Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Полынный путь Мурада Аджи

Развлечения
Иногда мне кажется, что самые важные точки в жизни — именно те, коснуться которых ты не успел. Они же и самые болезненные — в силу своей невозвратности. Вот и сейчас я держу в руках книгу «Святой Георгий и гунны», автору которой мне не удастся уже сказать слов восхищения не только этим его последним трудом, а всем пройденным им путем.  

Мне не пожать его руки, не взять у него интервью и не поговорить с ним о важном. Или даже о том, что выдает себя за это важное, на самом деле являясь суетой, на которую все мы так безоглядно размениваемся. Все — да не все…

В декабре этого года ему исполнилось бы 75 лет. Он ушел в марте 2018-го, доделав то, о чем мечтал — последняя страница его жизни закрылась, практически совпав с последними страницами книги всей его жизни — трудом, который он писал около двадцати лет, но к которому шел всю жизнь. Они были яркими, эти годы, и наполнены глубоким смыслом — благодаря этому труду в первую очередь. Но мы никогда не видим последней точки. Он знал, что она недалеко. И свято исполнял свое предназначение. Ведь если у твоей жизни есть смысл, ты почти не боишься ухода…

Мурад Эскендерович Аджиев любителям истории и ценителям наук был известен как Мурад Аджи. Это имя, пахнущее вольницей степи, пришло к нему не сразу. Оно громко зазвучало в теперь уже неблизкие 1990-е, когда все вокруг рушилось, люди хватались за обломки своего казавшегося надежным вчера, кто-то падал в бездну, а уцелевшие на обломках пытались просто выживать, думая о происходящем и уж тем более о вечном куда меньше, чем о куске хлеба. Вот в это время и стал известен «для широких масс» этот для многих непонятный, необычный человек, озаренный внутренним светом поиска. Он был красив, загадочен и убедителен. Как всегда убедительны наделенные верой.

Мурад Аджиев родился в Москве, он тут учился, окончил университет и защитился — его судьба изначально была предначертана, как и пути многих советских людей. Разница была лишь в том, что он кровью и духом своим ощущал нехватку чего-то важного — какой-то нити, которую, или отсутствие которой, точнее, он остро ощущал. Может быть, как географ, знающий все об истоках и устьях рек, начале и конце горных отрогов, может, просто как тонко чувствующий человек он маялся неведением, своим отрывом от прошлого: кто он и откуда пришел? Кто они — прежние носители его генов? Почему он — такой, а не иной, кто были те, кто стоял за ним, нес его фамилию, определил заданность? Сведения о прошлом, истории его семьи были отрывочными, а жить без корней было как-то неуютно. Он почти физически чувствовал, что без них крайне трудно стоять на земле прямо и крепко.

Ища опоры, а значит и себя самого, он поехал на родину предков — в дагестанский Аксай. В поездке к нему будто вернулось зрение: даже те места, где он не был прежде, казались ему знакомыми, и, вернувшись, он часами, если не сутками, торчал в Военно-историческом архиве. Зрение не просто возвращалось, оно становилось острее, даже ток крови стал иным. Предки — яркие, именитые, оставившие в истории Дагестана видимый след, выстраивались за его спиной, внимательно наблюдая за мятущимся потомком. Его фамилия зазвучала иначе, он замирал, пробуя на вкус их имена, начав различать сквозь десятилетия и века их лица. Но теперь требовалось другое. Он решил узнать историю того народа, чья кровь бежала в нем и в них, его предках. Но у кумыков, как оказалось, не было истории! Расселившиеся в степях и предгорьях Южной России тюрки, те самые половцы, что вскользь и даже как-то небрежно упоминались в учебниках истории, казалось, слышали его вопросы, но не давали на них ответа. И ему стало больно. «Мы — убитый молчанием народ», — понял он.

А параллельно странными путями памяти, возвращением в его собственное прошлое, в то же время ткалась ткань другой истории. Иногда услышанное или увиденное в детстве западает в душу больше, чем каскад университетских лекций. И он часто вспоминал эпизод, хранившийся в его памяти ярким загадочным лоскутом. Ему было пять, и бабушка к чему-то обронила фразу про Святого Георгия. В Москве это в принципе было неудивительно — найти символ защитника столицы было не так трудно и в те времена. Скорее всего, внук просто спросил что-то у любимой бабушки Екатерины Ивановны, а она, не отмахиваясь от детского любопытства, дала верный и простой ответ: «Георгий — наш защитник». И это врезалось в память. Как и незаданный мальчишкой вопрос, годами его тревоживший: а чей — наш?

Подобным вопросам не было места в атеистические времена СССР. Но они не исчезали. И с именем Святого Георгия Мурада Аджиева постоянно сталкивали какие-то казавшиеся случайными ситуации, которые позже он расценит как вовсе не случайные, а закономерные «ключи» к смыслу его жизни.

