Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

«Отец и сын»: как семья архитекторов восстанавливает наследие России

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
 «Отец и сын»: как семья архитекторов восстанавливает наследие России
Геннадий и Федор Паршины. 2012 год / Фото: Из личного архива Паршиных

Вместе отец и сын Паршины создали памятник «Чехов и Дама с собачкой», ставший визитной карточкой Ялты, и памятник основателю российского кино А. А. Ханжонкову.

Оба скульптора являются педагогами высших художественных заведений столицы, награждены медалями ЮНЕСКО и орденами Русской православной церкви.

Отец

— Геннадий Алексеевич, с какого возраста вы стали рисовать?

— Семейные предания гласят, что это произошло раньше, чем я научился ходить. Причем среди моих предков не было ни одного деятеля искусств. Были купцы, священники, офицеры царской армии. Мой дед, купец 1-й гильдии Василий Романович Паршин, любил бывать в Ялте, подолгу жил на 1-м этаже в гостинице «Россия». К нему приезжали Станиславский, Немирович, Шаляпин, Бунин, Рахманинов.

— Наверное, это судьба, что именно вам и вашему сыну Федору выпала честь неподалеку от этой гостиницы, на набережной, установить скульптурную композицию «А. П. Чехов и Дама с собачкой», которая сегодня стала визитной карточкой Ялты?

— Когда в 1999 году я получил предложение разработать этот проект, то подумал, что все это — маниловские мечты. Помните, какое было время? Но как художник был, конечно, необыкновенно счастлив.

Чехов — мой любимый писатель. Тем более что мы с женой-художницей еще в годы учебы обошли весь Крым с палаткой. Я отлично представлял место на набережной, где хотел бы поставить этот памятник: здесь часто сиживали, пили чай, смотрели на море и вели беседы об искусстве и судьбах страны Антон Павлович и Шаляпин, а также другие его знаменитые гости, приезжавшие из Москвы.

Короче, мы с сыном Федором с энтузиазмом взялись за это дело. Была куча вариантов памятника, активно включился в процесс режиссер Сергей Соловьев, который почему-то хотел в композицию непременно добавить еще и фигуру своего друга Виктора Цоя. Но мы все-таки, при всем уважении к Виктору Цою и Сергею Соловьеву, настояли, чтобы Цой в чеховскую композицию не вошел. Работа продолжалась долгих шесть лет. В 2003-м памятник отлили в бронзе, а в 2004 году благодаря усилиям Между- народного теле-кинофорума «Вместе» скульптура «А. П. Чехов и Дама с собачкой» (Даму мы прицельно делали похожей на актрису Ию Саввину) была установлена на исторической набережной.

— Я знаю, что вы любимый ученик знаменитого скульптора Николая Томского, лауреата 12 государственных премий. И что именно вы устанавливали памятник Кутузову перед Бородинской панорамой, с чем была связана какая-то таинственная история.

— Томский был гением. Это он работал над этим памятником, а когда его уже собирались возводить, на Кутузовском проспекте оказался Хрущев со своей свитой.

И вот Хрущев едет, видит подъемный кран, бульдозеры. Спрашивает: «Что это? Почему я ничего не знаю?» Разозленный, он приехал к Томскому в мастерскую в районе Арбата: «Ты что тут разводишь культ личности?! Мы только одного развенчали, а ты тут возводишь другого!» Хрущев заорал: «Все — в переплавку!» Уехал, а Косыгин задержался и тихо сказал Томскому: «Не обращай внимания, все будет нормально». И ушел.

Томский попал в больницу на месяц. Но некто (не скажу, кто именно) с Мытищинского завода, кто очень уважал Томского, ночью пригнал технику, выкопал громадную яму, заложил туда все уже отлитые фигуры и закопал. И десять лет памятник находился под землей. А когда Хрущев покинул свой пост, в 1972–73 годах мы этот памятник вырыли и установили уже у Бородинской панорамы. Мне пришлось его доделывать. Потому что некоторые детали еще в гипсе были утеряны.

— Вы ведь еще и участвовали вместе со своим учителем в двух других знаковых для столицы проектах?

— Томский был президентом Академии художеств. Мы с ним разрабатывали Могилу Неизвестного Солдата. Вторым секретным заказом правительства было создание нового пуленепробиваемого саркофага для Ленина в мавзолее. Больше полугода мы разрабатывали этот проект. В районе станции метро «Калужская» работал комбинат, туда допускалась только высшая элита, и вот там нам выделили отдельную комнату, ключи и замок, чтобы мы сделали этот саркофаг. И мы в ней работали. Поставили мощные бронестекла. Саркофаг в длину — метра три, хотя фигура Ленина была всего полтора метра. Томский в тот период был очень занят, так что в основном работал я, он приезжал вечерами. Я видел еще лежащих в мавзолее и Ленина, и Сталина. А потом (это было при Хрущеве) ночью площадь окружили. Выкопали могилу для Сталина и захоронили его. Томский сделал бюст Сталина в сером граните. Он вложил в скульптуру идею: голова вождя склонена немного вниз, как бы символизируя его раздумье над тем, в чем же он виноват перед народом.

