Top.Mail.Ru
- Город

Путь к вере тернист: как вести себя в православном храме

Сергей Собянин рассказал о сроках открытия парка «Остров мечты»

Прощание с Лужковым пройдет в храме Христа Спасителя 12 декабря

Центров госуслуг становится больше

Дедушка убитой студентки РУДН раскрыл подробности трагедии

Москвичи собрали 43 тонны продуктов для пенсионеров

Грета Тунберг признана Человеком года по версии Time

Спасти еду, чтобы спасти людей

Топ-5 грехов новой Мосгордумы

Каких специалистов ценят в столице больше всего

Найденная в Италии картина может оказаться шедевром Климта

Как распознать редкие и дорогие монеты в своем кошельке

«Я очень по вам скучала»: София Ротару выступила в Москве

Назван главный цвет 2020 года

Тодоренко ответила на вопрос Собчак, кто содержит семью

Личные вещи Людмилы Зыкиной продадут на аукционе в Москве

Путь к вере тернист: как вести себя в православном храме

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

ФОТО: РИА «Новости»

— Церковные правила поведения для многих людей, которые только начинают путь к вере, зачастую становятся барьером. Замечания, порой достаточно жесткие, нередко отталкивают от приобщения к церковной жизни. Серьезна ли сегодня эта проблема?

— Вспомним события двадцатилетней давности, когда в нашей стране после перестройки стали во множестве открываться храмы. С какой радостью восприняли это простые верующие люди! Их в первую очередь волновала не политика, им важно было, что теперь они могут свободно ходить в храм и спокойно там молиться, что стали издавать Евангелие и можно купить молитвослов. Тогда же многие люди пришли в храм впервые, и они действительно не знали, как вести себя там. Так что вопрос больше относится именно к тому времени. Сейчас церковные приходы стали другими. Большей частью прихожане, хоть, может быть, и недавно начали ходить в храм, но уже знают правила поведения в нем и понимают состояние человека, пришедшего в церковь в первый раз. Да, люди, которые не знают, как себя вести в храме, есть и сейчас, но в приходах многое делается, чтобы им помочь.

Однако важно обратить внимание на иной аспект этого вопроса. Разве стремящегося к Богу человека остановят упреки или замечания? Вспомним евангельского слепого, встретившего Христа в Иерихоне. Он просил Христа о помощи, даже кричал что есть силы, хотя окружающие заставляли его молчать. И Господь услышал его и ответил: «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 18, 42). Этого человека, стремящегося к Богу, не остановили никакие запреты.

А возьмите нашу историю в ХХ веке. Тогда не укоры бабушек в храме, а строгие голоса секретарей партии и крепкие руки сотрудников соответствующих органов препятствовали приходу людей в храм, но и они не могли остановить верующих.

Когда я был школьником, к нам домой часто приезжали люди из разных мест, которые рассказывали, как они отстаивали свои храмы. Их не подпускали к церквям, выставляли оцепление, но они прорывались внутрь и круглые сутки совершали там молитву. Народ имел веру, и эта вера явила сонм новомучеников и исповедников.

Кто живет стремлением к Источнику жизни, того не остановишь ни замечаниями, ни гонениями, такие люди всегда будут стремиться в храм, к Богу.

Представьте себе следующую ситуацию. Молодой человек, желая учиться, пришел в школу. Ему дали задание, которое он сделал неправильно, и другие школьники посмеялись над ним: «Вот грамотей». Что же, этот ученик перестанет учиться? Нет, коль у него есть такое желание, он приложит все силы, чтобы получить образование. Так и человек, с верой пришедший в храм, чтобы помолиться Богу, в покаянии очистить свою душу и причаститься, даже если и услышит от кого-то замечание, все равно из храма не уйдет. Он отстоит службу, причастится и будет продолжать посещать дом Божий. И, конечно же, он постарается изучить правила поведения в храме. Тот, кто сегодня приводит подобные аргументы, чтобы не ходить в храм, просто ищет себе оправдания. Чаще всего это свидетельствует об отсутствии желания посещать богослужения, исправить свою жизнь, отказаться от греха.

