- Город

Про войну детям нужно рассказывать без пафоса

Опубликованы итоги голосования по поправкам к Конституции России

Еще 470 тысяч москвичей стали победителями программы «Миллион призов»

Более 1,4 тысячи человек в Москве стали донорами плазмы

Вильфанд рассказал о возвращении в Москву аномально жаркой погоды

Условный срок: почему деятели культуры «более равны», чем простые люди

Банковские услуги: что ценят клиенты во время пандемии?

«Это цирк»: сын погибшего Захарова записал обращение к Ефремову

Генетик объяснил, почему дети одних родителей могут быть очень разными

Louis Vuitton из-под рясы: протоиерея пристыдили за любовь к люксовой одежде

Доцент Соколов устроил истерику в суде

«Достало одиночество»: Боня пожаловалась на неустроенность личной жизни

Замуж за иностранца: мужчины из каких стран подходят русским девушкам

«Статус не сработает»: что ждет Волочкову после скандала с полицейскими

«Будет жарко»: политолог назвал условия начала революции в Белоруссии

Доктор Мясников назвал защищающий от рака продукт

Про войну детям нужно рассказывать без пафоса

Военно-историческая реконструкция «Январский гром», посвященная 76-й годовщине полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады

ФОТО: TASS / EPA / ANATOLY MALTSEV

Столичное издательство «Пятый Рим» получило из типографии иллюстрированную книгу для детей «Победа». Деньги на ее выпуск собрали в сети всего за полтора месяца.

Прошлой осенью «Пятый Рим» уже выпустил книгу такого же жанра — «Блокада Ленинграда». В обоих изданиях иллюстрации играют не меньшую роль, чем текст. Деньги на выпуск «Блокады...» тоже собрали в интернете. Главный редактор издательства Григорий Пернавский рассказал, почему был задуман этот проект и как он развивается.

— Григорий Юрьевич, раньше вы издавали только исторические книги для взрослых. А теперь решили расширить круг читателей?

—  Я не собирался заниматься детской литературой. Но поскольку я отец подростка, мне приходилось смотреть, что же для этого возраста выпускается. А выпускаются либо переводы западных изданий, либо книги, сделанные тяп-ляп.

Причем дальше будет только хуже — ряд интернет-магазинов создает что-то вроде ботов, которые могут по вашему заказу сделать полусвязный текст на основе информации из Википедии. И у непритязательного человека будет полное ощущение, что он получил настоящую книгу. Мы решили научиться сами рассказывать такие истории детям и подросткам и попытаться задать какой-то тренд в этом плане.

— Почему для первого издания выбрали тему блокады?

— Я ею сильно интересуюсь с детства. Мне в семь лет подарили книгу Нисона Ходзы «Дорога жизни», она меня очень зацепила. Когда сыну было лет 10–11, я ему купил переиздание. Оказалось, что она в целом работает. Но современные дети не воспринимают рассказы, которые просто сопровождаются фотографиями. Нужно, чтобы картинка была яркая, а текста — поменьше. В «Блокаде» на протяжении 80 страниц крупного формата рассказывается история дома на Невском, который переживает вместе с городом все невзгоды. Текст довольно сухой — только факты. Основная эмоциональная составляющая — в рисунках Марии Пономаревой.

— Это, скорее, комикс?

— Мы предпочитаем называть это «книжкой с картинками».

— Как восприняли «Блокаду»?

— Она отлично продавалась на ярмарке Non/fiction, к нашему стенду подходили многие явно семейные люди, покупали ее детям. В феврале мы торговали ею на Минской книжной ярмарке. Там обычно продажи не очень хорошие, потому что народ небогатый. А мы распродали много книг по, скажем так, совсем не благотворительной цене.

— В «Победе» те же герои?

— Нет. Там нет сквозной истории, привязанной к одной географической точке. В центре — обычная семья, отец–фронтовик, мать и сын–подросток, разделенные войной. Там больше карт (есть и объемные), больше «танчиков», мы показываем, что такое эвакуация, какова была судьба женщин на войне, как работала полевая почта... Такая мини-энциклопедия, в еще большей степени «заточенная» под детей.

— На какую книгу активнее сдавали деньги?

— В случае с «Блокадой» мы собрали миллион рублей за 60 дней. В этот раз мы поставили сумму в 250 тысяч рублей и срок в 45 дней. Сбор стартовал ровно тогда, когда началась вспышка этого чертова вируса. И вот на таком очень неблагоприятном информационном фоне мы собрали в два раза больше, чем запрашивали, — 500 тысяч. Остальные деньги добавили издательство и некоторые спонсоры.

— И наверняка это не последний подобный проект?

