- Город

Главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев: Культурные издания станут авангардом

Сергей Собянин: Достроим проспект Генерала Дорохова до конца года

«Страшно представить, что было внутри»: очевидец о трагедии в пермском отеле:

Музеи ВДНХ будут бесплатно работать до конца 2020 года

Станут ли россияне жить лучше после отмены комиссии за ЖКУ

Избивший учительницу школьник наблюдался у психолога

Чемпион мира по ММА: Победа Макгрегора похожа на договорняк

Союз высоких технологий: мобильный и фиксированный бизнес под одним брендом

Ксения Пунтус лично рассказала о произошедших с ней событиях

Мишустин рассказал Познеру о трех своих желаниях

Актриса Екатерина Климова рассказала о бывших мужьях

Протоиерей объяснил, сколько святая вода сохраняет свои свойства

Композитор Дунаевский объявил о разводе с седьмой женой

Сомнолог назвала главные вредные привычки перед сном

Названы страны, где выгоднее всего покупать недвижимость россиянам

Брежнева ответила фотографией на слухи о разводе с Меладзе

Главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев: Культурные издания станут авангардом

Журналистика — это не спорт

ФОТО: скриншот с видео на Youtube канала Роскульт Центр

В 1830 году в свет вышел первый номер «Литературной газеты», основанной при деятельном участии Александра Пушкина. Если считать это событие точкой отсчета, то в январе современной «ЛГ» исполнилось 190 лет. Корреспондент «Вечерней Москвы» побеседовал с главным редактором «Литературки» Максимом Замшевым о современной литературе и о принципах издания сегодня.

Общество стремительно меняется — расскажите, как поменялась газета за последние годы?

— Сегодня, когда источников информации очень много и некоторые из них могут донести информацию за одну секунду, информационная составляющая уходит из еженедельных изданий. Поэтому мы ставим своей главной целью сделать читателя не информированнее, а лучше. Чтобы, читая, он приобщался к высоким образцам литературы, культуры, узнавал не о каких-то негативных, «желтых» медийных происшествиях, а о том, как развивается многообразная жизнь в большой культурной стране. Если говорить о медийности, без которой не обойтись, у любого медиа два принципа — информировать и развлекать. Мы стараемся информировать культурно, и развлекать, если позволите, интеллектуально — то есть не пробуждать в человеке какие-то темные стороны и низменные инстинкты, а наоборот: «...И чувства добрые я лирой пробуждал», как писал Пушкин — возможно, это и есть наш девиз. «Да здравствует муза, да здравствует разум» — для нас эти слова до сих пор актуальны.

Какие тенденции вы можете отметить в современной отечественной литературе? Можно ли утверждать, что художественная проза отошла на второй план и все большую популярность обретают нон-фикшн и другие новые форматы?

— Я полагаю, что каждый жанр литературы развивается самостоятельно и интересно и не стоит сравнивать их в развитии. Вопрос читательского интереса прихотлив и не всегда объективен. Конечно, нон-фикшн, особенно мемуарные вещи, вызывает интерес — у людей есть определенная тяга разобраться в том, что происходило в нашей истории. С другой стороны, я вижу, что появляется большое количество молодых интересных поэтов. В силу того, что к поэтам не было большого издательского интереса ввиду определенной конъюнктуры рынка, это меня радует и удивляет. Проза тоже развивается очень активно: если взять шорт-листы крупных литературных премий самых разных направлений, мы увидим по 20–30 достаточно интересных прозаических текстов в год — это уже немало! Говорить о падении интереса к чтению я тоже не стал бы: тиражи книг сегодня — не объективный показатель.

В семьях и друзьям книги передаются их рук в руки, многие читают тексты в электронных форматах и часто скачивают их пиратским способом, что тоже не позволяет собирать какую-то статистику. Это видно и по газете, которая открыта для всех творческих сил и групп — нам часто не хватает полос, чтобы осветить все интересные новинки литературы. Конечно, общественное внимание к литературе сегодня не такое большое, но это не связано с ее качеством, а больше имеет отношение к общей тенденции века постмодернизма, в котором мы живем. Человеку сегодня нужно всего понемногу: чуть-чуть книжек, немного телевизора, немного соцсетей, а литература, к сожалению, не приемлет того, чтобы быть в числе этого «понемногу». Литература должна занимать человека целиком, но сегодня это уже невозможно, как скажем, в 1960-е, когда человек мог сесть и читать-читать-читать запоем, и ничего другое ему было не нужно.

Какой вектор развития вы видите для «ЛГ»? С каким результатом вы бы хотели прийти к следующему юбилею?

— Журналистика — это не спорт, и как такового результата здесь быть не может, но я уверен, что в такой стране, как Россия, «ЛГ» всегда будет востребованной. У нас в стране достаточно странный подход к словесности, когда писателем может стать любой человек — и дворник, и менеджер, и военный может написать гипотетически гениальную вещь. С таким огромным количеством людей, которые интересуются литературой, порой из совершенно неожиданных социальных групп, у России значительно больше шансов справиться с мировой энтропией, нарастающей бездуховностью и апатией, чем у других стран, которые называют себя просвещенными. Возможно, что если литературная периодика в мире будет уходить из рыночного внимания, то у нас культурологические издания станут авангардом прессы и журналистики.  

СПРАВКА

«Литературная газета» была организована в 1830 году литераторами, объединившимися вокруг альманаха Антона Дельвига «Северные цветы» при участии Александра Пушкина и Петра Вяземского. Современная «ЛГ» продолжает традиции той «Литературки». Однако вплоть до 1990 года датой основания газеты указывался 1929 год: когда она вышла по инициативе Максима Горького как орган Федерации объединений советских писателей.

Читайте также: Депутат Щитов: Нужно ввести систему контроля за отбором водителей такси

Новости СМИ2

Александр Лосото 

Хватит сажать врачей за наркотики

Екатерина Рощина

Опять виноват учитель

Мехти Мехтиев

Инвестиции в человека

Илья Переседов

Как я стал угнетателем тайской женщины

Камран Гасанов

Смогут ли Путин, Меркель и Эрдоган окончить войну в Ливии

Георгий Бовт

Против кого дружить будем

Игорь Воеводин

75 лет освобождению Варшавы: в чем вина русских

Жизнь во льдах. Какие задачи могут выполнять самые мощные корабли

Школьница придумала проект, который помогает людям

Учитесь анализировать и делать выводы

Тайный ингредиент вкусной выпечки