- Город

Наталья Назарова: В моих фильмах провинция показана с большой любовью

Сергей Собянин поручил провести ремонт квартир нуждающихся ветеранов войны

Мишустин назвал две ключевые задачи правительства

Зима 2019–2020 в столице станет самой теплой за историю наблюдений

Россиянам напомнили о длинных выходных в марте

Власти Москвы утвердили программу уличных фестивалей на полгода

Умер последний маршал СССР Дмитрий Язов

Чем грозит закрытие сахарных заводов российской экономике

«Польша — бандит, а Россия — милиционер»: Марков о высказывании Дуды

Forbes назвал самую богатую женщину России

Психологи рассказали о требованиях женщин к современным мужчинам

«В ней мертво все»: Любовь Успенская раскритиковала Ксению Собчак

Роспотребнадзор предупредил о необычном поведении клещей

Меган Маркл официально выступила против Елизаветы II

Ученые определили самую устойчивую к раку группу крови

Ивлеева съела лобстера за более чем 1200 евро

Наталья Назарова: В моих фильмах провинция показана с большой любовью

Наталья Назарова считает роль учителя важнейшей

ФОТО: Сергей Ведяшкин, АГН «Москва»

Наталья Назарова больше известна как кинодраматург. Она написала сценарии к таким фильмам и телесериалам, как «Слушая тишину», «Внук космонавта», «Ранетки», «Бесы», «Петербург. Только по любви», «Балканский рубеж». Но это не мешает ей быть талантливым режиссером, снимающим по собственным сценариям авторские фильмы, где герои оказываются в непростых ситуациях морального выбора. В частности, ее новый фильм «Простой карандаш» рассказывает о криминализированной обстановке, в которую попадает учительница рисования в провинциальной школе. Премьера фильма состоялась в августе этого года в Выборге на фестивале «Окно в Европу», где он был удостоен приза жюри. На крупнейшем фестивале русского кино в Онфлере (Франция) в ноябре этого года фильм завоевал два главных приза — приз жюри и приз зрительских симпатий.

— Наталья, какие параллели вы могли бы привести к вашему фильму «Простой карандаш»?

— Есть такой американский фильм «Общество мертвых поэтов», гениальное кино, которое я пересматриваю раз в два года… но я снимаю свое. Другое дело, что есть схожие темы…

— Толчком к созданию фильма послужила реальная история?

— Нет. Мне просто хотелось поговорить об учителях, об их роли и порой незавидном положении в школе. Я и сама педагог, преподаю в ГИТИСе.

— А подобные истории вы слышали?

— Я видела много документальных фильмов на эту тему. Вы знаете про АУЕ? Это банды малолеток, контролируемые взрослыми преступниками, которые отбирают деньги у школьников и передают их потом в тюрьмы. Такая «пионерская организация» преступников. Их даже полицейские боятся, потому что они несовершеннолетние. Они абсолютно отмороженные, даже нападают на полицейские участки, и полиция бессильна, поскольку они несовершеннолетние.

Вам не кажется, ваш фильм, как «Левиафан» и ему подобные картины, работает на негативный имидж России в глазах западного зрителя?

— Нет, я так не считаю. Наоборот, у меня провинция показана с большой любовью. Да, там есть определенные проблемы, но так можно и Гоголя упрекнуть, что он работал на негативный имидж России.

— То есть вы не сгустили краски?

— Нет. Конечно, город городу рознь. Сегежа, городок в Карелии, где мы снимали этот фильм, более благополучный. Учителя там искренне занимаются с детьми, там нет таких проблем. Но в других городах они реально есть. Посмотрите ролики в «Ютьюбе», где ученики избивают учителей, где полная потеря уважения к учителю.

— Учительница в фильме понимает, что хулиган Миша — ее враг. Она жестко с ним разговаривает, а потом бежит за ним и кричит «Миша, Миша!» — как родная мать.

— Она с ним борется, но он фактически убит. Поэтому ей невольно приходится заботиться о нем. Когда она везет его в больницу, то рукой поддерживает его голову, и этот тактильный контакт и стресс вызывают в ней материнские чувства.

— А образ учителя физики, который говорит, что местные жители — это не те, с кем стоит возиться, — вы не на его стороне?

— Конечно, нет. Но в его словах есть доля горькой правды. Я с уважением отношусь к людям, которые занимаются физическим трудом, но засилье низкой культуры меня волнует.

— Это, наверное, не главное, что портит вкус?

— Не главное. Но культура — важнейшая вещь. Я по своим студентам сужу, которые приходят в ГИТИС, — мы набираем самых талантливых, но я вижу — у многих отбитое воображение, его просто нет. Мне не нравится советское время, но образование там было великолепное. Школа там действительно воспитывала личность. А сейчас она воспитывает тех, кто ставит галочки в анкетах. И для меня это больная тема.

— А что вы преподаете?

— Актерское и режиссерское мастерство на режиссерском факультете.

