Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Юрий Бондарев. Он остался последним из великих

Развлечения
Знаменитому прозаику — 95.

Значимость этой даты как-то даже трудно оценить. Бондарев — последний представитель мощнейшего пласта «военных» писателей ХХ, лишь часть из которых захватили также и ХХI век. Не знаю, надо ли говорить что-то еще…

Этому поколению писателей изрядно досталось от переменчивого времени. Отвоевав, они писали о том, что видели. Писали иногда не то, что хотели «наверху», иногда — не так, как хотели «в народе», бывало по-разному. Но их произведениями зачитывались, потом — их же критиковали, подвергали сомнениям, затем рвали душу их авторам, допуская пересмотр отношения к войне. Тем, кто видел войну, пришлось пережить и попрание прав воевавших, и болеть несправедливым отношением к тыловикам. А потом — слышать разговоры о том, что во Второй мировой победили американцы с европейцами… Но все это — пена на бульоне. Бурная лишь до той поры, пока ее не начинают снимать…

Сегодня из тех, великих, остался только Бондарев. И его юбилей — это какая-то особая дата, особая по значимости точка. В ней будто сконцентрировалась память о том времени, когда все они, такие разные, безусловно играли роль первой скрипки в литературе современной.

Для меня Бондарев — гигант, колосс, огромный, точно скала. Его «Батальоны просят огня» и «Берег», «Юность командиров» и «Последние залпы», не говоря уже о «Горячем снеге» — та литература, тот, точнее, вид литературы, который учил совершенно простым вещам: как жить, чтобы потом не стыдиться прожитой жизни, как быть человеком, но не человечишкой, как насытить данный тебе отрезок жизни смыслом. А еще они учили нормальному, не квасному, патриотизму. Сам Бондарев не раз повторял, что его книги о войне — это искупление долга перед теми, кто остался на ней. «Я постарался осмыслить их судьбы» — подчеркивал писатель.

Юрий Бондарев. Он остался последним из великих Писатель Юрий Бондарев.

И осмысливал. А мы — осмысливали читаемое. Делали выводы, не делали выводы, кто как. Но получали прививку от чего-то очень черного и очень страшного.

Мне странно и горько, да и стыдно, честно говоря, что эта дата прошла фактически не замеченной; разве что канал «Россия К» в этом смысле отличился и устроил «бондаревские показы» и в день юбилея, и на следующий. И молодцы. Что сдержало других? Да ничего. И ничего личного, как говорится. Просто дата утонула в информпотоке. Слишком много всего — кроме этого.

А он — последний. Испытавший и много радостей, и многие печали. Переживший как моменты славы и подъема, так и годы жестких «наездов» и наветов. Прошедший от Волги до Чехословакии, не раз раненый, четырежды награжденный орденами за боевые заслуги. Помнящий имена и фамилии всех своих однополчан. Познавший и любовь, и предательство.

С юбилеем, Юрий Васильевич. Дай Бог сил и здоровья.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.