Конечно, возможна ситуация, когда человек пришел в храм и ему сделали замечание или обратились к нему не должным образом. Это вопрос недостатка общей культуры поведения не только прислуживающих в храме, но и всего нашего общества.

Кроме того, есть случаи, когда настоятель, имея духовный авторитет среди прихожан, может достаточно свободно с ними общаться и даже сказать резкое слово. Таков его стиль вразумления. Народ это принимает за благо, говоря: «Вот как батюшка меня отчитал». Постороннему же человеку это может показаться грубостью.

Сейчас во всех храмах и монастырях проводится обучение правилам поведения в храме, а работники прихода получают указания, как они должны встречать прихожан. Кстати, в подобных мероприятиях добровольно принимают участие довольно много молодежи.

Молитвы святых призывают милость Божию на нашу жизнь и на наш народ / Пелагия Замятина, "Вечерняя Москва"

Молитвы святых призывают милость Божию на нашу жизнь и на наш народ

ФОТО: Пелагия Замятина, "Вечерняя Москва"

Вам приходилось самому сталкиваться с такими проблемами, когда вы делали первые шаги в церковной жизни и каких-то правил не знали?

— Я с детства хожу в храм, а точнее, вначале меня носили, а потом и сам пошел, так что вырос среди храмовой культуры. Для меня естественным было стоять на богослужении, ставить свечи, прикладываться к иконам и мощам, молиться, подходить исповедоваться и тому подобное. Сначала я ходил с родителями или старшими братьями и, естественно, запоминал, что и как они делают в храме, а потом и самостоятельно стал ходить. Так что воцерковление проходило естественным образом, а если были какие-то подсказки, старался запоминать их и не допускать ошибок.

Случалось ли вам делать замечания людям, приходящим в храм, просвещать их в незнакомых им правилах? Как вы это делаете?

— Замечания делаю только священникам, если это требуется, а народу просто подсказываю. У меня есть обычай во время вечерни выйти из Алтаря и встать в конце храма. Когда вижу, что человек, зашедший в храм, не знает, что ему делать, я могу подойти и спросить, есть ли у него какие-либо вопросы и чем ему помочь. Бывает, что люди сами подходят ко мне с вопросами. Если требуется беседа, я могу поговорить с таким человеком или пригласить священника, который объяснит то, что требуется, договорится о встрече для беседы.

Какие общие правила одежды есть сегодня в русских православных храмах для посетителей, каков современный церковный дресс-код?

— Чаще всего возникает вопрос, можно ли женщине в брюках или джинсах заходить в храм. Позиция церкви в данном вопросе основывается на Священном предании. Одежда должна соответствовать месту, но не должна быть причиной удаления человека от Бога и препятствием для молитвы и участия в таинствах.

Христос говорил: «...суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27). Должно подходить ко всему, в том числе и к одежде, с рассуждением. Если человек собирается идти в храм, необходимо одеваться соответствующим образом. Если же возможность или желание посетить храм возникли спонтанно, то не будет греха в том, чтобы, например, женщине зайти не в юбке, а в брюках. Главное — отношение человека к святыне, его стремление побывать на службе или приложиться к иконе, помолиться.

Я часто вспоминаю слова моей мамы, которая советовала мне следующее: собираясь в храм, нужно помнить, что ты идешь к Богу. Как бы ты готовился, если тебя пригласили бы к царю? А Бог выше всех царей, а поэтому и одевайся соответственно и стой со вниманием, чтобы не пропустить ни одного слова.

Нам будет легче определиться с выбором одежды для посещения храма, если мы представим себе, что идем к начальнику. Как мы должны выглядеть? А как мы должны одеваться, когда идем к Начальнику мира и Создателю всего, что есть на свете? Если мы идем в гости или на какой-либо праздник к людям, которых уважаем, как следует одеться? Собираясь в храм, нужно вспомнить, что мы идем в уважаемое общество, ведь в очах Божиих другие люди не ниже нас. Кроме того, на богослужения мы чаще всего ходим в праздники, так что и внешний вид должен быть соответствующий.

