены, но культа из них не делаю.  Я давно не суеверный человек, успех приносит вера в себя.

— Вы — продолжение машины или ничто человеческое вам не чуждо?

— Я не причисляю себя к тем, кто живет исключительно работой. Например, я играл классический рок в группе на электрогитаре, мы даже давали концерты.

— Во время гонок тоже слушаете рок?

— Нет. Музыка может отвлечь от работы.

«МИРУ Я ДАВНО ВСЕ ДОКАЗАЛ»

— Известный гонщик Даниэль Риккьярдо уже дважды бронзовый призер «Формулы-1». Его вы побеждали в 2010-м на World Series Renault...

— Да, побеждал, но сейчас наши пути разошлись. У каждого своя дорога. У меня правило: делай все, что от тебя зависит, а там будь что будет. Если же что-то не получается, надо поднять руку и резко опустить, так говорит мой папа.

— 22 мая вам исполнится 32 года. Вам еще есть что доказывать миру автоспорта?

— Миру я давно все доказал. Я себе доказываю, как, впрочем, и все остальные. За исключением, пожалуй, людей творческих. Я где-то посредине между технарем и творческой личностью.

— Вы не исключаете, что когда-нибудь вернетесь в серию «Индикар» или попробуете свои силы в «Формуле-1»?

— Давно ничего не исключаю. Надо быть открытым и готовым ко всему.

«ТРАВМЫ МЕНЯ НЕ СЛОМИЛИ»  

– 30 августа 2014 года вы попали в тяжелую аварию во время гонки в «Индикаре». Как вы сумели перебороть свой страх и снова сесть за руль?

— Восстановившись после травмы, я начал выступать в гонках на выносливость. Вернувшись в «Индикар» в 2016 году, мне было важно с первого раза удачно проехать на «овале», где я попал в аварию. С первого же захода я выиграл квалификацию, а в гонке финишировал вторым. Так я доказал себе, что травмы меня не сломили.  

— Стало быть, вы — бесстрашный гонщик?

— Если страха нет — не стоит заниматься автогонками.

ДОСЬЕ «ВМ»

Михаил Алешин

Родился в 22 мая 1987 года в Москве.

Пилот программы развития российского автоспорта SMP Racing.

Трехкратный чемпион России по картингу.

В июле 2008 года впервые сел за руль действующей боевой машины Red Bull «Формулы-1» в качестве тренировки перед участием в автошоу Moscow City Racing

В 2010 году завоевал первый для России чемпионский титул в международной кольцевой серии (Formula Renault 3,5 Series). Первый российский гонщик, заработавший право на получение суперлицензии «Формулы -1».

С 2014 по 2017 — пилот американской гоночной серии «Индикар».

В составе российской команды SMP Racing в сезоне 2019 участвует в двух сериях гонок: Blancpain GT Series Endurance Cup и чемпионате мира по гонкам на выносливость (FIA WEC) в классе LMP1.

СПРАВКА «ВМ»

30 августа 2014 года Михаил Алешин попал в аварию на «Индикаре». Диагноз врачей — сотрясение мозга, переломы ребер и правой ключицы, травма грудной клетки. Гонщик помнил только «последний момент до удара, а дальше — черное пятно». Через три месяца после аварии вернулся к работе, а в 2016 году вновь вышел на трассу «Индикара» — самой статусной серии в США.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.