Миусскому трамвайному депо вернули первоначальный облик
Столичные реставраторы продолжают сохранять и восстанавливать городские ансамбли с богатой историей. Среди таких ансамблей — Миусское трамвайное депо на Лесной улице, которое считается одним из старейших в городе.
С середины 1950-х и до 2014 года оно действовало как 4-й троллейбусный парк имени Петра Щепетильникова.
Депо построено в стиле промышленной неоготики. Комплекс зданий возводился в период с 1874 по 1910 год. Участие в работах принимал известный архитектор, инженер Владимир Шухов.
Ансамбль трамвайного депо, которому более века, сохранился. Однако внешний и внутренний облик зданий за это время претерпел изменения из-за производимых реконструкций. К работам по восстановлению исторического вида специалисты, вооружившись архивными чертежами и фотоснимками, приступили в 2017 году. В центре внимания реставраторов оказались пять основных строений ансамбля. Все они признаны объектом культурного наследия регионального значения.
Каждое строение выполняло свою функцию. Здесь в разное время располагались мастерские, административные корпуса, большой вагонный сарай, конюшни для лошадей и подсобные хозяйства.
— Была проведена кропотливая работа. По максимуму восстановили исторические объемы оконных и дверных проемов, перемычки, кирпичные тесаные декоративные элементы, пилоны, карнизы, кронштейны, — рассказал «ВМ» проектировщик, руководитель работ по реконструкции Миусского трамвайного депо Михаил Фурсов.
Специалисты очистили стены от многочисленных слоев краски, устранили трещины и швы, починили крышу. Строения ансамбля возведены из большемерного кирпича. Реставраторы нашли аналогичные образцы кирпича того периода времени, подходящие по размеру, в Ивановской, Вологодской и Владимирской областях.
— На реставрацию ушло порядка 300 тысяч штук кирпича, — привел данные Михаил Фурсов. В двух корпусах был восстановлен пол, выполненный из метлахской керамической плитки. Она датируется началом прошлого века. Среди примечательных находок — в одном из заложенных проемов специалисты обнаружили оконные рамы из литого чугуна. Их было найдено семь штук. — Все они также были отреставрированы и установлены на окна, — рассказал Михаил Фурсов.
Специалисты также привели в порядок инженерные коммуникации, установили пожарную сигнализацию и систему вентиляции.
— Вода, канализация, электричество, сети связи — все это проведено на территории, — уточнил Михаил Фурсов.
Таким образом, корпуса Миусского депо полностью приспособлены под современное использование.
Отметим, что по итогам 2018 года в столице отреставрировано 215 исторических объектов. Среди них: Малый театр, Дом-музей Ивана Тургенева.
Всего в период с 2011 по 2018 год в столице проведена реставрация более 1100 объектов культурного наследия.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия Москвы:
— Миусское трамвайное депо — одно из старейших в столице. Реставраторы изучали архивные фотографии, чертежи и документы. В результате каждый корпус Миусского депо обрел тот внешний вид, который имел на момент постройки. Одна из интересных деталей — въездные ворота вагонного сарая. В 1950-х годах, когда трамвайный парк перестроили в троллейбусный, ворота пришлось увеличить в высоту. Реставраторы вернули проемам их исторические габариты. Отмечу, что реставрация проводилась за счет привлечения частных инвестиций. Для этого депо передали в долгосрочную аренду инвестору по итогам открытого аукциона.