Каждый человек, приходящий в храм Божий, должен помнить,что он приходит к Богу / архив «ВМ»

Каждый человек, приходящий в храм Божий, должен помнить,что он приходит к Богу

ФОТО: архив «ВМ»

Да, Бог смотрит не на одежду, а на душу человека. В храм можно пойти и в простой одежде. Но давайте порассуждаем, что такое дресс-код. Это форма одежды, требуемая для участия в некоторых мероприятиях. Когда я был в Америке, то часто получал приглашения, в которых предписывалось: мужчины должны быть в такой-то одежде, обязательно в пиджаке, а женщины — в вечерних платьях. Почему же, если человек идет на важную встречу или в ресторан, он надевает костюм и галстук, а в храм, к Богу, отправляется в потертых джинсах или шортах?

А возьмите крупные компании, банки. Там есть жесткие требования к одежде, и человек, нарушающий дресс-код этой организации, проявляет неуважение к ней. То же относится и к посещению храма. Мы должны научиться уважать себя и окружающих. Но при этом необходимо помнить, что одежда не должна становиться препятствием для входа в храм в случае необходимости.

Обязательно ли женщине покрывать голову? Почему в таком случае женщины в хоре очень часто поют без головных уборов даже в храме Христа Спасителя и других известных храмах? В каких случаях делаются исключения?

— В самом деле, можно видеть в довольно известных храмах такую картину: хор поет с непокрытыми головами. Тут вопрос личной организованности каждого, с одной стороны, а с другой — степень воцерковленности певчих. Далеко не во всех храмах имеется необходимое для качественного и стройного пения количество прихожан, способных пополнить клиросные ряды. Среди нанимаемых певчих есть и те, кто воспринимает пение на службе просто как работу.

Конечно, настоятели должны обращать внимание на соответствие одежды таких певчих принятым нормам. Замечу, что, например, в Калужской епархии подобного не наблюдается.

Покрывание головы платком — традиция, которая основывается на словах апостола Павла: « И всякая жена, молящаяся с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11, 5). Само же правило покрытия головы восходит также к апостолу Павлу, который говорил, что покрытая голова — знак смирения женщины (1 Кор. 11, 10).

Есть какие-либо требования к обуви для человека, приходящего в храм?

— Обувь является частью внешнего вида человека, так что относиться к обуви надо так же, как и к одежде. Она должна соответствовать месту. В ненастную погоду требования к обуви в храме не отличаются от соответствующих на работе или дома. Например, вы пришли к себе домой. Что вы делаете перед входом? Стараетесь привести обувь в порядок, по возможности очистить ее от грязи или снега.

Напомню слова апостола Павла: «Все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 4, 40). Это относится и к внешнему виду. Если девушки приходят в храм в открытых шлепанцах, из которых виднеются ярко накрашенные ногти, то нужны ли тут комментарии? Конечно, когда человек идет с работы в повседневной обуви и желает зайти в храм, эта обувь не должна становиться препятствием.

Особый вопрос о туфлях на каблуках. Не каблуки являются проблемой, они не возвышают и не унижают человека перед Богом, но когда человек идет по храму в такой обуви, то шум раздается на весь храм и мешает молиться другим людям.

Если в храме жарко, можно ли снять пиджак, кофту, обнажить руки и плечи?

— Летом можно прийти в храм и без пиджака, в рубашке с короткими рукавами, а женщине — в легкой блузке. Можно ведь надеть и длинную юбку, но, скажем, с разрезом или кофту с длинными рукавами, но соблазнительно подчеркивающую фигуру. Вот это неприемлемо. Надо относиться к своему внешнему виду с рассуждением, памятуя о том, что может явиться соблазном для других верующих.

Допустимы ли темные очки, украшения, перстни, серьги?

