Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Наталья Назарова: В моих фильмах провинция показана с большой любовью

Общество
Наталья Назарова: В моих фильмах провинция показана с большой любовью
Наталья Назарова считает роль учителя важнейшей / Фото: Сергей Ведяшкин, АГН «Москва»

Наталья Назарова больше известна как кинодраматург. Она написала сценарии к таким фильмам и телесериалам, как «Слушая тишину», «Внук космонавта», «Ранетки», «Бесы», «Петербург. Только по любви», «Балканский рубеж». Но это не мешает ей быть талантливым режиссером, снимающим по собственным сценариям авторские фильмы, где герои оказываются в непростых ситуациях морального выбора. В частности, ее новый фильм «Простой карандаш» рассказывает о криминализированной обстановке, в которую попадает учительница рисования в провинциальной школе. Премьера фильма состоялась в августе этого года в Выборге на фестивале «Окно в Европу», где он был удостоен приза жюри. На крупнейшем фестивале русского кино в Онфлере (Франция) в ноябре этого года фильм завоевал два главных приза — приз жюри и приз зрительских симпатий.

— Наталья, какие параллели вы могли бы привести к вашему фильму «Простой карандаш»?

— Есть такой американский фильм «Общество мертвых поэтов», гениальное кино, которое я пересматриваю раз в два года… но я снимаю свое. Другое дело, что есть схожие темы…

— Толчком к созданию фильма послужила реальная история?

— Нет. Мне просто хотелось поговорить об учителях, об их роли и порой незавидном положении в школе. Я и сама педагог, преподаю в ГИТИСе.

— А подобные истории вы слышали?

— Я видела много документальных фильмов на эту тему. Вы знаете про АУЕ? Это банды малолеток, контролируемые взрослыми преступниками, которые отбирают деньги у школьников и передают их потом в тюрьмы. Такая «пионерская организация» преступников. Их даже полицейские боятся, потому что они несовершеннолетние. Они абсолютно отмороженные, даже нападают на полицейские участки, и полиция бессильна, поскольку они несовершеннолетние.

Вам не кажется, ваш фильм, как «Левиафан» и ему подобные картины, работает на негативный имидж России в глазах западного зрителя?

— Нет, я так не считаю. Наоборот, у меня провинция показана с большой любовью. Да, там есть определенные проблемы, но так можно и Гоголя упрекнуть, что он работал на негативный имидж России.

— То есть вы не сгустили краски?

— Нет. Конечно, город городу рознь. Сегежа, городок в Карелии, где мы снимали этот фильм, более благополучный. Учителя там искренне занимаются с детьми, там нет таких проблем. Но в других городах они реально есть. Посмотрите ролики в «Ютьюбе», где ученики избивают учителей, где полная потеря уважения к учителю.

— Учительница в фильме понимает, что хулиган Миша — ее враг. Она жестко с ним разговаривает, а потом бежит за ним и кричит «Миша, Миша!» — как родная мать.

— Она с ним борется, но он фактически убит. Поэтому ей невольно приходится заботиться о нем. Когда она везет его в больницу, то рукой поддерживает его голову, и этот тактильный контакт и стресс вызывают в ней материнские чувства.

— А образ учителя физики, который говорит, что местные жители — это не те, с кем стоит возиться, — вы не на его стороне?

— Конечно, нет. Но в его словах есть доля горькой правды. Я с уважением отношусь к людям, которые занимаются физическим трудом, но засилье низкой культуры меня волнует.

— Это, наверное, не главное, что портит вкус?

— Не главное. Но культура — важнейшая вещь. Я по своим студентам сужу, которые приходят в ГИТИС, — мы набираем самых талантливых, но я вижу — у многих отбитое воображение, его просто нет. Мне не нравится советское время, но образование там было великолепное. Школа там действительно воспитывала личность. А сейчас она воспитывает тех, кто ставит галочки в анкетах. И для меня это больная тема.

— А что вы преподаете?

— Актерское и режиссерское мастерство на режиссерском факультете.

