Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

На пороге перемен: кружки и секции ждет реформа

Город
На пороге перемен: кружки и секции ждет реформа
На лекциях в Московском планетарии расскажут, откуда прилетают метеориты и почему они падают на Землю. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Более двух лет продолжаются реформы в системе столичного образования. В школах поменялась система финансирования, в учреждения образования вкладываются огромные деньги, из директоров стараются сделать грамотных управленцев. Школы, садики объединяются в огромные комплексы. Детей в параллели может быть так много, что они уже не в состоянии запомнить в лицо всех сверстников из классов с другими литерами. Единственная сфера, которой реформы, кажется, пока не коснулись – это дополнительное образование. За исключением некоторых косметических поправок, в этой системе все остается точно так же, как было в 90-е и нулевые.

Но сейчас правительство, кажется, готово взяться за кружки и секции.

Посчитать по головам

Локомотивом перемен в школах стало изменение финансирования. Школам уже давно перестали давать деньги по сметам – теперь средства приходят за ребятами. Сколько детей – столько денег. Эта система называется нормативно-подушевым финансированием. Собственно говоря, именно она и спровоцировала живую конкуренцию между школами, и помогла в итоге поднять их благосостояние. Хорошо бы и кружки финансировать также, рассуждают чиновники. Однако на практике такую систему в дворцах и центрах детского творчества ввести непросто, говорит и.о. главы Департамента образования Исаак Калина.

– Мы задерживаем перевод дополнительного образования на нормативно-подушевое финансирование, потому что вводить нормативно-подушевое в любой системе можно, только если есть четкий учет – сколько человек, сколько часов, каких результатов добились, – пояснил Калина. – К сожалению, система дополнительного образования была выстроена практически безучетно.

То же самое отмечают и работники кружков и секций. Часто ребенок, как в знаменитом стихотворении Агнии Барто (драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…) просто не может сразу определиться, в какую секцию записаться. Ходит в сентябре три недели на авиамоделирование, а потом бросает – но его фамилия остается в журнале.

– В школе есть книга учета движения. Ребенок приходит, сдает все документы в школу, и все, он никуда не денется. В дополнительном образовании по смыслу ребенок может изменить учебную группу, – объясняет первый заместитель руководителя Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества Александр Леонтович. – Например, сначала он увлекся танцами, а потом заинтересовался радиотехникой. Учет посещаемости вести сложнее: у него может быть в школе какое-то мероприятие, он не пришел.

В итоге в общем-то безобидное поведение детей может вылиться в финансовые нарушения. Так, рассказывает Исаак Калина, во время проверок часто оказывается, что численность кружковцев на самом деле меньше, чем указано в документах. Списки наводнены «мертвыми душами».

Чтобы посчитать детей, в прошлом году решили ввести электронную запись в кружки на городском портале госуслуг pgu.mos.ru – по аналогии с записью в школы и детские сады. Электронная запись будет работать и в этом году. Однако она проблему учета, очевидно, не решила, и у властей появилась новая идея.

– Мы договорились, что каждое бюджетное учреждение будет отмечать кружковцев в нашем регистре учащихся, – объясняет Исаак Калина. – Теперь мы увидим напротив каждой фамилии, сколько часов и в каких кружках этот школьник занимается. И вот после создания системы четкого учета количества детей , часов, которые они занимаются, можно будет говорить о введении нормативно-подушевого финансирования. Пока никаких изменений в системе финансирования дополнительного образования в городе нет.

Существует и еще одно препятствие для введения нормативно-подушевого финансирования: во дворцах творчества существуют не только кружки с постоянным составом.

– В учреждении дополнительного образования работают и объединения переменного состава: скажем, клубы или игротеки, куда дети могут просто зайти с улицы, поиграть раз в месяц, – рассказывает Александр Леонтович. – Здесь нужно предусмотреть отдельный механизм финансирования.

Ожидается рост

Один из очевидных эффектов реформы образования в городе – рост зарплат педагогов. Об этом говорят все. И только в системе дополнительного образования зарплаты остались почти на дореформенном уровне.

В ежемесячном доходе школьного учителя большую долю составляет так называемая стимулирующая надбавка – те деньги, которые ему выделяются за качество труда, а не за количество отработанных часов. В кружках и секциях же педагоги по-прежнему получают деньги только за время, которое они тратят на преподавание.

– Чем сильно учреждение дополнительного образования? – задается риторическим вопросом Леонтович. – В нем работают высококвалифицированные совместители. Ученые, спортсмены, режиссеры. Один раз в неделю профессор приходит вести кружок в вечернее время. Или артисты из театра приходят один или два раза в неделю. В итоге получается, что они работают четыре-шесть часов в неделю, это меньше четверти ставки.

При этом добавить совместителям денег из "стимулирующего" фонда не получится - он при сметной системе роли в формировании зарплаты не играет.

– Если мы посчитаем по всем совместителям, то сейчас у нас во дворце зарплата немногим более 30 тысяч, – признается первый замглавы Дворца пионеров. – Это почти в два раза меньше, чем по системе школьного образования.

Однако, по словам Александра Леонтовича, уже в следующем календарном году дополнительное образование переведут на новую систему оплаты труда. Вкупе с переходом на нормативно-подушевое финансирование это неизбежно должно поднять зарплаты педагогов топовых кружков и секций.

Переезд

По мнению Исаака Калины, большая часть кружков и секций вообще могла бы переехать на территорию школ. В специальных центрах дополнительного образования, уверен он, должны преподаваться такие курсы, которые в обычной школе предложить невозможно.

– Направления, требующие серьезных, специфических условий, сохраняются, – сказал Калина. – По многим направлениям ознакомительный уровень можно преподавать в школе. Не надо для этого заставлять ребенка ездить куда-то далеко. Но по достижению определенного уровня наши творческие дворцы должны, конечно, взять детей на себя.

СПРАВКА "ВМ"

В столице работают 149 городских учреждений дополнительного образования (без учета присоединённых территорий). В год на поддержание системы кружков и секций только по линии Департамента образования тратится более 8 миллиардов рублей.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.