Мобильный город. Электронная революция в столице продолжается
Столица идет в ногу со временем: появляются новые электронные сервисы и мобильные приложения, которые не только значительно упрощают жизнь в мегаполисе, но и позволяют его жителям участвовать в управлении городом и менять его к лучшему.
В 2014 году столичные власти продолжали опутывать город сетями Wi-Fi, боролись с пробками, выдавая сотрудникам ГИБДД планшеты, которые позволяют вдвое быстрее оформить ДТП, открывали доступ к истории владения автомобилем, чтобы рынок подержанных машин был более цивилизованным.
Расширился угол обзора городских камер, чтобы можно было контролировать уборку улиц. За счет установки новых камер усилилась и безопасность жителей столицы.
Электронные новшества затронули столичные школы и колледжи. В 200 образовательных учреждениях были созданы классы робототехники и 3D-моделирования в рамках проекта «Школа новых технологий». И на этом электронная революция не заканчивается. В 2015 году москвичей ждут новые полезные сервисы.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕЦЕПТЫ ОТ ВРАЧА
В 2015 году во всех поликлиниках города начнут выписывать электронные рецепты. Это существенно упростит процесс получения лекарств льготниками. Ведь при выписке рецепта через единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС) информация сразу поступает в аптечный пункт при поликлинике. Далее пациент может распечатать рецепт и предъявить его вместе с полисом ОМС в этой аптеке. Фармацевт сканирует штрих-код, получает через ЕМИАС подтверждение подлинности назначения врача и отпускает лекарство. Кроме того, в 2015 году будет запущено мобильное приложение Единой медицинской информационно-аналитической системы, которое позволит не только удаленно записываться к врачу, но и хранить рецептурные назначения и вести наблюдения за собственным здоровьем. Программа даже может напоминать о необходимости принять лекарства.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО ДНЕВНИКА
На единый электронный дневник и журнал Московского регистра качества образования (МРКО), интегрированный со столичным порталом госуслуг, все московские школы перешли в сентябре 2014 года. Сейчас это одна из самых масштабных городских информационных систем— в среднем вдень эти сервисы используют более 400 тысяч человек. В2015 году в электронных дневниках появится возможность выполнять домашнее задание и сразу же отправлять его учителю на проверку. Также будет создан сервис для планирования внеклассной работы, станут доступны электронные учебники и другие образовательные материалы.
ПОИСК РОДНЫХ В БОЛЬНИЦАХ
В 2015 году на полную мощность заработает сервис поиска не идентифицированных пациентов в московских больницах «Найди меня» findme.mos.ru. Он поможет разыскать больных, которые не могут себя назвать или связаться с родственниками, таких в больницы поступает около 60 человек в день. В приемных отделениях в базу данных будут вносить их приметы, перечень личных вещей и фотографии. Те, у кого нет интернета дома, смогут поискать пропавшего родственника в этой базе, обратившись в любой МФЦ или в службу единого окна на базе НИИ имени Склифосовского.
КАМЕРЫ ПОЗВОЛЯТ НАБЛЮДАТЬ ЗА ДЕТЬМИ
В 2015 году начнется эксперимент по установке видеокамер в детсадах. Трансляция будет вестись из групповых комнат, где дети играют и занимаются. Она будет доступна через московский портал госуслуг (pgu.mos.ru) только для родителей малышей— за плату. Сейчас такая услуга тестируется бесплатно в 20 садиках. К марту этого года Департамент информационных технологий разработает типовую схему подключения видеонаблюдения и определит примерную стоимость услуги. Подготовленные рекомендации позволят подключить камеры в любом садике, где захотят родители. Параллельно детсадах началось внедрение общегородской системы видеонаблюдения. В2015году камеры появятся на входе в здания 200 садиков, чтобы обеспечить в них безопасность.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Скляров, руководитель проекта «Активный гражданин»:
- Пользователи системы электронных референдумов «Активный гражданин» теперь могут бесплатно посещать театр «Школа современной пьесы». Чтобы получить билет, нужно принимать активное участие в опросах проекта и накапливать баллы. Билет на одного обойдется в 2000 баллов, на двоих — в 2790.
Вскоре появится возможность побывать в Московском драматическом театре имени Пушкина и «Современнике». Сейчас ведутся переговоры еще с несколькими театрами.
