- Город

Вячеслав Спесивцев: Культура важнее газовой трубы

Сергей Собянин призвал прибывших из пораженных коронавирусом стран соблюдать режим изоляции

Наталья Сергунина: Базу знаний с мировым опытом применения ИИ создали в Москве

Столичный школьник изобрел устройство, которое поможет в поиске людей

«Это конец эпохи»: как иностранные СМИ отреагировали на уход Шараповой из тенниса

Россияне назвали причины, по которым отмечают Масленицу

Вильфанд посоветовал россиянам забыть о целине

Чем грозит закрытие сахарных заводов российской экономике

Степаненко впервые высказалась об отношениях с Петросяном после развода

Роспотребнадзор объяснил порядок сдачи анализа на коронавирус

Россиянам напомнили о длинных выходных в марте

«В ней мертво все»: Любовь Успенская раскритиковала Ксению Собчак

Меган Маркл официально выступила против Елизаветы II

Ученые определили самую устойчивую к раку группу крови

Найдена пригодная для жизни планета

Вячеслав Спесивцев: Культура важнее газовой трубы

Театральные действа для родных я разыгрывал, в основном опираясь на наблюдения за людьми

ФОТО: Аккаунт Вячеслава Спесивцева в Facebook

6 февраля создатель Театра-студии на Красной Пресне, художественный руководитель Московского молодежного театра Вячеслав Спесивцев отмечает 77-летие.

— Вячеслав Семенович, знаменитый критик Лев Аннинский писал, что «за всю историю мирового театра существовало только семь, которые сами по себе были мировым достижением, один из них — театр, созданный Вячеславом Спесивцевым». Когда вы почувствовали в себе тягу к сцене?

— Года в четыре. Театральные действа для родных я разыгрывал, в основном опираясь на наблюдения за людьми, с которыми приходилось ежедневно общаться: за пьющим соседом, его женой или немецкой графиней. Она взяла на себя труд заниматься образованием всех детей в нашем бараке. В бараках тогда, кстати, жила половина всех москвичей. Благодаря ей я знал азы французского языка и мог отличить музыку Мусоргского от музыки Чайковского уже в шесть лет. Может, благодаря ей я и попал в итоге в театр.

— И как вы оказались на профессиональной сцене?

— Я занимался в студии при Доме пионеров на Чистых прудах. Вместе с Роланом Быковым, Борей Нечаевым, Сергеем Никоненко, Наташей Гундаревой. После окончания десятилетки пошел поступать в Щепкинское училище. Но засыпающая тетка в приемной комиссии устало сказала: «Иди-ка ты в инженеры». Но я пошел не в инженеры, а в цирк к Юрию Никулину и стал клоуном. Ну а потом, помогая дружку в его театральном этюде «Цирк», приглянулся самому Игорю Ильинскому. После показа Игорь Владимирович сказал: «Спесивцев? Беру тебя к себе на курс без экзаменов».

— К вам в студию сегодня приходят ребята в возрасте от 5 до 18 лет. Они все потом хотят попасть в театральный?

— Нет, конечно. Я претворяю в жизнь систему Щепкина. Он брал детей семи-девяти лет и воспитывал их на образной системе. Смотрел, кому это нужно дальше, а кому нет. Некоторые потом идут ко мне на актерский курс: я преподаю и в ГИТИСе, и в других учебных заведениях. А если не идут по этому пути, то просто становятся хорошими людьми. Подобное эстетическое воспитание очень важно. Ежели нам кажется, что поток газовой трубы — главное, то, уверяю вас, не менее важен поток духовно-эстетического воспитания человека.

— Как вы сформулировали к 77 годам цель творчества?

— Я согласен с Пастернаком: «Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех». Я учу ребят прежде всего работать. Много и с удовольствием. Поэтому, если предлагаю работу своим студийцам, то это — без дураков, они должны впахивать, если хотят заниматься театром.

— Я слышала, что вы дружили с Габриэлем Гарсия Маркесом?

— Наша дружба началась с конфликта. Он был недоволен, что какой-то режиссер Спесивцев поставил «Сто лет одиночества» без его разрешения. Я действительно его поставил, мне очень нравилось это произведение. И спектакль бегала смотреть вся Москва, включая Сергея Михалкова. Маркес тоже посмотрел наш спектакль, и он ему в итоге так понравился, что он разрешил мне ставить все его произведения.

— О чем вы ставите? Каковы ваши послания в зал?

— В нашем аншлаговом спектакле «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» один из персонажей говорил: «Мы рождены, чтобы жрать». Моя задача эту жрачку перевести в красоту — и вот тогда в нашей жизни все станет на свои места.

СПРАВКА «ВМ»

Вячеслав Спесивцев (родился 6 февраля 1943 года в Москве) — театральный актер, режиссер, педагог. Создатель Театра-студии на Красной Пресне. Худрук Московского молодежного театра. Среди наиболее известных постановок — «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», «Горе от ума», «Ревизор», «Прощание с Матерой», «Вишневый сад», «Евгений Онегин», «На дне».

Читайте также: Николай Аверюшкин: Мастерство актера — хорошо заниматься тем, чего ты раньше не делал

Новости СМИ2

Алиса Янина

Анти-Грета: у экоактивистки появилась конкурентка

Виктория Федотова

Не портите блинами на кефире ваши отношения

Анатолий Горняк

«Географ глобус пропил»: за что уволили трудовика

Дмитрий Журавлев, политолог

Можно ли считать Эрдогана другом

 Александр Хохлов 

Каждый мужчина должен уметь стрелять

Георгий Бовт

Как высокие налоги мешают нам жить

Мехти Мехтиев

Работы много, народу мало

Солнечное угощение

Талантливый модельер строит успешный бизнес

Любимое варенье писателя

Больше читайте о разных странах и народах