Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Серебряный бизнес: Предприниматели 55+ должны помочь городскому бюджету

Город
Серебряный бизнес: Предприниматели 55+ должны помочь городскому бюджету
Владимир Новиков демонстрирует одну из разработок своего малого предприятия — ортопедический корсет для детей / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
25 апреля сотрудники резидента технополиса «Слава», малого предприятия «Ортез», заявили об окончании работы над созданием первых в России протезов для животных. А на очереди — еще несколько патентов на изобретения. Директору предприятия Владимиру Новикову идет седьмой десяток, и у него большие планы.

Городу выгодно, чтобы таких, как Новиков, было больше, чтобы пенсионеры не сидели на шее бюджета, а открывали собственное дело. Но так ли это просто? В Москве официально зарегистрировано порядка 3 миллионов пенсионеров — одна четвертая часть населения столицы перешагнула порог трудоспособности. Еще сотни тысяч — на подходе к нему и уже «занесли ногу». Это вывод непопулярный, но неработающие люди в возрасте — уже сейчас колоссальная экономическая нагрузка, которая серьезно давит на бюджеты всех уровней. А дальше — только больше. По прогнозам экспертов, к 2035 году количество пенсионеров превысит число работающих граждан. Власти, знакомые с выкладками демографов, заранее ищут способы не допустить кризиса. Кроме повышения пенсионного возраста, волной прокатившегося по миру, «верхи» всерьез заговорили о развитии «возрастного предпринимательства». В этом случае пенсионеры не только перестанут быть малоподъемной расходной статьей, они смогут приносить экономике пользу, пополняя казну налогами. Поскольку старение населения — общемировая тенденция, Европа и США отреагировали первыми. Здесь давно разработаны и запущены специальные программы для предпринимателей 55+: в консультационных центрах пожилым людям читают лекции, на тренингах учат ведению бизнеса. Мировое экономическое сообщество оперирует следующим «алгоритмом поддержки»: участие властей, организация индивидуальных тренингов и специальных центров для обучения, упрощение регулирования. Звучит просто, но нам до выполнения этих пунктов еще далековато. Россия во главе с Москвой — только в начале пути. Есть необходимость, наметилась тенденция, но говорить о реализации еще очень и очень рано. Действительно, считает заведующая лабораторией социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина, тема поддержки пожилых предпринимателей в ближайшие годы будет набирать актуальность, хотя не каждый пенсионер и предпенсионер готов начать бизнес с нуля. В Москве такие люди есть, но успешные «возрастные стартапы» — это капля в море столичного бизнеса. Можно приводить в пример историю 61-летней Тамары Большаковой, основательницы архитектурного бюро, которая начала проектировать красивые дома, выйдя на пенсию, и чьи авторские архитектурные проекты сразу начали приносить прибыль.

Но ее успех скорее исключение. Москва предпринимательская, в один голос говорят эксперты, конечно, отнюдь не молода, но подавляющее большинство столичных возрастных бизнесменов — это люди из 1990-х. Они открыли дело в «лихие времена», когда советская власть рухнула, а пространство для новых возможностей было не пахано. Сегодня они основательно стоят на укрепившемся за годы фундаменте, и нет-нет, да и позволяют себе побрюзжать «по-старчески», мол, раньше открыть и вести бизнес было проще.

— Я, конечно, пытаюсь мыслить по-государствен ному и не хочу превратиться в ворчуна, хотя с возрастом все любят поворчать, но вот был у меня такой случай... Пришел я в 1990-е к большому чиновнику с письмом, в котором предлагал субсидировать свой проект. На следующий день этот чиновник приехал на фирму, все проверил, посмотрел. А еще через день мне позвонили — «приезжайте». Чиновник письмо подписал и отдал. Все просто. Так нам были обеспечены заказы на несколько лет. Сейчас такого быть не может, — рассказывает директор малого предприятия «Ортез», кандидат технических наук Владимир Новиков. Его фирма, где разрабатываются и выпускаются ортезы и протезы, в том числе с использованием инновационных технологий, — пример для подражания: сотни изобретений и патентов, поставщик правительства Москвы, надежный партнер портала поставщиков, исправно выполняющий все контракты, выигранные на торгах, резидент технопарка «Слава». Никто бы не подумал, что были у Новикова и другие времена. И без денег сидел, и без помещения, перебивался случайными заказами. Свою фирму он открыл в 1990 году, когда Научно-исследовательский институт протезирования и протезостроения, где инженер Новиков заведовал одной из лабораторий, уже дышал на ладан. Еще в 1980-х, когда подул ветер перемен, молодой, инициативный и партийный завлаб, полный идей, мечтал, чтобы его лабораторию перевели на хозрасчет, но руководство института упорно давало заработать другим. Такое пренебрежение обижало, но именно оно подтолкнуло Владимира Новикова начать свое дело. Кстати, с пренебрежительным отношением «возрастной предприниматель» сталкивается и сегодня, но относится к нему уже по-другому, с юмором. Говорит, пришел как-то «проситься» в одну новую профессиональную ассоциацию, так бизнесмолодежь только плечами повела: Новиков, что за нафталин, он еще в деле? Правда, позже, когда Владимир Иванович выступил и показал, на что способен, зауважали.

