Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Утилизация утилизированного: свалки — главная проблема

Город
Утилизация утилизированного: свалки — главная проблема
Одна из самых знаменитых подмосковных свалок твердых бытовых отходов — полигон «Левобережный» — находится сразу за МКАД, напротив Химок. На рекультивацию этого полигона площадью в 30 гектар выделяется 3,5 миллиарда рублей. / Фото: Пётр Болховитинов

О том, почему о мусоре говорят как о реальной катастрофе и как его победить, «ВМ» рассказал зампредседателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин .

— Напомню, организация и размещение отходов теперь переданы на уровень муниципалитетов. И они начали искать места для размещения отходов. И если муниципалитет не обладает такой площадью, он обращается к соседним сельским образованиям. Поэтому за последние 10 лет по всей территории Подмосковья возникли тысячи площадок временного размещения отходов.

То есть мусорные полигоны?

— Нет, полигон — это другое.

В соответствии с законом, полигоном является понятное инженерно-техническое сооружение, к которому предъявляются особые требования по санитарным нормам, по оборудованию и т. д. Там должно быть ложе с гидрозамком, где простелены пленки, размещение мусора происходит путем правильного перемешивания. Сегодня 99% этих объектов не соответствуют ни одному из этих нормативов.

И получается, что москвич покупает товары в упаковке, выбрасывает его в мусоропровод, потом едет к себе на дачный участок, и там, где раньше у него было поле, лежат, по сути, его же отходы.

И почему это происходит?

— Деньги. Мы платим с вами только за вывоз мусора. А чтобы его довезли до того места, куда должны, город доплачивает за каждую тонну мусора еще по 1000 рублей. Если речь идет об утилизации на мусоросжигательном заводе, то за каждую сожженную тонну отходов платят еще 1300 рублей.

Это миллиарды рублей. А теперь представьте себе, что я глава муниципалитета, негодяй, у меня есть неучтенная площадка, а вы привозите ко мне свой столичный мусор.

У вас на каждую тонну получается около 2500 рублей чисто московского платежа, и вы вываливаете мусор на мой полигон, не проводя никаких действий, за которые вам выделили деньги.

Неужели нет реально работающих мусороперерабатывающих комплексов?

— Положительных примеров нет. Даже самое инновационное предприятие не может дать хороших показателей, потому что мусоропереработка должна работать только в комплексе. Да, есть оборудованные по последнему слову техники заводы, но я не могу говорить об их эффективности, ибо они недозагружены.

И какой же выход?

— Чтобы в ближайшие годы у нас появились заводы, нужно принять четкую программу для всего Московского региона. А для этого нужно создать условия для привлечения частных инвестиций, частно-государственных, или это будет государственный протекционизм.

Единственное, что цена услуг должна коррелироваться с общемировыми ценами, и качество должно быть соответствующим. И размещать отходы только там, где в последующем будут построены мусороперерабатывающие комплексы. То есть нужна комплексная программа, опирающаяся на единый общегосударственный стандарт обращения с отходами, который будет постоянно ужесточаться. Сейчас мы разработали такой закон, и, надеюсь, он будет принят.

И какова цена вопроса?

— Приблизительно на 100 тысяч жителей надо 10 миллионов долларов и 5 гектаров территории. Не считая затрат на транспорт, логистику и размещение остатков переработки.

Новых заводов строить не будем

Сергей Собянин, врио мэра Москвы:

— Прежняя система, при которой мы заключали годовые договоры с огромным количеством подрядных организаций, ни к чему, кроме криминализации этого бизнеса, не приводили. Никакие перерабатывающие заводы бизнес не строил, сортировкой мусора и обновлением техники не занимался, куда они везли, не совсем понятно. Просто шла торговля талонами на вывоз мусора, и крышевание всевозможными криминальными структурами происходило. Надеемся, что эта система будет более прозрачной и понятной, по крайней мере хоть есть с кого требовать. У оператора будут реальные возможности привлекать долгосрочные инвестиции в эту сферу. Мы видим, что он (эксперимент по утилизации мусора в ЮЗАО. — «ВМ») неплохо идет, и, скорее всего, мы в ближайшее время еще по одному из округов объявим конкурс на утилизацию и вывоз мусора.

