Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Влад Маленко: Человек стареет только тогда, когда зря тратит время

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Влад Маленко: Человек стареет только тогда, когда зря тратит время
художественный руководитель Московского театра поэтов Владом Маленко / Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

В понедельник, 25 января, основателю Московского театра поэтов и художественному руководителю Есенин-центра Владу Маленко, исполнилось 50 лет. В свой день рождения он слушал Высоцкого, с которым родился в один день, поздравлял знакомых Татьян с именинами и гулял по лесу. «Вечерняя Москва» поздравила режиссера с юбилеем и узнала, что вдохновляет его на творчество.

— Влад, обычно вас представляют так: поэт, актер, режиссер, баснописец… Какое из этих состояний вам ближе всего?

— Вот это слово – «поэт». Но я его с осторожностью произношу: от него током бьет. Это очень высокое звание. Пушкин, Есенин, Высоцкий… — вот поэты. Мне кажется, должно пройти 40-50 лет, и потом люди сами все скажут. А пока к тебе приходят смыслы, и ты просто записываешь их. Это почти магия: буквально из воздуха появляются слова, которые рассказывают — не только тебе, но и другим людям — о будущем, твоей любви или судьбе, о стране или родном городе.

— Что для вас Москва?

— Большая и Малая Родина. Место силы. Она, как птица феникс, всегда восстает из пепла, как барон Мюнхгаузен, сама вытаскивает себя за башни из болота.

— А ее можно назвать городом поэтов?

— Определенно. И, надеюсь, осенью мы откроем сквер и квартал поэтов – рядом с Есенин-центром, на пересечении шести улиц. Над проектом работают очень талантливые ребята, предлагают сделать стену с автографами. Да и у меня есть одна хулиганская идея.

В квартале поэтов будут стоять скульптуры поэтов разных эпох. И я хочу, разбить их по парам, но так, чтобы, например, у Егора Летова была возможность спросить что-то у Александра Пушкина. Саша Башлачев мог бы прикурить у Михаила Лермонтова. А Владимир Высоцкий – прокатить на мерседесе Анну Ахматову. Для поэтов нет времени. Это так несправедливо, что Пушкин не прочел Бродского. Поэтому я как режиссер городского пространства хотел бы предоставить Александру Сергеевичу возможность встретиться с Иосифом Александровичем – здесь, на кривых московских улочках, воспетых Есениным.

А еще хочу, чтобы в сквере стоял памятник неизвестному поэту, то есть каждому настоящему человеку, который написал в своей жизни хотя бы одно стихотворение. И самое крутое, если здесь будут назначать свидания, встречи…

— В конце прошлой неделе в Москве вновь заработали музеи. Как художественный руководитель Есенин-центра чем будете удивлять посетителей?

— Разумеется, нашими выставками. Одну из них хотим посвятить незаслуженно полузабытому Леониду Губанову – замечательному поэту, у которого в этом году будет юбилей. Он прожил всего 37 лет, но оставил после себя удивительные стихи. Еще хотим сделать выставку «Летов», посвященную Егору Летову и его семье. А начнем с «Русских маяков»! Это проект об исторических личностях и современных героях, которых мы фотографировали целый год. Я написал стихи. Мой друг и директор Николай Шкаруба «приземлил» идею. Прекрасный фотограф Марк Назаров сделал в неповторимом стиле снимки людей науки, культуры и многих других. Надеюсь, у нас получится перформанс.

— Вам исполнилось 50 лет. Ощущаете себя на свой возраст?

— Нет, конечно. Каждое утро просыпаюсь с чувством, что мне по-прежнему, лет двадцать, впереди вся жизнь, и надо сделать что-то интересное. Я глубоко убежден: ты обязан вставать с кровати без воза прошлых заслуг. Новый день требует новых свершений. В этом смысле для меня лично времени вообще не существует.

— Получается, поэт – вечно молодой человек?

— Абсолютно так. В противном случае, ему откажут в даре. Ведь ты обязан быть часовым, стоять на страже своей молодости. Не в смысле ходить к косметологу, делать подтяжки, а держать мозг в боевой готовности. Хотите про эликсир молодости? Пожалуйста! Это творчество. Не важно поэт ты, художник, фотограф, архитектор, математик или, может, дворник, когда ты что-то создаешь, время останавливается. Человек стареет только тогда, когда тратит время зря.

— Может ли поэт быть вне политики, не реагировать на события, которые происходят вокруг?

— Если только он живет в башне из слоновой кости... Нет, исключено. Но это не означает, что ты принадлежишь к какой-то партии или сочиняешь что-то по заказу. Пишущий человек прикладывает ухо ко времени и держит перед природой зеркало, в котором отражаются процессы, волнующие каждого. В этом смысле Пушкин или Достоевский – разве не политики, разве они не писали о том, что происходило вокруг?

Просто представь, что твое сознание – это аэродром, на который тебе нужно посадить самолет мыслей. Он может возникнуть на горизонте из-за какой-то несправедливости, или женской красоты, или любви к тому месту, где ты родился… Но в любом случае взлетная полоса должна быть чистой. Если она уже заполнена какими-то чужими идеями, то самолет пролетит мимо.

— Что вдохновляет лично вас?

— Природа и сама жизнь. Чем дольше живешь, тем больше понимаешь: близость к природе делает тебя счастливее. Это такая радость улавливать едва заметные движения насекомого или птицы, шелест снега, дуновение ветра за окном... Ты можешь быть близок к природе даже в метро – когда сидишь, держишь другого человека за руку и чувствуешь его пульс.

— Какой проект вы можете назвать главным в своей жизни?