Артем Ермолаев, руководитель Департамента информационных технологий Москвы:
- Количество пользователей столичного портала госуслуг увеличилось втрое, до 3,7 миллиона человек, а это каждый третий москвич! За 2014 год было выдано больше миллиона социальных карт нового поколения. На сегодняшний день около 5,7 миллиона горожан используют наши мобильные сервисы и приложения, чтобы передавать показания счетчиков, записываться к врачу, участвовать в управлении городом, отслеживать приход ребенка в школу и его успеваемость.
ЧТО СДЕЛАНО
«Активный гражданин»
Весной 2014 года запущена система проведения электронных референдумов по городским вопросам «Активный гражданин». Новый проект дал москвичам возможность напрямую влиять на принятие управленческих решений в Москве в ежедневном режиме. Голосовать можно с помощью мобильного приложения, а также на сайте, в инфоматах поликлиник и на специальных устройствах в многофункциональных центрах. За участие в опросах на портале ag.mos.ru начисляются баллы. Их можно обменять на парковочные часы, проездные, билеты в театр и другие подарки.
«Автокод»
В марте 2014 года был создан портал для автомобилистов «Автокод»— avtokod.mos.ru. С его помощью можно получить сведения об истории владения автомобилем и особенностях его эксплуатации, посмотреть данные о страховых случаях с участием машины. Также москвичи могут проверить, числятся ли за ними неоплаченные штрафы, и посмотреть фотографии нарушений Правил дорожного движения, сделанных с помощью комплексов фотовидеофиксации.
Для получателей госуслуг
В 2014 году у москвичей появилась возможность с помощью портала предварительно записаться на прием к специалистам Пенсионного фонда и Росреестра, работающим в многофункциональных центрах оказания услуг (МФЦ). Запущена электронная услуга по заказу справок из Главархива. Появилась возможность пожаловаться на некачественно оказанные услуги Мосжилинспекции и Департамента соцзащиты, введено sms-информирование о готовности документов в МФЦ. В 2015 году планируется перевести в электронный вид еще порядка 20 госуслуг, в частности, перевод ребенка вдругую школу, и расширить перечень ведомств, по которым можно будет жаловаться на волокиту или необоснованный отказ в оказании услуги.
Единая мобильная платформа
Перечень мобильных сервисов, доступных москвичам, в 2014 году пополнился возможностями узнать о неоплаченных штрафах ГИБДД и оплатить их с помощью sms-сообщений, получить информацию о Правилах дорожного движения, а также получить по sms Единый платежный документ для получателей услуг ЖКХ.
Обновился дизайн большинства городских приложений, в частности удобнее стали приложения «Парковки Москвы» и «Наш город». Стал популярен мобильный сервис общения между водителями: чтобы отправить кому-то сообщение, надо знать только госномер автомобиля.
Электронная карта в образовании
По итогам 2014 года уже в тысяче образовательных учреждений была установлена система «Проход и питание». Школьники используют «Электронную карту в образовании» как пропуск на входе и как платежное средство в столовой. Льготники получают по карте питание бесплатно. Родители, в свою очередь, могут отслеживать, во сколько ребенок пришел на занятия и покинул школу, и контролировать, как он питается.
К концу 2015 года система будет установлена уже во всех школах Москвы, также продолжится ее внедрение в детсадах.
Социальная карта москвича
В марте 2014 года льготникам начали выдавать социальные карты москвича нового поколения. Это многофункциональные карты, оснащенные чипом и инновационной технологией платежей в одно касание. В 2015 году появится новая бонусная система, по которой часть потраченных с помощью карты средств будет возвращаться обратно в конце месяца.
ДЛЯ ПОЛЬЗЫ И ОТДЫХА
В 2015 году на самом популярном портале автолюбителей «Автокод» появится уникальная услуга — электронная запись на сдачу экзамена для получения водительских прав. Также в этом году столичный Департамент информационных технологий начнет тестировать сервис, упрощающий оформление ДТП по Европротоколу, без вызова дорожной полиции.
Кроме того, в этом году на улицах города появятся виртуальные исторические персонажи. Все желающие смогут с ними сфотографироваться с помощью специального мобильного приложения «Узнай Москву». Найти будущую звезду своей фотографии будет просто: в местах, связанных с историческими личностями, будут размещены специальные штрих-коды (AR-метки).