Вообще сейчас в мире стараются уходить от мусоросжигающих заводов, потому что это сжигает достаточно ценные материалы утилизации, которые могут сортироваться и перерабатываться. Упор будет сделан именно на сортировку, разделение мусора и дальнейшую переработку, поэтому никаких громадных заводов строить не предполагается.

Что касается полигонов и приведения их в порядок, то мы договорились с Московской областью создать общую стратегию, концепцию развития и вместе определить, где это будет, в каком объеме, в каком графике мы будем переходить от действующих полигонов, которые находятся близко от Москвы, большинство из них уже переполнены.

Город готов стимулировать малый бизнес

Антон Кульбачевский, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды:

— Эксперимент по раздельному сбору отходов сейчас начался в районе Замоскворечье, где оборудованы несколько площадок для сбора мусора, рассчитанные на 5–6 дворов.

И каждый житель знает, куда нести отходы, а не ждет, когда возле его дома поставят бачки.

Сейчас основная проблема раздельного сбора мусора — маленькое количество пунктов приема. При этом основная инициатива по их созданию должна исходить от управляющих компаний, а город может их поддерживать. Мы считаем, что это ниша для малого бизнеса, и готовы предоставить земельные участки, типовые площади, ангары или склады, приспособленные для приема вторсырья. При этом часть ответственности за процесс ляжет на плечи подрядчиков, которые будут все организовывать и которым отошли эти контейнерные площадки.

Помимо этого, конечно, нужно и стимулировать горожан. За определенные виды отходов деньги будут платить, может быть, и небольшие, но по крайней мере человек должен понимать, что он решает еще и экономические задачи.

Ведь необходимо помнить, что отходы не мусор, а все же вторсырье, которое можно и нужно перерабатывать. Поэтому уже до конца года в городе появятся более 500 пунктов по приему вторсырья.

Сегодня сортируем 5%, а сжигаем 25%

Александр Ланцев, директор мусоро-сжигательного завода №»:

— Если в течение пяти лет мы планируем избавиться от свалок и полигонов, то нам нужно идти по немецкому пути, где построили мусоросжигательные заводы. Но на тот момент у них сортировка была на уровне 20–25%, да и мусор уже негде было хранить. При этом технология мусоросжигания там была доведена до совершенства. Параллельно они развивали сортировку, строили комплексы. И сейчас захоронение у них составляет 0%, сортировка — 60%, а все остальное сжигается. Если же мы хотим заниматься мусором еще долго, бороться с полигонами, то можем развивать сортировку. Поверьте, я не защищаю сжигание, а говорю о реалиях. Сегодня даже в Москве мы только 5% сортируем, 25% сжигаем и 70% хороним. Нужно строить мусороперерабатывающие комплексы на границе Москвы и области, развивать сортировку, а что не отсортировали — сжигать. А для этого нужен единый исполнитель.

Ведь для строительства нужны инвесторы. Они готовы строить, но им нужно возвращать инвестиции. А население не готово полностью оплачивать переработку, отсюда и дотации. Но для инвестора нужен гарант — Департамент ЖКХ или иной госинститут.

Все вопросы — к законодательству

Михаил Малков, экс-президент ассоциации рециклинга отходов:

— Реальных альтернатив в области утилизации и переработки твердых отходов нет. Да и переговоры о том, что отходы будут принимать соседние со столицей области, не увенчались успехом. Население не готово к потоку отходов.

К сожалению, удачные примеры борьбы с мусором есть везде, но не у нас. Виной тому — проблемы в законодательстве. И как следствие — отсутствие инвестиций в сферу переработки отходов. Ведь основная проблема в том, что частные инвесторы не заинтересованы в реализации проектов по переработке мусора. Они высокорискованные, дорогостоящие, с большим периодом окупаемости и требующие госгарантий.

Раздельный сбор отходов потребует также расходов со стороны муниципалитета и компаний, которые этим занимаются. По факту на каждый контейнер конкретного вида вторсырья должен быть свой автомобиль, вывозящий его отдельно. Несмотря на все сложности, инициатива по раздельному сбору важная, но не главная.

Она дополняющая к системе организации вывоза и сортировки пока что не раздельно собранного мусора. И если повысить стоимость услуг для населения, определить стандарт этих услуг и создать условия для прихода инвестора, то все решаемо.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.