— В 1990-е годы все по-разному уходили в бизнес, — говорит бизнесмен. — Некоторые кидались на деньги. Особенно те, у кого за рубежом были родственники. Оттуда брали вещи, здесь за понюшку табака приобретали столько! Этот путь был не для меня. Хотя я и был шустрый, увлеченный, но, видимо, не хватало все-таки хватки. Вторая категория — цеховики. До развала Союза они были подпольные, а с развитием кооперативов вышли из тени. Мне же было интересно создать что-то свое и реализовать задумки. В институте 2–3 года можно было над разработкой работать, система была неповоротливая. А в собственной фирме уже можно было конкретно что-то сделать. Внутренний азарт какой-то был.

Сейчас Владимиру Ивановичу 67 лет. Смотришь на него и не веришь: может быть, в паспорте ошибка? «Возрастной предприниматель» признается, что немного устал от сумасшедшего ритма жизни, болячки временами дают о себе знать, но именно бизнес помогает ему сохранять молодость. Да, последние четыре года он не курит, старается разнообразно питаться, а спорт ему с успехом заменяет работа на любимой даче, но никакой специальной замудренной программы омоложения у Новикова нет.

— Я увлеченный, вот и весь секрет, — смеется 67-летний бизнесмен. — Люблю людей и работу. Пенсия? Ну, нет. Это скучно. Столько примеров перед глазами, когда брутальный мужчина, выйдя на заслуженный отдых, сдувался за пару месяцев. Меня такая перспектива не устраивает. У меня много встреч, переговоров, выставок. Признаюсь, иногда уже могу себе позволить что-то пропустить, но берешь себя в руки, заставляешь себя и снова идешь вперед.

Более того, предприниматель строит массу планов, и все они связаны с работой: семь патентов жду оформления, новые контракты на подходе. Есть у него и еще один пунктик — так называемый японский стиль управления. Когда фирма — как семья, а доверие к сотрудникам — выше, чем допускают отношения «работник — работодатель». Из-за этого у Владимира Ивановича случались неприятности, но менять стиль работы на американский, который для современной столицы более актуален, Новиков не собирается. Определенно. Смог бы он сейчас начать с нуля? А на этот вопрос у одного из «динозавров» столичного бизнес-сообщества четкого ответа нет: чтобы не прогадать, кроме денег, нужна суперидея. Думать надо. И добавляет с высоты опыта — а нишу для бизнеса всегда можно найти.

— Я двумя руками за то, чтобы люди в возрасте начинали свой бизнес, — рассуждает Владимир Новиков. — Есть, конечно, такие современные бабушки, которые фору дадут любому молодому, но в целом молодым людям вести бизнес, конечно же проще. Пожилым, чтобы они сегодня взялись за дело, нужна помощь извне, государственная помощь.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Железняков генеральный директор ГБУ «Малый бизнес Москвы»:

— Наша задача — создавать и поддерживать максимально удобную инфраструктуру для открытия и развития бизнеса в Москве. Если говорить о терминах, обычно предпринимателей 55+ в отдельную группу не выделяют. Однако в нашей работе «взрослые» предприниматели занимают важное место, поэтому мы стараемся отслеживать успехи «взрослых» предпринимателей, которые обращались к нам за той или иной услугой.

Анастасия Лазибная, руководитель проекта «Баба-деда»:

— Не много людей старшего возраста решаются стать предпринимателями. Я с осторожностью отношусь к идее сподвигнуть их начать свой бизнес, потому что у нас в стране слишком много рисков. Старшее поколение — консервативная аудитория, люди опасаются. И правильно: молодым предпринимателям легче потерять и начать заново. Имеет смысл делать программы для помощи предпринимателям постарше, но обязательно с учетом специфики и с ответственностью подходить к таким группам.

