Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Создатель «Ералаша» Борис Грачевский объяснил причину популярности киножурнала

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Создатель «Ералаша» Борис Грачевский объяснил причину популярности киножурнала
Фото: Из личного архива Бориса Грачевского

Без малого полвека жизни отдал своему любимому детищу — детскому киножурналу «Ералаш» — его создатель и художественный руководитель Борис Грачевский. С разговора о том, как чувствует себя популярный детский киножурнал сегодня, и началась наша беседа с Грачевским.

— Борис Юрьевич, я обратил внимание, что у вас даже чехол телефона фирменный — ералашевский.

— Да вся жизнь моя — ералаш: что бы я ни делал, а делаю я это всегда с удовольствием и как следует, все равно, конечно, перебить «Ералаш» невозможно. С 1974 года... Мало что из той жизни перешло в эту, но я горжусь тем, что сегодняшние показатели у нашего «Ералаша» отличные: подписчиков в интернете два с половиной миллиона, просмотров — два миллиарда. Кстати, у нас сейчас центровой сюжет — про то, как директор школы завидует маленькой девочке, что у нее подписчиков больше, чем у него.

— Я сразу про Бузову подумал, когда вы сказали про миллиарды просмотров.

— Нет, ну при всей моей симпатии к Оле давайте это как бы за скобки вынесем, потому что там же правды мало, там больше приписок всяких.

— А у вас все по-честному?

— Мы вообще к цифрам не притрагиваемся, это честно абсолютно. Правда, сейчас мы все в некоем, извините, офигении. За 46 лет Министерство культуры впервые отказало «Ералашу» в финансировании, представляете?

— А с госпожой Любимовой, министром культуры, вы знакомы?

— Ну, я со всеми знаком. Тем не менее совет экспертов в этом году постановил нецелесообразным «этот «Ералаш» делать». А вообще давайте закроем эту тему, потому что от того, что мы будем вместе плакать, ничего не изменится. Просто финансирование нашего киножурнала стоит в одном ряду с детскими фильмами. Но то, что мы периодическое издание, это уже никого не интересует. Кроме народа, никто нас не любит.

— Ну, не надо скромничать. Плохого слова никто еще не написал из профессионалов...

— Все попытки написать какие-то гадости разваливаются, потому что для меня всегда в первую очередь — обратная связь. Много езжу, встречаюсь с детьми. Завтра вот улечу во Владивосток, там этот огромный лагерь, такой же, как Артек, только на берегу Тихого океана. Будет много встреч. И я всегда сижу внутри зала и наблюдаю реакцию зрителей. Это очень важно.

Сегодняшняя ситуация с детским кино печальна. В картины, способные увлечь зрителей, нужно вкладывать огромные деньги. Дети категорически не хотят смотреть то, что было раньше. Я спрашиваю у своей восьмилетней дочки: «Василиса, ну почему?!» Я вижу, что она отключается, и все. Другой темп, другой ритм. Время поменялось. Если раньше, например, в книжке нужно было на каждой двенадцатой странице менять направление повествования, то теперь, говорят, на каждой пятой. Вот почему еще «Ералаш» держится? Да потому, что на второй-третьей минуте у детей кончается интерес, а мы передергиваем сюжет на следующий.

Сегодня дают совсем небольшие деньги на детское кино в надежде, что ты еще и доплатишь. Должно обязательно что-то взорваться, во что-то превращаться, должна быть фантастика, фэнтези, что хочешь, но только не просто: «Здравствуйте, дети, я ваша учительница». Скоро выйдет картина «Конек-горбунок», я жду с нетерпением, мне жутко интересно, что получилось. Потому что успех «Последнего богатыря», если ты слышал об этой картине, это не показатель, она не совсем детская.

— За последние лет десять снято немало ремейков культовых советских комедий. Может, имеет смысл подумать о том, чтобы делать новые версии знаменитых детских фильмов, если существует дефицит такого кино?

— Мы же с этого с тобой начали. Они вообще не хотят это смотреть.

