Варенье из огурца. Школьники узнали, как правильно выращивать овощную культуру
Три брата Дыбиных – восьмиклассник Василий, семиклассник Виталий и пятиклассник Роман – вместе со своим папой Василием Васильевичем стараются не пропускать образовательные субботы и уже посетили порядка 50 познавательных лекций. Особенно им нравятся занятия, которые проводит Тимирязевская академия.
- Сначала я думал, что ребятам будет не интересно: все-таки одно дело уроки в школе, и совсем другое - вузовские знания, которые могут быть трудноваты для школьников, - признается папа Василий. – Но сотрудники академии доходчиво объясняют даже самые трудные темы, такие как строение внутренней клетки или ДНК.
При этом самое главное, подчеркивает отец, что ребята не просто слушают теорию, но и тут же применяют полученные знания на практике. Дети сами настраивают микроскопы, рассматривая строение микроорганизмов, сами работают с центрифугой, выделяя из клетки ДНК, и проводят другие опыты. На одном из занятий, например, они научились отличать рожь от пшеницы и ячменя не только по их внешнему виду, но и по вкусовым особенностям злаков.
- Мы хотим стать биологами, - в один голос заявляют братья Дыбины. Свои исследования они проводят и дома. Самый старший, Василий, изучает поведение муравьев. Самый младший, Роман, любит наблюдать за пауками.
- Биология – это все, что нас окружает, - говорит папа Василий Дыбин, между прочим, и сам биолог, ведущий научный сотрудник института агрохимии имени Прянишникова. – Поэтому я и решил, что сначала дети должны приобщиться к этой науке. Но я никого не заставляю и не настаиваю на изучении биологии. Если они захотят выбрать физику, историю или литературу, то я их только поддержу.
Именно поэтому Дыбины пробуют себя, например, в авиамоделировании, ходят на занятия, которые проводит Университет путей сообщения императора Николая II. А еще записались на исторические лекции о старой Москве. Однако скоро начнется дачный сезон – время для ботанических экспериментов. Поэтому одно из последних занятий в Тимирязевской академии о том, как выращивать огурцы, было для ребят особенно актуально.
- Мы уже ставили свои опыты и пытались вырастить желтые помидоры, - рассказывает 13-летний Василий Дыбин. – Теперь попробуем вывести какой-нибудь новый сорт огурцов.
Во время лекции ребята узнали, как правильно выращивать рассаду, и побывали в теплицах, где зеленые огуречные лианы, окутанные влажным теплым воздухом, тянутся к свету, а ярко-желтые цветы опыляют шмели.
- Родиной огурца считается Индия, - делится интересными фактами студентка третьего курса овощного факультета Тимирязевской академии Елизавета Косивцова. – Хотя, на самом деле, наш огурец и индийский – это две разные культуры. Плоды индийского огурца напоминают сплюснутую по бокам грушу и могут весить до полутора килограммов. Их можно жарить. По вкусу они напоминают картошку. Солить. Получается точь-в-точь как наши огурцы. А некоторые индийцы добавляют плоды в варенье.
Индийский или мексиканский родственник огурца называется чайот. Привычный же для нас овощ, по легенде, появился в России при царе Алексее Михайловиче. Якобы это именно он издал указ: «выращивать огурцы для придворных нужд под Москвой».
- На таких занятиях я и сам каждый раз для себя узнаю что-то интересное, - говорит папа Василий Дыбин, который глубоко убежден, что благодаря «Университетским субботам» из школьников вырастут новые Тимирязевы, Докучаевы, Королевы и другие выдающиеся ученые.