При перекладывании тела Ленина я не присутствовал, но зарубочку — метку на этом саркофаге — я все-таки оставил. А еще мы с моим учителем делали проект для Берлина, оформляли главную площадь города. Но как только СССР рухнул, памятник Ленину, стоявшему на фоне знамени, разобрали.

— Обидно бывает, когда такое происходит?

— Я смотрю на памятники прежде всего как на произведения искусства. Конечно, мне обидно, хотя я к Ленину сейчас отношусь резко отрицательно, но тогда мы ведь ничего этого не знали. Архивы были закрыты.

Сын

— Федор, вы росли в семье скульптора-отца и мамы-живописца. Как считаете, могли бы вы пойти в другую профессию, или ваше будущее было предрешено?

— В свое время я был уверен, что вполне мог. Когда меня спрашивали, кем хочу стать, я отвечал: космонавтом, пожарником и продавцом мороженого. Тем более что родители не хотели, чтобы я был художником. Это нестабильная в материальном отношении профессия.

Родители ничего не предпринимали для того, чтобы я пошел по их пути. Но так случилось, что однажды я заболел, мне было скучно и грустно, и мать предложила: «Не хочешь взять краски и написать натюрморт?» Была осень, она поставила мне на кухне арбуз, фрукты, дала этюдник и масляные краски, которыми я ни разу не работал. И я сел за мольберт и за пару часов написал первый в жизни натюрморт. А до этого рисовал только машинки. Мама взглянула и ахнула: натюрморт вышел профессиональный.

Пришел отец из мастерской и похвалил мать: «Ты сегодня очень неплохой натюрморт написала». А она ответила: «Это не я, это твой сын». Отец решительно отказывался в это верить. Но с тех пор все заметили во мне художественные задатки.

Потом я пошел в художественную школу в Москве, что возле метро «Рижская», но поступить по ее окончании в Суриковский институт не удалось. Возможно, не хватало профессионализма, а может, причиной было, что тогда туда поступало большое количество блатных детей. Мест было семь, а блатных детей — восемь.

В итоге, отслужив снайпером в Забайкалье (я охранял зону), вернулся и начал истово заниматься с отцом с 10 утра до 10 вечера каждый день. А в конце лета делала набор Российская академия художеств, возрожденная Глазуновым. Я подал туда документы, и меня неожиданно для всех взяли: я оказался в списках третьим.

У нас был замечательный курс, очень сильный, все его выпускники сейчас — состоявшиеся скульпторы, нас всех оставили преподавать в Российской академии. Защиту дипломов принимал сам Лев Ефимович Кербель (автор памятника К. Марсу в Москве. — «ВМ»), который тогда был еще жив, у меня в дипломе стоит «отлично» за его подписью.

— Сегодня у вас много собственных проектов?

— Много. Из тех, что сделал за последнее время, — четыре скульптуры Сергия Радонежского. Один памятник установлен на Куликовом поле. Другой стоит в Минске. Третий — в Астане, в Казахстане. И четвертый был установлен в Крыму.

На Куликовом поле Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву. «Сергий — защитник земли русской» установлен в Минске. Ведь Белоруссия — та точка, где все войны земли русской начинались и заканчивались. В Астане стоит Сергий-просветитель. Ну а в Крыму — «Сергий — собиратель земли русской». Этот памятник должен был стоять в Киеве, но началась история с Украиной. Кроме того, я удостоился чести сделать мемориал в Петрозаводске погибшим узникам концлагерей. Из Петрозаводска, находящегося недалеко от Соловков, сделали большой концентрационный лагерь. Его поделили на шесть лагерей. Там есть несколько братских могил, в одной похоронены 3500 человек, причем 70 процентов — дети до семи лет. Центральная композиция представляет собой глыбу, рассеченную трещиной. На одной стороне — начало фамилий, а на другой — люди, как падающие снопы пшеницы. И над всем этим плывет терновый венец, на котором стоит собирательный образ скорбящей Родины-Матери, Богородицы. Сейчас я собираюсь делать памятник Адмиралу Лазареву в Севастополе.

Кроме того, в Никитском Ботаническом саду буду устанавливать скульптурную композицию «Потемкин показывает проект Аптекарских садов императрице Екатерине».

— А что-то у вас есть в ближайших планах, связанное с род- ной Москвой?

— И у меня есть проект — памятник Ослябе и Пересвету, уже найдено финансирование. Сейчас идет стадия административных урегулирований. Скульптуру мы хотим установить рядом с предполагаемым местом захоронения Осляби, там рядом — Симоновский монастырь и парк. Это конный памятник. Идею и проект активно поддерживают Русская православная церковь, Симонов монастырь и отец Владимир из близлежащего храма. Но во дворе храма мы все-таки ставить эту композицию не хотим, ее там никто не увидит — слишком маленькая территория. Вообще, я очень люблю свою Москву. Люблю все, что с ней связано. Люблю гулять по ее улицам, переулочкам, всегда любуюсь своим городом. Как сказал незабвенный Эльдар Рязанов в своем фильме «Служебный роман», «это мой город. Это очень хороший город». И он, конечно же, был прав.

Читайте также: Путевые стены станции «Славянский мир» украсят мифологические животные

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.