— Другой киноязык нужен?

— Все другое должно быть. Ну, вот сделали картину «Вратарь галактики», денег вбухали. Не пошли дети. Что-то произошло. То ли драматургия, то ли что-то еще... Все там ахает и летает, но сегодня этим же никого уже не удивишь.

— Вообще в целом серьезно изменились нормативы. Вот я сегодня утром беседовал со знакомой актрисой, она мне напомнила про фильм «Подкидыш» по сценарию Рины Зеленой и Агнии Барто. Там герой Ростислава Плятта чужую девочку всячески тискает, целует, обнимает — сейчас невозможно такое снять, убеждена актриса, потому что сейчас это уже смотрится, как... Ну, вы понимаете.

— У меня была идея снять по Цвейгу фильм «Жгучая тайна». Там история про то, что скучающий дядька никак не может добраться до единственной красивой женщины, чтобы на отдыхе развлечься. А она с ребенком. Герой начинает дружить с этим ребенком, тогда и дама на него обращает внимание; они в горы вместе уходят. И я вдруг понимаю — сегодня это какая-то... страшная история.

— Меняются и другие параметры. Сейчас, допустим, говорят, что молодежь — это люди до 40 лет. Значит, получается, что и детский возраст до 20 продлевается.

— Когда мы с Александром Григорьевичем Хмеликом, замечательным моим учителем, создавали «Ералаш», мы сразу сказали: надо обращаться к десятилетним детям. Потому что иначе мы, если совсем к маленьким обратимся, потеряем старших. Это было почти пятьдесят лет назад. Но сегодня иногда даже трехлетние смотрят «Ералаш» и уже пытаются в чем-то разбираться, им нравится. Ну, детишки бегают, темп и так далее.

Получилось, что за это время они очень поумнели. Ну, допустим, шестилетний не может понять то, что понятно 12-летнему. Но отложится все равно, понимаешь? Вот сейчас у меня полу- годовалое дите (я зову его Филипп Первый), которому каждый день читают сказки, так он все время улыбается — точно знает, что папа из «Ералаша»!

— Может быть, мы просто ретрограды? Ведь когда женщины начинали носить брючные костюмы, тоже кричали о том, что это безобразие и крушение нравов.

— Я очень хорошо это помню. У меня папа говорил: вы не думайте, я современный человек, брюки, конечно, на прогулки можно, но в ресторан в брюках?!

Создатель «Ералаша» Борис Грачевский объяснил причину популярности киножурнала Кадр из киножурнала «Ералаш» / 1974

— Возможно, надо просто отойти в сторонку и позволить новым поколениям определять новые правила игры?

— Я думаю, что мы должны бороться за традиционные формы, иначе мы общество вообще потеряем.

— Нам, я имею в виду как стране, уже досталось за то, что у нас в Конституцию недавно были изменения внесены и теперь прописано, что брак — это союз мужчины и женщины. Нас уже обвиняют в том, что мы чрезмерно консервативны.

— Мне кажется, Женя, может, надо не запрещать, а просто вообще «не расписывать» таких людей, и все. Не знаю я. Как говорят, сами они не рожают, а их больше и больше становится. Почему?

— Ну, потому что, во-первых, сейчас есть, я употреблю вот такой термин, «масса человеческого материала», который можно усыновить.

— Доноры, суррогаты. Я понимаю. Вот меня как-то недавно спросили о моем отношении к суррогатному материнству. Я говорю, если есть возможность дать жизнь маленькому человеку, это уже здорово. Вот поверьте мне. Давайте, так сказать, переходить на светлую сторону жизни и думать, что вот появляется человек, и это потрясающе.

Я как-то увлекался всякими религиями, философиями и нарвался на один трактат индийский. И прочел в нем: «Увидишь ребенка — здоровайся с ним, будь с ним максимально вежлив и уважителен». Потому что неизвестно, кем он станет. И это так интересно и правильно!

— А вообще с детьми надо общаться как со взрослыми?

