Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Великий пост

Великий пост

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Проданная тень

Развлечения
Фраза (заголовок статьи 1932 года) Горького: «С кем вы, мастера культуры?» вспоминается едва ли чаще, чем другое знаменитое изречение великого пролетарского писателя: «Если враг не сдается, его уничтожают».

В ленинско-сталинское время в случае неправильного ответа на первый вопрос, судьба «мастера культуры» перемещалась в «отдельную» (по Кастанеде) реальность второго изречения классика. Это расстрел (Николай Гумилев, Павел Васильев, Борис Корнилов, Алексей Ганин), лагерь (Осип Мандельштам, Николай Заболоцкий), опала и нищета (Анна Ахматова, Михаил Зощенко). Культура в советское время напоминала волшебное пальто. Крепкий материал, качественный пошив с яркими молоткасто-серпастыми пуговицами снаружи и колючепроволочная из страха подкладка внутри.

Со временем, впрочем, подкладка мягчала. После смерти Сталина мастеров культуры уже (за редким исключением) не уничтожали, а перевоспитывали. Кого посредством общественного осуждения: «Я Пастернака не читал, но скажу…», кого — статьями УК (Даниэль и Синявский, Леонид Бородин), кого — понуждением к эмиграции (Гладилин, Аксенов, Галич, Довлатов) или прямой, как во времена ленинского «философского парохода» высылкой (Солженицын), но чаще — отлучением от профессии, переводом в категорию «непечатников».

В годы перестройки, когда могучий и незыблемый Советский Союз зашатался, мастера культуры на вопрос «с кем вы?» ответили по-разному. Одни возрадовались свободе и рынку, другие — призывали одуматься и не крушить все с плеча («Слово к народу», «Письмо семидесяти четырех»). Возрадовавшиеся демократии писатели в роковой октябрь 1993 года ответили своим оппонентам «Письмом сорока двух», призывающим тогдашнюю власть «раздавить гадину», то есть действовать в духе второй горьковской «максимы»: «Если враг не сдается…»

Проданная тень Максим Горький на 1-м Всесоюзном съезде писателей / Фото: Кудояров Борис/ТАСС

Культура — литература, живопись, архитектура, музыка — во все времена (когда явно, когда скрыто) отражает идеологию общества, внутри которого живет и работает творец. Идеология — тень, сопровождающая государство, и (в менее выраженной форме) его культуру. Если в государстве, как в современной России, идеология (по Конституции) признается недопустимой, государство, во-первых, лишается возможности влиять на культуру, формировать общественный «дискурс», во-вторых, переходит с «национальной кухни» на «эрзац», фаст-фуд культуры — шоу-бизнес, попсу, концерты хохмачей, «чес» престарелых, потерявших стыд и совесть «звезд», которым без разницы о чем петь — о «родной полиции», или осанну на свадьбах детей олигархов и юбилеях проворовавшихся чиновников. Более того, возникает такое, требующее научного изучения, явление, как «антикультура», основанное на так называемой ненормативной лексике и конфликте плохого с худшим.

Мастера культуры в России уподобились Петеру Шлемилю из повести немецкого романтика XIX века Шамиссо. Герой остался без тени, потому что продал ее дьяволу. Здесь видится (в духе классической немецкой философии) неразрешимый парадокс: оставшиеся без тени (идеологии) государство и культура, остались без самих себя, потому что не отбрасывать тень может только то, чего не существует.

В середине тридцатых годов автор утопического романа «Мы» Евгений Замятин утверждал, что будущее русской литературы — это ее великое прошлое. Сегодня его слова обрели вторую жизнь. Переведенная из сферы духовных приоритетов в сферу обслуживания культура не способна производить смыслы для превращающегося в безликое население народа. Мастера культуры сегодня обслуживают и обворовывают тех, кто дает им деньги. Как злая насмешка над прежними символами СССР — культурой и космосом — выглядят только что обнародованные данные Счетной палаты об «исчезновении» огромных средств в министерстве культуры и корпорации «Роскосмос». Похоже, философский парадокс имеет тенденцию к развитию: деньги в обществе без идеологии исчезают точно так же, как проданная (страшно сказать кому) тень.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.