«Шереметьево» обзавелось визитной карточкой
Сверкающий в лучах солнца ИЛ-62М замер, словно на взлете, в момент отрыва переднего шасси от полосы. Представители аэропорта «Шереметьево» и летчики с гордостью смотрят на легенду отечественной авиации.
Недавно эта крылатая машина использовалась для тренировок спасателей. Теперь пахнущий свежей краской лайнер станет визитной карточкой аэропорта. Авиаторы приурочили это событие к 70-летию Победы. Корреспонденту «ВМ» удалось разыскать одного из пилотов Ил-62М с регистрационным номером RA-86492, который облетел на нем мир.
— Я 26 лет летал на самолетах этой марки, — с гордостью рассказывает летчик Юрий Авдеев. — На том, что теперь установлен на пьедестале, тоже несколько лет летал.
Самый длинный рейс у нас был из Москвы в Сантьягоде-Чили с тремя промежуточными посадками. Сначала садились в ирландском аэропорту Шаннон, потом в Гаване и наконец в столице Перу Лиме. Перелет занимал больше суток. Экипажи менялись на пересадках — сидеть за штурвалом 24 часа невозможно.
Ил-62 разрабатывался для дальних рейсов, и конструкторы Авиазавода имени Ильюшина создали уникальную машину, которая успешно конкурировала с «боингами».
— Часто летали в Америку, — вспоминает Юрий Авдеев. — С тех пор Нью-Йорк и Вашингтон очень хорошо знаю. Самолет Ил-62 очень большой, и в некоторых аэропортах буксировщики, или, как мы их называем, водилы не всегда могли его отбуксировать на рулежную дорожку. В таких случаях я включал обратный реверс, чтобы самолет двигался задним ходом. Американцы, когда впервые видели такой трюк, бывали изумлены. А в индонезийской Джакарте мы только реверсом и пользовались.
В ту пору на ТУ-104 реверса не было, и при посадке «тушки» пользовались парашютами для снижения скорости.
В «Шереметьеве» на пьедестале долгое время красовался Ил-18. Он был установлен 20 апреля 1979 года в связи с двадцатилетием начала его эксплуатации, а в 2012-м памятник демонтировали, самолет перевезли в Химки и затем утилизировали.
— Раньше под памятником с Ил-18 была табличка с именами летавших на нем пилотов. В том списке тоже была моя фамилия, я же долго и на Ил-18 летал, — вспоминает Авдеев. — Но и Ил-62 — отличный самолет. Воздушные суда этой марки до сих пор летают, хотя их давно не выпускают.
В Европе их перестали принимать, так как они не проходят стандарты по уровню шума. Сейчас к «Шереметьеву» приписаны из отечественных самолетов три или четыре Ил-96 и несколько — «Суперджет-100».
СПРАВКА
Ил-62 — первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолет. Это легендарное воздушное судно было разработано в ОКБ им. Ильюшина в 1960 году для замены самолетов Ту-114. Относится к категории реактивных пассажирских самолетов второго поколения. Первый полет совершил в 1963 году. В эксплуатации с 1967 года.
Производился серийно в 1966– 1995 гг. Всего было выпущено 289 самолетов. Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу. На самолете Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полета. На сегодняшний день в России в коммерческой эксплуатации не осталось самолетов этого типа, они летают только в ВВС, МЧС и специальном летном отряде «Россия».