За 500 тысяч можно купить кафе или шиномонтаж

В интервью «ВМ» бизнес-брокер Егор Подалкин оценил возможности развития в Москве «возрастного предпринимательства».

— Егор, вы имеете дело с предпринимательским сообществом. По вашим наблюдениям, число предпринимателей 55+ в Москве растет?

— Предприниматели возраста 55+ — это, как правило, старожилы бизнеса. В 1990-х они прошли свой путь, и теперь чувствуют себя комфортно на бизнес-рынке. Они почивают на лаврах и получают удовольствие от того, что создали. Теперь они подумывают передать бизнес детям и преемникам. Большее количество предпринимателей этого возраста — люди старого формата, занятые не развитием новых проектов, а удержанием текущих позиций. Я бы не сказал, что заметна серьезная тенденция по увеличению этой категории, наоборот, большинство предпринимателей выходят из бизнеса, устав им управлять. И, как правило, переходят в сферу коммерческой недвижимости и на формат пассивного дохода.

— Как вы думаете, стартап после 55 — это реальность или миф?

— Конечно, реальность. Я регулярно сталкиваюсь с предпринимателями за 50, которые хотят заняться своим делом. Это люди с огромной энергией. Они накопили ее, занимаясь воспитанием детей и внуков, а теперь у них вакуум, им хочется кому-то помогать, реализовывать свои силы. Да, на бизнес после 55 сложно решиться, особенно когда тебе кажется, что все в жизни уже произошло и стремиться не к чему. Но люди, которые в возрасте заводят свой бизнес, обретают вторую молодость.

— С какими психологическими трудностями сталкиваются люди после 55, планирующие открыть свое дело?

— Людям старшего поколения тяжело меняться и признавать свою некомпетентность. Часто приходится сталкиваться с нерешительностью и неуверенностью, когда предприниматель не любит и не ценит себя, считает, что из-за возраста у него ничего не получится. Но есть и другие, считающие, что в 55 лет жизнь только начинается. Хорошим примером служит история Реймонда Альберта Крока — основателя империи «Макдоналдс». Именно в 55 лет он создал тот бизнес, который пережил его и продолжает развиваться.

При этом он открыл не только новое направление еды, но и поменял кардинально свою жизнь: заново женился, разбогател, стал известной личностью. Нежелание учиться — это самая большая боль, с которой приходится бороться бизнес-тренерам. Когда я сталкиваюсь с предпринимателями за 55, в первую очередь приходится менять их мышление в сторону пользы обучения.

— Вы замечаете, что манеры ведения бизнеса «взрослыми предприниматели» и молодыми отличаются?

— Молодые люди делают все очень быстро. Да, они чаще ошибаются, но и чаще побеждают. Скорость принятия решений играет огромную роль в нашем мире. Мне 37, и кто-то меня называет успешным предпринимателем, но я знаю множество более успешных людей. Причем когда узнаю, что им 20–25 лет, — эго страдает неимоверно. Молодые развиваются, не боятся менять окружение. А взрослые держатся за старых друзей и контакты, которые тянут их, как якорь, на дно. У молодых скорость обработки информации выше, скорость усвоения глубже. У взрослых все медленнее и сложнее.

— Какого рода бизнес предпочитают вести люди старшего возраста?

— Чаще всего это сферы, связанные с производством, автобизнесом. Медицина также считается «интеллигентным бизнесом» и остается в почете. Заведения общепита очень популярны, сфера торговли. Ну и, конечно же, это коммерческая недвижимость и бизнес с пассивным доходом.

— Советуете ли вы пенсионерам серьезно подумать об открытии собственного дела?

— Определенно! Очень здорово создавать бизнес со своими детьми, второй половинкой или родственниками — это сближает. Не надо бояться и сомневаться в себе, а надо идти в предпринимательство, потому что когда еще реализовать свою мечту, если не сейчас?

— Где же пенсионеру взять деньги?

— Самое простое — это кредит. Также можно рассматривать кооперацию, когда вкладываются несколько друзей и становятся партнерами. Есть множество кредитных брокеров, которые помогают пенсионерам получать деньги. За 500 тысяч рублей можно уже купить небольшую кафешку, какой-нибудь шиномонтаж, магазинчик, павильон.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.