Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Профессор из подземелья. Археолог помогал метростроевцам обходить стороной старые колодцы

Город
В субботу, 10 декабря, исполнилось 85 лет с начала строительства метро: 10 декабря 1931 года на Русаковской улице заложили первую шахту.

А в это воскресенье, 18-го числа, исполнится 119 лет со дня рождения и 69 лет со дня смерти профессора Николая Коробкова — археолога, без чьей помощи прокладка первой линии метро могла затрудниться.

Его имя не очень известно: о нем нет статьи в Википедии. Надеемся, что это временно. В Главном архивном управлении Москвы только что закончили обрабатывать материалы, переданные наследниками Николая Михайловича, теперь они будут доступны историкам. Нашей газете дали возможность первой ознакомиться с его архивом.

Казалось бы, метростроевцы должны были с самого начала работать рука об руку с археологами. А они почему-то обратились к ученым лишь в 1933 году, через полтора года после начала работ. Московские недра стали преподносить сюрприз за сюрпризом: проходчики то напорются на старый фундамент, то угодят под душ из грунтовых вод…

Профессор из подземелья. Археолог помогал метростроевцам обходить стороной старые колодцы Тоннель 12-й шахты метро (площадь Свердлова, ныне Театральная) / Фото: Из архива

Проводником в этом подземном царстве стал Николай Коробков, ученый секретарь Центрального НИИ методов краеведческой работы (сейчас это Российский институт культурологии).

— Николай Коробков возглавил археологические исследования, которые проводились на трассе строительства в районе Китай-города и Белого города, — рассказывает Ярослав Онопенко, начальник Главного архивного управления. — Одновременно он выяснял по летописям, где в старину стояли бани. Ведь возле каждой был глубокий колодец. На Свердловской (Театральной) площади такой колодец обнаружили слишком поздно: он оказался засыпан не до конца, стройка потревожила стенки пустого сруба, земля осела, трамвайные пути искривились, на соседних зданиях потрескались фундаменты…

Профессор из подземелья. Археолог помогал метростроевцам обходить стороной старые колодцы Тоннель 12-й шахты метро (площадь Свердлова, ныне Театральная) / Фото: Из архива

В строительстве других линий метро Коробков не участвовал. Жизнь его оказалась недолгой: он скончался 18 декабря 1947 года, в свой пятидесятый день рождения, успев за месяц до этого стать директором института. Многие научные труды Коробкова не изданы до сих пор.

ТАЙНУ БАШНИ ВЫДАЛ ПОТОП

В архиве хранится напечатанная на машинке статья Николая Коробкова «Историко-археологический очерк Мясницкого радиуса» (фонд Л-206, опись 1, дело 3). Выяснить, публиковалась ли она, не удалось. В ней рассказана любопытная история.

«В марте 1934 года при рытье полукруглой траншеи для вестибюля на площади Дзержинского (так в 1926–1990 годах называлась Лубянская площадь. — «МВ»), когда выработка была доведена до глубины 6 м, произошла своего рода катастрофа. Пласт земли около 80 см толщины, отделявший траншею от фундамента [Владимирской] башни <…>, обвалился, а из фундамента башни хлынула вода под большим напором.

Профессор из подземелья. Археолог помогал метростроевцам обходить стороной старые колодцы Надгробная плита, найденная при строительстве метро / Фото: Из архива

В две минуты излилось около 60 кубометров. Поток устремлялся через амбразуру 60 см в белокаменной кладке фундамента. Амбразуру спешно забили паклей и заложили кирпичами; была введена труба, через которую начали нагнетать цемент и жидкое стекло.

Было впущено около тонны этого раствора, но <…> вода продолжала струиться ». Возле фундамента пробурили шурф и обнаружили два сводчатых тупика с бойницами, а под ними — камеру, заполненную все время прибывавшей водой. Вход в нее был через узкий коридор со стороны Никольской улицы.

Камеру построили в XVI веке для обороны рва: там хранились пушечные ядра, оттуда можно было подслушивать, не пытается ли враг сделать подкоп, а из бойниц — обстреливать участок возле башни.

Профессор из подземелья. Археолог помогал метростроевцам обходить стороной старые колодцы Снос Китайгородской стены / Фото: Из архива

Тогда подземелье было сухим: грунтовые воды стекали в ров. Но в 1707 году ров засыпали, а впоследствии, в связи с развитием военного искусства и артиллерии, Китайгородская стена лишилась своего значения. И при Петре Китай-город обнесли новыми укреплениями, похоронившими под собой вход в башню.

ТОП-3: НАХОДКИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ ПОДЗЕМКИ В 1934 ГОДУ

Профессор из подземелья. Археолог помогал метростроевцам обходить стороной старые колодцы «Вечерка» за 23 декабря 1931 года с репортажем о первой шахте на Русаковской улице / Фото: Из архива

1. Впадина у фундамента Владимирской башни. В ней нашлись черепки посуды XVI–XVIII веков, татарские туфли и курительные трубки. Очевидно, башню ремонтировали рабочие-татары, а для засыпки брали мусор из ямы, находившейся на Лубянской площади на месте старинной аптеки Мейера.

2. Братская могила возле Китайгородской стены, прямо под памятником первопечатнику Ивану Федорову.

3. Сваи, укреплявшие берег Неглинки в XVI веке, и каменные пушечные ядра, которыми с кремлевских стен обстреливали осаждавших город.

КСТАТИ

В 1922 году Николая Коробкова арестовали по обвинению в участии в контрреволюционной организации и собирались выслать из страны на «философском пароходе». Но у историка был тяжелый туберкулез, и его оставили дома.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Марат Хуснуллин: Москва опережает мировые мегаполисы по развитию метро

12 декабря во втором вестибюле станции «Фонвизинская» Люблинско-Дмитровской линии метро были смонтированы эскалаторы. В конце года он откроется для пассажиров. В настоящее время ведется остекление павильонов. О том, что еще происходит на стройплощадках, об интересе инвесторов к проектам транспортно-пересадочных узлов и современных технологиях рассказывает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин (далее...)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.