Годы шли, и два ручья этих его интересов неожиданно соединились. Или не неожиданно, а закономерно? Он выбрал второй ответ… И когда во время экспедиции в Дагестан под Дербентом были обнаружены следы пребывания Святого Георгия, невидимый круг замкнулся — он все делал верно и шел в правильном направлении. Он видел в истории о победе Георгия над Драконом недосказанность и сделал все, чтобы открыть эту тайну.

Так его исследования превратились в полноводную реку. Из нее вышли на свет книги, о которых начали спорить и шуметь — дерзкие по-своему труды, объяснявшие тайну великого подвига Святого Георгия и передающейся из поколения в поколение любви к нему. Он распутывал вехи жизни великого святого, которых при всем существующем почитании толком не знал никто, а вместе с ним открывалось другое — история обретшего голос народа.

Книг было много, каждая становилась событием… Он открывал закрытые страницы бытия, став наследником народной памяти, Мурадом Аджи. Он шел к постижению тайн Георгия, открывая забытое прошлое своего народа — так как было забыто и похоронено прошлое святого. Одну из книг он назвал «Полынь Половецкого поля». Полынной была и его собственная дорога, полная многотрудных исследований, разочарований и открытий, споров, поисков, озарений, мучительных раздумий.

Полынный путь Мурада Аджи Своей последней книги он опубликованной не увидел. Она вышла посмертно / Фото: Официальный сайт Мурада Аджи (www.adji.ru)

Одни восхищались его трудами, создаваемыми параллельно с научными изысканиями географа. Другие — возмущались теориями Аджиева, встречали их настороженно, критиковали. Он же физически ощущал, как спадают оковы многовековой неправды и как важны для России открытые им исторические страницы, родословная одного из ее народов. Он бросил в прошлое луч света. Светлее стало в настоящем. Он стал пленником Половецкого поля. Но это было сладкое, добровольное пленение.

Великая Степь, половцы, Древний Алтай с особой породой алтайских людей, обладающих особым генным кодом, уникальная тюркская культура, забытое, стертое после XVII века с географических карт название Дешт-и-Кипчак… Мурад Аджи делал открытия, которые порой воспринимались в штыки, что было понятно — эта история была стерта из памяти, затоптана и замолчана, а ведь всем нам порой так не хочется опровергать живущие в нас догмы, открывая сознание для новых истин… Его теория Великого переселения с Алтая вызвала настоящий бум, она переворачивала представления о прошлом, но не могла уже сдерживаться обложками книг — она рассеивалась по свету, пускала корни, приносила плоды. А он…

Он просто шел своей дорогой к той правде, которую искал, в которую верил. «Мир постепенно превращался для меня в  нечто цельное, большое, неразделимое. А вместе с ним едиными, неделимыми представлялись человечество и его культура. В том новом мире я и повстречался со Святым Георгием, человеком, подвиг которого обретал грандиозные очертания. Был сродни сотворению мира! ...А когда узнал, что родился я в день памяти святого Георгия, понял — это моя Судьба». И он прошел дорогой своей судьбы. До последней точки. И дописал последнюю страницу. Почти дописал…

Своей последней книги он опубликованной не увидел. Она вышла посмертно и лежит сейчас передо мной — увесистый том «Святой Георгий и гунны», сохранивший так много тепла и веры Мурада Аджи. Он не отворачивался от очевидного и увидел в гуннах не только свирепых степных кочевников, но и носителей уникальной культуры, следы которой кто-то просто не хотел замечать. Он разглядел в древних постройках осязаемые следы Великого переселения с Алтая и услышал голоса тех, кто нес в Европу веру в бога. Он ответил на массу вопросов и поставил в рукописи точку. И получилась книга об истории и верности. О забытой истории и безусловной верности своей памяти, своей крови, своей истине. О верности цели пути и смыслу жизни. Он смотрел на мир взглядом географа, много рассматривая именно через эту призму, и смог раздвинуть границы истории нашей страны минимум на тысячу лет. Слово «тюрки» он объяснял почти поэтически — люди, чья душа наполнена небом. Туда он и ушел.

Линия верности была продолжена — дорабатывала книгу и готовила ее к печати жена Мурада Аджи, Марина Алексеевна Курячая. И вот книга вышла.

… Мне никогда не пожать его руки, не взять у него интервью и не задать массу уточняющих вопросов, не стесняясь своего незнания. Но, листая книгу, я понимаю, что Мурад Аджи был и в моей жизни. Просто он остался тем самым узелком, до которого я не успела дотянуться. Но мы, я надеюсь, встретимся. Когда-нибудь. Пока же — просто прочтите его книгу. Она того стоит.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.