Сергей Собянин рассказал о развитии профильных классов
— На прошлой неделе вы объявили об открытии классов с углубленным изучением информационных технологий. Как возникла эта идея?
— Москва стремится быть одним из лидеров среди мировых городов в развитии информационных технологий. И у нас есть для этого отличная база: лучшие университеты, крупнейшие в России IT-компании, сотни тысяч специалистов. За последние годы мы создали в школах инженерные, медицинские, академические и кадетские классы, но, к сожалению, классы информационных технологий пока еще не появились. И проблема здесь не столько в оборудовании: его в школах вполне достаточно. А если не хватает, то можно докупить.
Важно обеспечить связь между ведущими вузами страны, IT-компаниями, специалистами, чтобы ребята могли и учиться в школе на продвинутом уровне, и бывать в университетах и профильных компаниях. Тогда мы действительно сможем обеспечить хороший уровень подготовки для поступления в вуз и получения специальности. По сути дела это будет предпрофессиональный уровень. Это очень важно.
— Теперь эти партнеры найдены?
— Да, главными партнерами проекта «IT-класс» стали «Яндекс» и Ассоциация разработчиков программных продуктов «Отечественный софт». Также в проекте участвуют Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), МГТУ им. Баумана, МФТИ, НИУ ВШЭ и Московский политехнический университет. Их задача — разработать программы обучения, тесты и экзамены. И, разумеется, они откроют свои лаборатории для практического обучения ребят.
— Солидная компания. Сколько школ будет участвовать в проекте?
— В новом учебном году планируем открыть IT-классы в 20–30 школах, более или менее равномерно распределив их по городу.
— С какого класса начнется обучение?
— С 10-го класса, курс обучения рассчитан на два года. Отбор учащихся будет проходить по конкурсу.
— А кто будет преподавать? Учителя информатики?
— Несколько лет назад мы начали проводить специальные олимпиады для учителей «Новый учитель для новой информатики». В результате нашли несколько десятков талантливых, грамотных педагогов, которые могут вести обучение информационным технологиям на продвинутом уровне. И кстати, среди них много не только учителей со стажем, но и совсем молодых ребят — выпускников Бауманки, других технических вузов, которые с огромным удовольствием работают с детьми.
— По поводу начала углубленного изучения школьных предметов обычно разгораются споры. Некоторые родители хотят, чтобы их дети начинали специализацию чуть ли не с первого класса. Другие стремятся оттянуть это время как можно дальше, чтобы у ребят была возможность попробовать много разных вариантов.
— Многие специалисты предлагали набирать в IT-классы с 9-го или даже с 6-го класса. В итоге мы все-таки остановились на 10-м классе, когда большинство школьников уже определяется с будущей профессией. Но я согласен с тем, что чем раньше ребята будут знакомиться с информационными технологиями, тем лучше. Поэтому параллельно мы увеличиваем число кружков по робототехнике, программированию и прочим компьютерным наукам, которыми можно заниматься хоть с 1-го класса. Некоторые школы создают целые IT-полигоны — переделывают актовые залы и другие большие помещения в настоящие лаборатории, напичканные таким оборудованием, которое не во всяком вузе встретишь. В первой половине дня в этих лабораториях идут обычные уроки. А после обеда — работают кружки.
— IT-классы будут готовить профессиональных программистов. А преподавание информатики в обычной школе будет как-то меняться?
— На мой взгляд, да. Многое из того, что сегодня изучают и сдают ребята, требует обновления. Надеюсь, что в рамках проекта IT-классов мы получим опыт современного преподавания информатики и на его основе решим, какие знания следует давать в общем курсе, а какие — на продвинутом уровне. Но это задача не на один год. Специалисты должны будут все хорошенько обдумать, обсудить, подготовить учителей, и только тогда приступать к изменениям.