Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

«А напоследок я скажу»: история реквиема Беллы Ахмадулиной

Развлечения
«А напоследок я скажу»: история реквиема Беллы Ахмадулиной
В душе Беллы трагедия юности жила не выходящей наружу занозой. Но пережитое предательство породило на свет стихотворение, в котором находили успокоение тысячи женщин / Фото: ИТАР-ТАСС

60 лет назад Белла Ахмадулина написала стихотворение, звучавшее как реквием по утраченной любви. Потом оно превратилось в романс, но не все ценители знают его историю.

Писать о любви — трудно. О расставании — больно. В далеком уже 1960 году Белла Ахмадулина написала стихотворение, воспевшее не любовь, а прощание с любовью.

Строки, написанные великой Беллой, в том стихотворении сочились не просто болью — они задыхались черным отчаянием, погибелью чувств, души. Страшным разочарованием от ощущения пустоты и завершенности веяло от каждой строчки.

До фильма «Жестокий романс», вышедшего на экраны почти четверть века спустя, в 1984 году, стихотворение Ахмадулиной было, конечно, известно, но после фильма обрело вторую жизнь, превратившись в романс «А напоследок я скажу…» — романс отчаяния, блистательно исполненный Валентиной Пономаревой. Да и Лариса Гузеева, несчастная героиня которой исполняла его на экране, была хороша невероятно и усиливала драматичность каждого слова. Кто из женщин в минуты печали не вспоминал строки из него, поражаясь точности написанного?

Да, Белла Ахатовна была непроста, но гениальна. И, конечно, она, как великий художник, могла инспирировать в себе любые чувства, но все же одного прочтения достаточно, чтобы понять — нет, тут случай иной, тут написано не чернилами, а кровью сердца — по нежной ткани души. Но кому она могла посвятить это творение?

Такие стихи редко пишутся по прошествии времени. Нет, конечно, стихотворение было написано в то время, когда переживались эти чувства. Так позволим себе заглянуть в биографию Ахмадулиной.

… В 1955 году Белле было 18 лет. Это был год ее знакомства с Евгением Евтушенко. Поэт описал эту встречу в своих воспоминаниях. Увидев в журнале «Октябрь» строчку «Голову уронив на рычаг, Крепко спит телефонная трубка», Евтушенко вздрогнул — как сильно написано! Ну а когда он прочел другие стихи неизвестной ему поэтессы, ощутил себя безнадежно влюбленным в них. Евгений Винокуров, работавший в «Октябре», без труда ответил на его вопрос об Ахмадулиной: «Да, есть такая, десятиклашка, ходит к нам на занятия литературной студии при ЗИЛе». И Евтушенко отправился посмотреть на чудо, способное писать такие строки в десятом классе.

От того, как Белла читала стихи, Евгения Евтушенко «пробрало». Ее голос звенел натянутой струной, едва не обрываясь от напряжения, она — чуть полноватая, с круглым обворожительным, безумно красивым лицом, подавалась чуть вперед и, казалось, летела вслед за улетавшими к слушателям строчками. Евтушенко резюмировал: «Она не была похожа ни на одно земное существо…» Поэта поразило в ней все: и красота лица с «инопланетными» глазами, и голос, который не терял магии даже во время обычного разговора. Она была волшебной — маленькая юная волшебница, способная придавать необычный смысл всему, чего касались ее руки, ее чувства, ее голос с неподражаемыми интонациями. «В ее поведении даже искусственность становилась естественной», — напишет он. И подытожит то острое впечатление: «Белла звенела».

Спустя три года они поженятся. Белла повзрослела, но не растратила своего волшебства. Она не поступила на журфак, год спустя стала студенткой Литинститута, начала печатать свои стихи в газете «Метростроевец». Евтушенко «любил ее больше, чем любовь» — по его стихотворному признанию.

В их браке изначально не было соревновательности, это было притяжение двух великих поэтов, очень разных, но равных по таланту. Они были неразлучны: всюду — рука об руку, только вместе. Даже вино, льющееся рекой в богемном обществе того времени, они пьют вместе — передавая его из уст в уста. Представить их порознь было невозможно, они казались проросшими друг в друга.

А потом… Это проклятое слово «потом»… Белла ждала ребенка. Она хотела его, понимая, что появление малыша изменит их яркую, беззаботную жизнь. Евгений Евтушенко признавался потом: да, он был виной трагедии. Он не ощущал в себе готовности к отцовству. И Белла сделала так, как хотел он. И позже он напишет с той обезоруживающей искренностью, которой вообще наполнены его воспоминания и которая так подкупала в нем во время известных фильмов-бесед с Соломоном Волковым:

— Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе.

Да, он был логичен и доказателен. И они не поссорились даже, но...

— Наша любовь не умерла, она перестала быть, — подытожит он.

Он съедет от Беллы, но потом попытается вернуться и вернуть ее. Наткнется на закрытую дверь. Почувствует себя полубезумным. Отчается. Оживет вновь. Но Белла исчезнет из его жизни. Она лишь напишет «Прощание». Из которого в известный всем романс не войдет один куплет — может быть, самый важный для нее в тот момент...

«А напоследок я скажу»: история реквиема Беллы Ахмадулиной Лариса Гузеева в фильме «Жестокий романс» / Кадр из фильма «Жестокий романс», 1984 год

Спустя много лет, когда оба поэта пройдут испытания не одной любовью и обретут надежных спутников жизни, Евгений Евтушенко, в отличие от многих публично признававшийся в грехах и ошибках, скажет:

— До сих пор, когда вижу ее или просто слышу ее голос, мне хочется плакать.

Не наше дело — судить. Белла Ахмадулина умерла 29 ноября 2010 года. Евгений Евтушенко — 1 апреля 2017-го. Оба оставили грандиозное поэтическое наследие. В душе Беллы трагедия юности жила не выходящей наружу занозой. Но пережитое предательство породило на свет стихотворение, в котором находили успокоение тысячи женщин. И даже если романс не уменьшал их страданий, он воздавал им должное и возвел их на ту высоту, с которой весь мир кажется ничтожным...

Полный текст стихотворения «Прощание» Беллы Ахмадулиной:

А напоследок я скажу:

прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

к высокой степени безумства.

Как ты любил? — ты пригубил

погибели. Не в этом дело.

Как ты любил? — ты погубил,

но погубил так неумело.

Жестокость промаха... О, нет

тебе прощенья. Живо тело

и бродит, видит белый свет,

но тело мое опустело.

Работу малую висок

еще вершит. Но пали руки,

и стайкою, наискосок,

уходят запахи и звуки.

Читайте также: Поэт Андрей Усачев: Метро — очень вдохновляющее пространство

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.