— Вы не сразу поступили в ГИТИС — почему? Ведь у вас столько талантов…

— Я была скромная девочка из Раменского, не понимала требований и своих возможностей, я билась четыре года, пока не встретила умного педагога Натэллу Бритаеву, которая сказала: тебе нужно читать на экзамене не героические вещи, а эксцентричные. Я поменяла репертуар и поступила сразу к двум мастерам — Левертову и Захарову. Но выбрала Левертова, потому что он больше времени уделял студентам.

— Это ваш первый полнометражный фильм?

— По сути да, потому что предыдущий фильм «Дочь» мы снимали с Сашей Касаткиным вместе. Я на нем училась. А потом были две короткометражки «Светлячок» и «Просто концерт» — новелла в альманахе «Петербург. Только по любви».

— Вам дало деньги Министерство культуры?

— Да, это было в 2017 году. Это дебютные деньги, их тогда давали многим, но помалу.

— По-моему, ваш дебют получился удачным. Есть некоторые места, поднимающиеся до высокой патетики, но очень органичные, например когда учительница говорит, что я стала художником, когда полюбила людей. И дальше идут кадры с портретами этих людей. Очень правдиво и трогательно, на мой взгляд.

— Эти слова подсказала исполнительница главной роли Надежда Горелова: она актриса, но в юности училась рисовать, готовилась поступать в архитектурный. Это ее личный опыт.

— Критики говорят, что учительница в исполнении Надежды Гореловой внешне похожа на Ирину Печерникову (актрису из «Доживем до понедельника»), а мне показалось, что героиня похожа на вас?

— Скорее внутренне. Я сама педагог, для меня педагогика — попытка хоть кого-то поднять, дать ему больше — для меня это моя кровавая личная тема. Я считаю, что роль учителя — важнейшая. Слова одного героя фильма, что учителя уже давно не интеллигенты, — ужасны.

— Ученик-хулиган в вашем фильме выгоняет учителя из класса.Разве такое возможно?

— Это я еще смягчила краски. Учителей в провинциальных школах избивают, унижают… Вы видели — в Сети было выложено страшное видео, как ученики бьют ногами учительницу физкультуры? Я не люблю такие вещи, но вынуждена все это пересмотреть, чтобы понять, в какое время мы живем.

— Фильм показывали во Франции и в Польше. Вопросы зрителей отличались от вопросов, которые задавали здесь, в России?

— Практически нет. Везде вопросы были вдумчивые, все сожалели о судьбе героини и предлагали изменить концовку.

СПРАВКА «ВМ»

Наталья Назарова родилась 16 ноября 1969 года в городе Раменское Московской области. В 1995 году окончила РАТИ-ГИТИС (курс В. Н. Левертова). Преподает в ГИТИСе вместе с мужем — актером Геннадием Назаровым. Сценарист фильмов: «Простой карандаш» (2018), «Балканский рубеж» (2018), «Дочь» (2012), «Внук космонавта» (2007), «Слушая тишину» (2007). В 2012-м на 23-м кинофестивале «Кинотавр» получила Приз за лучший дебют — его удостоен фильм «Дочь». 

ДРУГИЕ МНЕНИЯ

Кирилл Разлогов, культуролог, киновед:           

— Картина «Простой карандаш», мне кажется, хорошая и талантливая. Мнения о ней противоположные. Одни говорят, что это поклеп на действительность российской провинции, а другие — все так и есть, даже жестче. Лично я считаю, что режиссер меньше сгущает краски, чем в «Левиафане», поэтому картина получилась менее ударной. Но сгущение все-таки есть. Плюс, мне кажется, драматургия финала не прописана, и он получился смазанным.

Юрий Поляков, писатель:

— Сцена, в которой ученик поднимает руку на учителя, впервые в отечественном искусстве появилась в моей повести «Работа над ошибками» 1986 года. Но у меня всем художественным строем повести объясняется, что это недопустимо. Художник имеет право обращаться к любому негативному явлению, но он обязан давать ему нравственную оценку, а не внушать: «Да, вот так мы живем! И зачем нужна такая страна?» Воспитательная функция изначально присуща искусству: наскальные рисунки обучали различать зверей, а средневековые площадные спектакли разъясняли основы христианства. А в эпоху, когда утрачиваются многие моральные константы, она становится особенно важной.

Читайте также: Актриса Татьяна Лянник: Я стала фанатом колки дров

Новости СМИ2

00:00:00

Анатолий Горняк

«Географ глобус пропил»: за что уволили трудовика

 Александр Хохлов 

Каждый мужчина должен уметь стрелять

Георгий Бовт

Как высокие налоги мешают нам жить

Мехти Мехтиев

Работы много, народу мало

Игорь Воеводин

Благодарность — собачья болезнь

Сергей Хвостик

Футбол — не для девочек

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Не будем путаться

Солнечное угощение

Талантливый модельер строит успешный бизнес

Любимое варенье писателя

Больше читайте о разных странах и народах