— Вы не сразу поступили в ГИТИС — почему? Ведь у вас столько талантов…

— Я была скромная девочка из Раменского, не понимала требований и своих возможностей, я билась четыре года, пока не встретила умного педагога Натэллу Бритаеву, которая сказала: тебе нужно читать на экзамене не героические вещи, а эксцентричные. Я поменяла репертуар и поступила сразу к двум мастерам — Левертову и Захарову. Но выбрала Левертова, потому что он больше времени уделял студентам.

— Это ваш первый полнометражный фильм?

— По сути да, потому что предыдущий фильм «Дочь» мы снимали с Сашей Касаткиным вместе. Я на нем училась. А потом были две короткометражки «Светлячок» и «Просто концерт» — новелла в альманахе «Петербург. Только по любви».

— Вам дало деньги Министерство культуры?

— Да, это было в 2017 году. Это дебютные деньги, их тогда давали многим, но помалу.

— По-моему, ваш дебют получился удачным. Есть некоторые места, поднимающиеся до высокой патетики, но очень органичные, например когда учительница говорит, что я стала художником, когда полюбила людей. И дальше идут кадры с портретами этих людей. Очень правдиво и трогательно, на мой взгляд.

— Эти слова подсказала исполнительница главной роли Надежда Горелова: она актриса, но в юности училась рисовать, готовилась поступать в архитектурный. Это ее личный опыт.

— Критики говорят, что учительница в исполнении Надежды Гореловой внешне похожа на Ирину Печерникову (актрису из «Доживем до понедельника»), а мне показалось, что героиня похожа на вас?

— Скорее внутренне. Я сама педагог, для меня педагогика — попытка хоть кого-то поднять, дать ему больше — для меня это моя кровавая личная тема. Я считаю, что роль учителя — важнейшая. Слова одного героя фильма, что учителя уже давно не интеллигенты, — ужасны.

— Ученик-хулиган в вашем фильме выгоняет учителя из класса.Разве такое возможно?

— Это я еще смягчила краски. Учителей в провинциальных школах избивают, унижают… Вы видели — в Сети было выложено страшное видео, как ученики бьют ногами учительницу физкультуры? Я не люблю такие вещи, но вынуждена все это пересмотреть, чтобы понять, в какое время мы живем.

— Фильм показывали во Франции и в Польше. Вопросы зрителей отличались от вопросов, которые задавали здесь, в России?

— Практически нет. Везде вопросы были вдумчивые, все сожалели о судьбе героини и предлагали изменить концовку.

СПРАВКА «ВМ»

Наталья Назарова родилась 16 ноября 1969 года в городе Раменское Московской области. В 1995 году окончила РАТИ-ГИТИС (курс В. Н. Левертова). Преподает в ГИТИСе вместе с мужем — актером Геннадием Назаровым. Сценарист фильмов: «Простой карандаш» (2018), «Балканский рубеж» (2018), «Дочь» (2012), «Внук космонавта» (2007), «Слушая тишину» (2007). В 2012-м на 23-м кинофестивале «Кинотавр» получила Приз за лучший дебют — его удостоен фильм «Дочь».

ДРУГИЕ МНЕНИЯ

Кирилл Разлогов, культуролог, киновед:

— Картина «Простой карандаш», мне кажется, хорошая и талантливая. Мнения о ней противоположные. Одни говорят, что это поклеп на действительность российской провинции, а другие — все так и есть, даже жестче. Лично я считаю, что режиссер меньше сгущает краски, чем в «Левиафане», поэтому картина получилась менее ударной. Но сгущение все-таки есть. Плюс, мне кажется, драматургия финала не прописана, и он получился смазанным.

Юрий Поляков, писатель:

— Сцена, в которой ученик поднимает руку на учителя, впервые в отечественном искусстве появилась в моей повести «Работа над ошибками» 1986 года. Но у меня всем художественным строем повести объясняется, что это недопустимо. Художник имеет право обращаться к любому негативному явлению, но он обязан давать ему нравственную оценку, а не внушать: «Да, вот так мы живем! И зачем нужна такая страна?» Воспитательная функция изначально присуща искусству: наскальные рисунки обучали различать зверей, а средневековые площадные спектакли разъясняли основы христианства. А в эпоху, когда утрачиваются многие моральные константы, она становится особенно важной.

Читайте также: Актриса Татьяна Лянник: Я стала фанатом колки дров

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.