— Как раз буквально вчера был разговор с моими друзьями, и я сказал, что нет запрещенной темы для беседы с ребенком. Нет. Но важно подобрать правильные слова и тон. Когда-то Эйнштейн говорил, что настоящий ученый должен объяснить самому простому человеку, чем он занимается, чтобы тот понял, зачем ты тут сидишь вообще. Я считаю, что нужно найти верную форму, чтобы объяснить ребенку самое-самое секретное, самое запретное.

— Когда мы говорим «ребенок», то какой возраст имеем в виду?

— Для меня ребенок — это пять лет. Ну, хотя бы девять, десять. Ведь там очень интересное движение. Вот когда мы начинаем какой-нибудь сюжет, мне говорят — давайте возьмем героев семи-восьми лет. Я отвечаю, нет, вы не понимаете. Для детей семи-восьми лет вопрос пола — только любопытство, а в десять-одиннадцать у них уже появляется некий интерес к… Хорошее было слово в старину — противный пол.

Вот в «Ералаше» есть такая история: герои — мальчик и две девочки, и мальчишка замучился — то ту провожает, то эту. И третьей говорит: «Я больше не могу, у меня нет сил — эту обманывать, ту обманывать». Третья ему отвечает: «Да пошли ты и ту и другую». И он послал их и сидит такой довольный — свободен! И вдруг сзади — рука той самой советчицы, и девчонка ему говорит: «Ну, теперь ты свободен, давай мой тащи портфель!» И режиссер говорит: «Давайте на съемки возьмем маленьких ребятишек, так трогательно будет». А я объясняю, что нет, потеряется смысл.

— С ковидом многие страны перешли на дистанционное обучение. Как вы считаете, есть перспектива у дистанционки?

— Я об этом много думал. Вот почему все говорили: не будет театра, не будет ничего, будет сплошное телевидение и кино. Помнишь? А в театрах — бум. Потому что дыхание, энергетику артиста, который для тебя играет, и педагога, который смотрит в твои глаза, нельзя заменить ничем.

— То есть будущее не за этой формой обучения?

— Я думаю, что оно все равно войдет в нашу жизнь. Вот у нас каждый год был фестиваль «Большой Ералаш». Со всей страны мы собирали детей. Сначала проводили в лагере «Орленок», потом перевезли в Подмосковье, чтобы всем удобнее было. И дети, не останавливаясь, показывали свои способности, а победители получали главные роли в «Ералаше». Мы должны были в июне этот фестиваль сделать. Все накрылось из-за пандемии.

Но вот мы все-таки начинаем этот фестиваль в режиме онлайн. Дети должны присылать свои номера, и к середине декабря мы покажем всем, кто победил и кого мы награждаем главной ролью в «Ералаше». И мы все берем на себя: приезд ребенка, с родителями обязательно, гостиницу, ну и тому подобное. Мы же не будем вечно с этим ковидом, в конце-то концов…

— Дети из Сибири, допустим, сильно отличаются от московских?

— Нет, уже нет. Ну, разве что кроме говора порой. Абсолютно современные дети. И очень много среди них по-настоящему талантливых! Как говорил Ролан Быков: «Хорошие дети после десяти тысяч появляются». Вот десять тысяч ребятишек посмотришь, обязательно талант найдешь.

Вот у нас парень красноярский был, просто потрясающий! Мы даже его не в одном, а в трех сюжетах сняли — настолько он хорош был. Мы ему: «Все, Миша, молодец!» А он нам: «А дайте я еще сценку сыграю».

«Да нет, мы уже поняли, ты потрясающий». А он не успокаивается: «Нет, смотрите, я через полстраны этот костюм тащил». И стал играть кусок из «Ивана Васильевича» гайдаевского. Такой парень, Мишка, замечательный просто! Когда я вижу по-настоящему ярких детей, для меня это праздник.

Читайте также: «Чудо и его папа»: Борис Грачевский опубликовал фото с маленьким сыном

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.