Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев: Культурные издания станут авангардом

Общество
Главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев: Культурные издания станут авангардом
Журналистика — это не спорт / Фото: скриншот с видео на Youtube канала Роскульт Центр

В 1830 году в свет вышел первый номер «Литературной газеты», основанной при деятельном участии Александра Пушкина. Если считать это событие точкой отсчета, то в январе современной «ЛГ» исполнилось 190 лет. Корреспондент «Вечерней Москвы» побеседовал с главным редактором «Литературки» Максимом Замшевым о современной литературе и о принципах издания сегодня.

Общество стремительно меняется — расскажите, как поменялась газета за последние годы?

— Сегодня, когда источников информации очень много и некоторые из них могут донести информацию за одну секунду, информационная составляющая уходит из еженедельных изданий. Поэтому мы ставим своей главной целью сделать читателя не информированнее, а лучше. Чтобы, читая, он приобщался к высоким образцам литературы, культуры, узнавал не о каких-то негативных, «желтых» медийных происшествиях, а о том, как развивается многообразная жизнь в большой культурной стране. Если говорить о медийности, без которой не обойтись, у любого медиа два принципа — информировать и развлекать. Мы стараемся информировать культурно, и развлекать, если позволите, интеллектуально — то есть не пробуждать в человеке какие-то темные стороны и низменные инстинкты, а наоборот: «...И чувства добрые я лирой пробуждал», как писал Пушкин — возможно, это и есть наш девиз. «Да здравствует муза, да здравствует разум» — для нас эти слова до сих пор актуальны.

Какие тенденции вы можете отметить в современной отечественной литературе? Можно ли утверждать, что художественная проза отошла на второй план и все большую популярность обретают нон-фикшн и другие новые форматы?

— Я полагаю, что каждый жанр литературы развивается самостоятельно и интересно и не стоит сравнивать их в развитии. Вопрос читательского интереса прихотлив и не всегда объективен. Конечно, нон-фикшн, особенно мемуарные вещи, вызывает интерес — у людей есть определенная тяга разобраться в том, что происходило в нашей истории. С другой стороны, я вижу, что появляется большое количество молодых интересных поэтов. В силу того, что к поэтам не было большого издательского интереса ввиду определенной конъюнктуры рынка, это меня радует и удивляет. Проза тоже развивается очень активно: если взять шорт-листы крупных литературных премий самых разных направлений, мы увидим по 20–30 достаточно интересных прозаических текстов в год — это уже немало! Говорить о падении интереса к чтению я тоже не стал бы: тиражи книг сегодня — не объективный показатель.

В семьях и друзьям книги передаются их рук в руки, многие читают тексты в электронных форматах и часто скачивают их пиратским способом, что тоже не позволяет собирать какую-то статистику. Это видно и по газете, которая открыта для всех творческих сил и групп — нам часто не хватает полос, чтобы осветить все интересные новинки литературы. Конечно, общественное внимание к литературе сегодня не такое большое, но это не связано с ее качеством, а больше имеет отношение к общей тенденции века постмодернизма, в котором мы живем. Человеку сегодня нужно всего понемногу: чуть-чуть книжек, немного телевизора, немного соцсетей, а литература, к сожалению, не приемлет того, чтобы быть в числе этого «понемногу». Литература должна занимать человека целиком, но сегодня это уже невозможно, как скажем, в 1960-е, когда человек мог сесть и читать-читать-читать запоем, и ничего другое ему было не нужно.

Какой вектор развития вы видите для «ЛГ»? С каким результатом вы бы хотели прийти к следующему юбилею?

— Журналистика — это не спорт, и как такового результата здесь быть не может, но я уверен, что в такой стране, как Россия, «ЛГ» всегда будет востребованной. У нас в стране достаточно странный подход к словесности, когда писателем может стать любой человек — и дворник, и менеджер, и военный может написать гипотетически гениальную вещь. С таким огромным количеством людей, которые интересуются литературой, порой из совершенно неожиданных социальных групп, у России значительно больше шансов справиться с мировой энтропией, нарастающей бездуховностью и апатией, чем у других стран, которые называют себя просвещенными. Возможно, что если литературная периодика в мире будет уходить из рыночного внимания, то у нас культурологические издания станут авангардом прессы и журналистики.

СПРАВКА

«Литературная газета» была организована в 1830 году литераторами, объединившимися вокруг альманаха Антона Дельвига «Северные цветы» при участии Александра Пушкина и Петра Вяземского. Современная «ЛГ» продолжает традиции той «Литературки». Однако вплоть до 1990 года датой основания газеты указывался 1929 год: когда она вышла по инициативе Максима Горького как орган Федерации объединений советских писателей.

Читайте также: Депутат Щитов: Нужно ввести систему контроля за отбором водителей такси

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.