— Из общественных – Всероссийский фестиваль молодой поэзии «Филатов Фест». Это наша основная и любимая история: мы ищем и открываем людей, которые пишут талантливые стихи. Сейчас мы находимся на старте Седьмого фестиваля. И это здорово. За время своего существования «Филатов Фест» приобрел авторитет: люди понимают, что мы не ангажированные, переживаем за свое дело и работаем честно. Ребята, которые попали в большой список из 100 человек, - уже настоящие поэты. А уж победители точно могут называть себя новыми Есениными.

Влад Маленко: Человек стареет только тогда, когда зря тратит время Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

— Вы с ними потом как-то сотрудничаете?

— Конечно. В этом смысле «Филатов Фест» - кузница кадров для Московского театра поэтов и Есенин-центра. В зависимости от творческой задачи – будь то спектакль, уличный перформанс или фильм – ребята получают возможность проявить свои таланты, причем не только поэтические. Например, к 200-летию Федора Достоевского у меня родилась идея снять документальное кино. Соответственно, нам нужны будут операторы, осветители, монтажеры, консультанты, историки – это и будет наша команда.

— А если говорить о личном, что для вас будет главным в жизни?

— Творчество. Как раз сейчас вышла моя новая книга «Море волнуется разное». Большая, 620 страниц, и в ней Маленко. Там лирика, из которой я состою, гражданская поэзия, включая поэму «Ржев», которая посвящена моему отцу. В интернете запись этой поэмы набрала уже около 3,5 миллиона просмотров. Почему я об этом с радостью и гордостью говорю? Потому что это серьезное произведение, которое нашло отклик в сердцах людей по всему свету: комментарии под видео оставляют не только жители России, но и США, Канады, Израиля… В книге также есть мои детские стихи, поэма «Москва» - признание в любви родному городу. И, конечно же, басни, с которыми абитуриенты поступают в театральные институты.

— Молодежь легко воспринимает басни?

— Вполне. Ведь им понятен этот язык, и какие-нибудь мои ежи-скинхеды, гламурные креветки, червяки-блогеры, возможно, им ближе, чем, скажем, стрекоза Крылова. Хотя Иван Андреевич великолепен. Я сам с его басней «Ворона и лисица» в свое время поступил в Высшее театральное училище имени Щепкина. Да и сейчас люблю перечитывать Крылова. Он оставил после себя 236 басен, у меня написано уже 260, но это не значит, что я его переплюнул. Басня – интересный, но очень сложный, пилотажный жанр. Написать хорошую басню – большая удача.

— У вас есть такие?

— Штучек тридцать наберется. Я очень люблю, например, «Ондатру в театре», «Крота в запое», «Волка-нарколога», «Суслик сделал предложение»…

— Правда, что вам запретили читать свои басни в Московском зоопарке?

— О, это одна из моих любимых историй! В зоопарке есть арт-пространство, и мои друзья позвали меня туда выступать с баснями. Дело было под Новый год, и я придумал, что это будет маскарад, мы уже начали готовить маски – «кроликов, слонов и алкоголиков…» И тут мне звонят и извиняющимся таким тоном интересуются, мол, могу ли я вместо басен почитать лирику. Я сразу заподозрил неладное, уточняю: «А в чем дело?» И тут мне говорят, что я своими баснями якобы оскорбляю права и чувства животных: у меня ж они по закону жанра пьют, курят, блудят или воруют. Я, конечно, влюбился во всю эту ситуацию. Искренне – без иронии или сарказма. Наконец-то, Влада Маленко запретили (смеется).

— Такая имиджевая история получилась. А было такое, что коллеги, литературные критики, анализируя ваши тексты, находили в них смыслы, которые вы не закладывали.

— Да, есть люди, которые говорят, что я сам себя не достоин, пишу и даже не представляю, о чем. Помните, как у Пушкина: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь». Почему они так считают? Но я не спорю, даже если не согласен. Мне интересны суждения подлинных мастеров. Всегда хочется общаться с теми, кто умнее, опытнее тебя.

— А если человек равнодушен к поэзии, как его, выражаясь языком вашей же лирики, влюбить в нее?

— Как девушки, которые таскают своих парней на какие-то поэтические мероприятия. Полюбить поэзию можно из-за любви к другому человеку, ради этого человека. Это как минимум. Есть и более сложные вещи. Стихи на глубоком, подсознательном уровне связаны с молитвами. Они способны поддержать, даже вылечить – как некое чудодейственное лекарство, основанное на тайнах работы души. Вот это надо попробовать рассказать человеку и, конечно, показать ему лучшие образцы.

— Влад, как давно вы пишите стихи?

— Лет с семи. Первое стихотворение, кстати говоря, я написал, стоя на подоконнике в московской коммуналке. Оно было про салют, в честь праздника 7 ноября. Даже помню первую строчку: «Притихла Москва…». Я тогда очень гордо писал, что детям, мол, спать пора – было 8 или 10 часов вечера, - а я не сплю, наблюдаю салют!

— Если бы сейчас вы встретились с собой семилетним, что бы вы сказали этому мальчику?

—То же, что старый сверчок сказал Буратино: «Тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения». И добавил уже от себя: «Но это будет увлекательно и интересно. Главное, Владик, слушайся папу».

ДОСЬЕ

Влад Маленко родился в Москве 25 января 1971 года. С 1988 по 1989 год был актером и рабочим сцены театра-студии «Гротеск». После армии поступил в Театральное училище имени Щепкина. С 1996 по 2016 год был ведущим актером Театра на Таганке, до этого год служил в Театре имени Моссовета.

Читайте также: Дирижером оркестра Большого театра вновь станет Пласидо Доминго

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.