Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Расслоившийся литературный пирог и новые рецепты успеха

Развлечения
Расслоившийся литературный пирог и новые рецепты успеха
Поэтесса Оксана Васякина на церемонии вручения премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых писателей и поэтов в рамках ежегодного российского книжного фестиваля на Красной площади / Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости

Прошли времена, когда писатели стремились стать властителями дум, били в набат, не могли молчать, пробуждали своими лирами «чувства добрые». Можно ли это изменить?

Литературный процесс в России сегодня превратился в игру с нулевым для большинства участников результатом. Престижные, точнее объявленные таковыми, премии присуждаются за малограмотные, не имеющие отношения к художественной литературе тексты.

Издательская, обеспечивающая тиражно-премиальный вал машина функционирует в отрыве писательского сообщества и ушедшего в подполье, многократно обманутого нанятыми критиками и рекламой, к тому же существенно обедневшего для приобретения новинок (700–800 рублей) Пелевина, Яхиной, Улицкой и прочих «лидеров продаж».

Треугольник: писатель — издатель — читатель обрел скользящую фантомно-виртуальную сущность. Шустроизготовленные под утвердившиеся (негативные по отношению к исторической и современной России) тренды тексты пробуждают в читателях отвращение к стране и власти, ощущение общественного и житейского тупика.

Литература, подобно пирогу, расслоилась и сделалась неудобоваримой для общенародного употребления, потеряла естественный механизм преемственности писательских поколений и духовных традиций, позволявший в былые эпохи держать в поле зрения общества «проклятые» вопросы бытия и даже иногда способствовать их решению.

Ведущаяся в настоящее время между литераторами-либералами и литераторами-государственниками полемика о ситуации в литературе бесплодна в силу изменения самой сущности российского государства, отделившего от себя литературу, как некогда религию. Заимствованные из советского прошлого методика и пафос осмысления происходящих сегодня в литературе процессов не работают.

Что толку горевать о судьбе толстых журналов, если читатели потеряли к ним интерес, и «толстяки» уже давно не могут существовать без спонсорской поддержки? Не проще ли спокойно признать, что они пережили свое время и должны уйти в небытие, как ЗИЛ или завод «Серп и Молот»? Какие передачи имеют самый высокий рейтинг на телевидении? Правильно, те, которые нормальный человек не может смотреть без отвращения. Значит, следует признать, что критерии «нормальности» в обществе изменились, и производить «продукт», соответствующий изменившейся реальности.

Так, собственно, и работают сегодня большинство издательств, киностудий, театров и прочих культурных учреждений. Девяносто пять процентов прозаиков и девяносто девять процентов поэтов издают произведения за собственный счет или вымаливают гранты у власти. Впору вспомнить знаменитую статью Юрия Казакова «О мужестве писателя». Сегодня молодой писатель входит в литературу «не веря, не боясь и не прося». Если, конечно, собирается не срубить по-легкому бабла (таких много), а (их значительно меньше) изменить мир.

Он знает, что верить (идеология по Конституции упразднена) не во что, бояться поздно (наказание, как и все прочее, продается и покупается), просить (у государства?) бессмысленно.

В России сегодня рождается и зреет новая литература.

Прорываясь сквозь сетевой мусор, белый и черный литературный «шум», колючую проволоку «премиальных» редакций, молодой писатель несет молодому (старикам там уже не место) читателю свою, в упор не замечаемую и не признаваемую культурным истеблишментом правду. Это грубая и жестокая правда не известной нам России.

Пока что она (по Маяковскому) похожа на мычание, но в ней уже угадываются новые социальные и художественные смыслы.

Рано или поздно эта правда взорвет, переформатирует сложившуюся сегодня в литературе ситуацию, когда «премиальные» писатели левой ногой пописывают, читатели и критики лениво почитывают, а владельцы крупнейших российских издательств (в отличие от нищих писателей они сплошь миллиардеры) подсчитывают прибыли от продажи издаваемой макулатуры.

ОБ АВТОРЕ

Юрий Козлов, писатель, автор более 30 книг. Родился в 1953 году в городе Великие Луки. С 2001 года работает главным редактором журналов «Роман-газета» и «Детская роман-газета». Лауреат Всероссийской премии «Традиция», Премии правительства Москвы, Малой литературной премии России «За честность и объективность в творчестве» и др.

Читайте также: Московская международная книжная ярмарка, открывшаяся на ВДНХ, сделала ставку на юного читателя

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.