— Для чего надевать солнечные очки в помещении? Чтобы выглядеть стильно и модно? Но в храм ходят не для этого. Перстни, серьги и прочие украшения не стоит надевать специально для похода в храм. Если же они являются атрибутом повседневного гардероба и неотъемлемой составляющей внешнего вида, то их можно не снимать перед входом в храм. Однако акцентировать внимание на украшениях для посещения храма недопустимо. Тем более что тяга к украшениям принимает все более причудливые формы.

Была даже мода на большие золотые кресты, которые носили напоказ поверх одежды. Крест — это символ христианства, использовать его как украшение для привлечения внимания нельзя.

Богослужебное облачение священнослужителя имеет глубокую символику / архив «ВМ»

Богослужебное облачение священнослужителя имеет глубокую символику

ФОТО: архив «ВМ»

Встречаются и другие крайности — когда в одежде стилизуются под монахов и монахинь. Это происходит из-за неправильного понимания христианства. Христианство — это религия радости и торжества. Увы, большинство не понимает этого и не воспринимает ее должным образом.

Чего совершенно точно не стоит делать, так это приходить на службу с накрашенными губами. Помада потом остается на иконах и иных святынях. Разумеется, женщинам лучше избегать одежды с декольте при посещении храма. Однако повторю: если заходить в храм вы не планировали, но решили посетить его неожиданно, то не будет греха зайти в храм в том, в чем вы одеты.

Прекрасно по этому поводу высказался апостол Павел: «Итак, желаю, чтобы... жены в приличном одеянии со стыдливостью и целомудрием украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами» (1 Тим. 2, 8–10). Также необходимо сказать, что при посещении храма с детьми не следует брать с собой игрушки, это неправильно. Они отвлекают внимание и мешают ребенку приобщаться к церковной культуре. Кроме того, необходимо всегда выключать телефон на время службы.

Какие требования есть к одежде священнослужителя?

— У нас сложилась следующая форма одежды для священнослужителей: подрясник, ряса и скуфья, а для священника еще и крест.

Мирская одежда нежелательна. В советское время, когда духовенство притеснялось, я знал много священников, которые даже дома носили подрясник, чтобы и домашние, и приходящие видели их в одежде, соответствующей сану. Когда же они отправлялись на службу, то надевали длинные плащи, но подрясника не снимали.

Священник в храме — месте особого присутствия Бога — в полной мере раскрывает свой облик. Он открывается как предстоятель Богу, молитвенник, совершитель таинств, учитель, воспитатель и душепопечитель. Тут каждое его движение, каждое слово, каждый возглас характеризуют его как пастыря. Богослужебное облачение священнослужителя имеет глубокую символику.

Прекрасно сформулировал значимость одежды и внешнего вида Иисус, сын Сирахов: «По виду узнается человек, и по выражению лица при встрече познается разумный. Одежда и осклабление зубов и походка человека показывают свойство его» (Сир. 19, 26–7).

Памятуя об этом, священники обязаны иметь вид, который притягивал бы людей, а не отталкивал. И каждый человек, приходящий в храм Божий, должен помнить, что он приходит к Богу. Это — самое главное правило.

Читайте также: Молебен в честь принесения мощей святых Петра и Февронии начался в храме Христа Спасителя

Новости СМИ2

Игорь Воеводин

Это вам не «Мисс Вселенная»

Олег Капранов

Смартфон у ребенка отбирать нельзя. Тем более в школе

Анатолий Горняк

Хотите справедливую зарплату? Смешно

Ирина Алкснис

Прекрасный мэр своего времени

Георгий Бовт

«Нормандская четверка»: ради чего собрались

Ольга Маховская, психолог

Девочка в больнице: как ей помочь

Сергей Хвостик

WADA, расстреляйте нас всех

Генерал Мороз был предателем. Правда и мифы о Битве за Москву

Построили стену из кирпичей собственного производства

Правильно распределяйте свое время на экзамене

Чтобы попасть в мишень нужны не глаза, а чувства