— У меня есть личная мечта — сделать книгу о Дороге жизни. Вы знаете, что уже перед самым прорывом блокады собирались даже троллейбус пустить по льду Ладожского озера? Можно было бы издать интересную книгу с научно-техническим уклоном. Разумеется, она будет отличаться от «Блокады...», и от «Победы» — мы уже поняли, что в каждом проекте изобретать велосипед надо будет заново.

СПРАВКА

В последние годы вышло несколько произведений о войне для подростков:

— Ольга Колпакова, «Полынная елка» (М., «КомпасГид», 2017) — повесть о семье поволжских немцев, вынужденных уехать из родных мест.

— Евгения Басова, «Следы» (М., «Речь», 2018) — роман, часть действия которого разворачивается в оккупированной белорусской деревне.

— Юлия Яковлева, «Ленинградские сказки» (М., «Самокат», 2019) — цикл романов, действие одного из них происходит в блокадном Ленинграде.

Мужское чтиво для страны танков. Моду диктуют сериалы и компьютерные игры

«Юбилей отгремит, и эти книги никому не будут нужны!» — пророчили директора магазинов издательству «Яуза». Имелось в виду 60-летние Победы — 2005 год. Прошло полтора десятилетия. Серия романов-боевиков о Великой Отечественной войне существует до сих пор, и каждый месяц в ней выходит новая книга. Причем неплохим для нашего времени тиражом.

Вплоть до начала ХХI века читателям, искавшим остросюжетную литературу о Великой Отечественной, предлагали советскую классику — Григорий Бакланов, Юрий Бондарев... Идея заказывать такие романы современным авторам, а тем более нераскрученным, казалась безумием.

Но накануне 60-летия Победы генеральный директор «Яузы» Павел Быстров выловил в «самотеке» повесть Ивана Кошкина о том, как в августе 1941 года наши дивизии наносили контрудары по наступавшим немцам.

— Повесть оказалась приключенческой и правдивой, при этом без модной темы «кровавой гэбни», — рассказывает Павел Быстров. — Мы решили основать серию, в которой будем печатать исключительно такие произведения. Советская «лейтенантская проза» — прекрасное явление, но сейчас другое время, нужны другие писатели.

С тех пор в серии «Война. Штрафбат. Они сражались за Родину» вышло более 170 книг в броских обложках. Это чисто реалистическая литература — никаких «попаданцев» и прочей фантастики. А еще — чисто мужская: женщин нет ни среди авторов, ни среди героев.

— Целевая аудитория наших книг — мужчины, — объясняет редактор серии Алексей Махров, заместитель генерального директора издательства. — Так что наши авторы пишут для них и про них.

В списке из 17 самых успешных романов серии, предоставленном нам издательством, четыре оказались полностью или частично посвящены штрафным батальонам. Их первые издания вышли в 2007–2010 годах и, видимо, именно тогда и «сделали кассу». Теперь, по словам Алексея Махрова, читательский интерес к теме штрафбата — «давно пройденный этап». А вот мода на танкистов не проходит (им посвящено пять из семнадцати издательских хитов). Случаются всплески внимания к другим родам войск — обычно они связаны с выходами компьютерных игр или фильмов.

— После появления сериала «Диверсант» в 2004 году долго сохранялся интерес к спецназу, — приводит пример Алексей Махров. — Сериал «СМЕРШ» 2007 года повысил спрос на романы о контрразведчиках, а фильм «Снайпер. Оружие возмездия» (2009) — на книги о снайперах...

Конечно, издательству хотелось бы, чтобы в серии было представлено как можно больше разных военных специальностей. Но «Яуза» отдает себе отчет: есть национальные особенности спроса. Павел Быстров замечает, что, например, в России более популярна компьютерная игра «Мир танков», а в англоязычных странах — ее аналог «Мир военных кораблей».

— У нас море не так близко человеку, как в Великобритании или США, — говорит Павел Быстров. — Мы страна сухопутная, а значит, танковая.

ПАМЯТЬ

17 января этого года на 72-м году жизни скончался один из самых популярных авторов серии «Война. Штрафбат. Они сражались за Родину» — Владимир Першанин.

Его отец на войне был командиром штрафной роты, так что подлинную жизнь этих войск писатель, можно сказать, знал из первых уст.

Читайте также: Поэт рвался на фронт даже после тяжелого ранения

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

153 248 + 1 055 (за сутки)

Выздоровели

222 209 + 611 (за сутки)

Выявлено

3 901 + 39 (за сутки)

Умерли

Валерий Рубаков, профессор Института ядерных исследований РАН

В поисках темной материи

Виктория Федотова

Что общего у Волочковой и Ефремова

Рустам Сабанчеев

Искусство запуталось в нейросетях

Ольга Кузьмина  

Лишь бы она ходила голая рядом

Алексей Коренев, финансист

Выгодно ли покупать валюту

Олег Сыров

Мороженое своими руками

Дарья Завгородняя

Отзвездили — и хватит

Олег Фочкин

Унесенные политкорректным ветром

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите