- Город

Вячеслав Спесивцев: Культура важнее газовой трубы

Сергей Собянин рассказал о важности программы реновации жилья в Москве

Как изменятся отношения Москвы и Минска после выборов в Белоруссии

«Стоял и жалел свою машину»: свидетели рассказали о действиях Ефремова после ДТП

Надеть маски. Нарушителей ждет большой штраф

«Сварщик — от 110 тысяч рублей»: названы регионы с самыми высокооплачиваемыми вакансиями

Социальные работники получили 8 миллиардов рублей за работу в период пандемии

«Второй пакт Молотова — Риббентропа»: политологи назвали истинную причину ненависти Польши к РФ

Политолог объяснил, что будет с Лукашенко, если он выдаст россиян Зеленскому

Врач назвал единственный способ облегчить состояние при COVID-19

«В России легче, чем в Европе»: как итальянец развил бизнес в Москве в разгар пандемии

В Генштабе назвали условие применения ядерного оружия

Названы самые опасные сорта пива для здоровья

Адвокат Соколова объяснил, почему решил защищать в суде вдову рэпера Картрайта

Жириновский рассказал о своих самых больших ошибках в жизни

Как россияне покупают «золотые паспорта» и сколько это стоит

Лоза объяснил, почему артисты РФ отказались выступать в Белоруссии

Вячеслав Спесивцев: Культура важнее газовой трубы

Театральные действа для родных я разыгрывал, в основном опираясь на наблюдения за людьми

ФОТО: Аккаунт Вячеслава Спесивцева в Facebook

6 февраля создатель Театра-студии на Красной Пресне, художественный руководитель Московского молодежного театра Вячеслав Спесивцев отмечает 77-летие.

— Вячеслав Семенович, знаменитый критик Лев Аннинский писал, что «за всю историю мирового театра существовало только семь, которые сами по себе были мировым достижением, один из них — театр, созданный Вячеславом Спесивцевым». Когда вы почувствовали в себе тягу к сцене?

— Года в четыре. Театральные действа для родных я разыгрывал, в основном опираясь на наблюдения за людьми, с которыми приходилось ежедневно общаться: за пьющим соседом, его женой или немецкой графиней. Она взяла на себя труд заниматься образованием всех детей в нашем бараке. В бараках тогда, кстати, жила половина всех москвичей. Благодаря ей я знал азы французского языка и мог отличить музыку Мусоргского от музыки Чайковского уже в шесть лет. Может, благодаря ей я и попал в итоге в театр.

— И как вы оказались на профессиональной сцене?

— Я занимался в студии при Доме пионеров на Чистых прудах. Вместе с Роланом Быковым, Борей Нечаевым, Сергеем Никоненко, Наташей Гундаревой. После окончания десятилетки пошел поступать в Щепкинское училище. Но засыпающая тетка в приемной комиссии устало сказала: «Иди-ка ты в инженеры». Но я пошел не в инженеры, а в цирк к Юрию Никулину и стал клоуном. Ну а потом, помогая дружку в его театральном этюде «Цирк», приглянулся самому Игорю Ильинскому. После показа Игорь Владимирович сказал: «Спесивцев? Беру тебя к себе на курс без экзаменов».

— К вам в студию сегодня приходят ребята в возрасте от 5 до 18 лет. Они все потом хотят попасть в театральный?

— Нет, конечно. Я претворяю в жизнь систему Щепкина. Он брал детей семи-девяти лет и воспитывал их на образной системе. Смотрел, кому это нужно дальше, а кому нет. Некоторые потом идут ко мне на актерский курс: я преподаю и в ГИТИСе, и в других учебных заведениях. А если не идут по этому пути, то просто становятся хорошими людьми. Подобное эстетическое воспитание очень важно. Ежели нам кажется, что поток газовой трубы — главное, то, уверяю вас, не менее важен поток духовно-эстетического воспитания человека.

— Как вы сформулировали к 77 годам цель творчества?

— Я согласен с Пастернаком: «Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех». Я учу ребят прежде всего работать. Много и с удовольствием. Поэтому, если предлагаю работу своим студийцам, то это — без дураков, они должны впахивать, если хотят заниматься театром.

— Я слышала, что вы дружили с Габриэлем Гарсия Маркесом?

— Наша дружба началась с конфликта. Он был недоволен, что какой-то режиссер Спесивцев поставил «Сто лет одиночества» без его разрешения. Я действительно его поставил, мне очень нравилось это произведение. И спектакль бегала смотреть вся Москва, включая Сергея Михалкова. Маркес тоже посмотрел наш спектакль, и он ему в итоге так понравился, что он разрешил мне ставить все его произведения.

— О чем вы ставите? Каковы ваши послания в зал?

— В нашем аншлаговом спектакле «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» один из персонажей говорил: «Мы рождены, чтобы жрать». Моя задача эту жрачку перевести в красоту — и вот тогда в нашей жизни все станет на свои места.

СПРАВКА «ВМ»

Вячеслав Спесивцев (родился 6 февраля 1943 года в Москве) — театральный актер, режиссер, педагог. Создатель Театра-студии на Красной Пресне. Худрук Московского молодежного театра. Среди наиболее известных постановок — «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», «Горе от ума», «Ревизор», «Прощание с Матерой», «Вишневый сад», «Евгений Онегин», «На дне».

Читайте также: Николай Аверюшкин: Мастерство актера — хорошо заниматься тем, чего ты раньше не делал

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

189 657 + 803 (за сутки)

Выздоровели

247 534 + 689 (за сутки)

Выявлено

4 572 + 12 (за сутки)

Умерли

Варвара Болондаева

Бро, ты достоин быть президентом

Анатолий Горняк

Не трогайте артистов, проституток и кучеров

Камран Гасанов

Взрыв в порту — второй Чернобыль

Ольга Кузьмина  

Август пахнет горечью

Екатерина Рощина

Гармаш и Ефремов в театре абсурда

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Кто кого обидел

Руслан Клинский

Только без паники: истории чудесного спасения

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите