Карта городских событий
Смотреть карту
Столичные вокзалы становятся уголками комфорта и высоких технологий
Выставка архитектурных проектов «Вокзалы России — прошлое, настоящее, будущее» / Фото: Иван Шаповалов

Столичные вокзалы становятся уголками комфорта и высоких технологий

Город

Кто давно не был — удивляется. Столичные вокзалы из суетного и не самого уютного места превращаются во вполне комфортное городское пространство. Здесь открываются рестораны и супермаркеты, появляются вендинговые автоматы и более удобные залы ожидания. Почему?

Несколько лет назад ОАО «РЖД» кардинально изменило вектор развития московских вокзалов. Сначала изменения пришли на Ярославский. С привокзальной площади убрали вещевой рынок и палатки, где жарили беляши. Площадь благоустроили, смонтировали фонтан. Затем на соседнем Казанском открыли супермаркет. Потом вдруг пассажиры с удивлением обнаружили, что на вокзалах начали открываться весьма приличные сетевые рестораны, салоны сотовой связи и даже коворкинг-пространства, где можно арендовать рабочее место. А что — удобно. Ведь вокзал — на пересечении всех транспортных путей, сюда максимально просто добраться.

Навели порядок и на привокзальных площадях. Тут появились камеры наблюдения и автоматические шлагбаумы для въезда автомобилей. Исчезла хаотичная парковка. Понятие «вокзал» в его негативном значении уходит. Этому сугубо транспортному, казалось бы, сооружению возвращают свое первоначальное предназначение.

— В Европе вокзалы изначально строились не только для пассажиров. Их специально делали высокими — для хорошей акустики. Там проводились рождественские концерты и другие праздники, а также процветала торговля. Что-то похожее сейчас происходит и в Москве, — считает урбанист Виталий Заславский. — Вспомним Курский вокзал. До реконструкции там было не очень-то приятно находиться, он считался достаточно «тяжелым» местом. А сейчас здесь — детская зона, комфортные залы ожидания. Есть где вкусно покушать, где купить и почитать прессу.

Какие еще изменения произошли на московских вокзалах? Так, например, на Казанском появился бизнес-зал. Здесь есть зона отдыха, оборудованная удобной мягкой мебелью, где можно посмотреть телевизор и воспользоваться кофемашиной. Также можно зарядить телефон и другие гаджеты и, конечно, бесплатно пользоваться Wi-Fi.

Столичные вокзалы становятся уголками комфорта и высоких технологийБизнес-зал ожидания Ленинградского вокзала / Фото: Агентство городских новостей «Москва»

Вообще, это пространство на Казанском не похоже на привычный большинству из нас вокзал. Высокие потолки, зеркала, стены и потолки с лепниной. На входе — солидная стойка ресепшена, как в пятизвездочном отеле. Роскошные, как в музее, люстры, паркетный пол. Одним словом — солидно.

Похожим образом выглядит и бизнес-зал Курского вокзала.

— Здесь, помимо всего, есть факсимильная, междугородняя, международная телефонная связь. Предоставляются услуги ксерокопирования и ламинирования. Здесь можно арендовать рабочую зону с компьютером, сделать распечатку с электронных носителей, — рассказывает начальник сектора маркетинга Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дарья Ладыгина. — Также предоставляется услуга «Бизнес-адрес» — получение факсимильных и электронных сообщений, факс по Москве и области. Здесь можно отсканировать документ. Конечно, есть камеры хранения. А еще — разные приятные бытовые мелочи, как, например, утюг.

Бизнес-зал есть и на Ярославском вокзале. Здесь тоже мягкие кожаные диваны и детский уголок.

Многие пассажиры отметили, что изменился и Ленинградский вокзал столицы. Здесь начал работать обновленный бизнес-зал ожидания.

Теперь посетители смогут воспользоваться лаундж-зоной, рабочими местами с выходом в интернет, душевой комнатой и санитарно-бытовыми помещениями. Кроме того, посетители получили возможность провести переговоры или официальную встречу с деловыми партнерами в специально оборудованном помещении, а также воспользоваться услугами зоны питания в формате «шведский стол». Для маленьких путешественников в новых бизнесзалах появились детские игровые уголки.

Зал, разумеется, работает ежедневно и круглосуточно.

Максимум комфорта

Стремясь повысить качество обслуживания пассажиров и посетителей, железнодорожники реализует новую концепцию развития бесплатных залов ожидания на крупнейших вокзалах. Пилотными проектами стали Курский вокзал Москвы, где уже завершились работы по модернизации зала ожидания № 4, и Ленинградский вокзал Москвы. Там был модернизирован зал ожидания № 11, расположенный на втором этаже.

В рамках модернизации полностью обновили интерьер. Привычные залы ожидания не узнать! Там, например, установили современные сиденья из натурального дуба. Причем рядом — розетки: можно зарядить любые гаджеты, в том числе через USB-разъемы. Есть тут и динамическое табло с расписанием движения поездов, детские игровые уголки и много других приятных новшеств. В зале ожидания № 4, что на Курском вокзале, есть, например, художественная подсветка стен!

А еще на столичных вокзалах начаты работы по созданию безбарьерной среды. Это логично, ведь среди пассажиров есть и инвалиды, и мамы с колясками. На Казанском вокзале, например, открыта первая специализированная зона отдыха для маломобильных пассажиров. Зал находится в одном из помещений Круглой башни вокзала, которое ранее пустовало. Помещение зала занимает площадь более 50 кв. метров. Здесь установлены четыре кресла и два дивана, рассчитанные на двух-трех человек, телевизор, вендинговый аппарат, выведено табло с расписанием движения поездов, оборудованы душевая и санитарная комнаты, адаптированные для людей с ограниченными возможностями. Все эти услуги для маломобильных граждан оказывают сотрудники Центра содействия мобильности ОАО «РЖД». Причем бесплатно, включая посадку в поезд и сопровождение в инвалидном кресле до него.

Кстати, подобные пункты помощи маломобильным пассажирам появятся и на других вокзалах Московской железной дороги.

Камеры хранения нового поколения

Вокзал немыслим без камеры хранения. И этот сервис тоже успешно развивается. На том же Казанском вокзале в качестве пилотного проекта в сентябре 2019 года запустили системы самообслуживания «Электронный кассир» в стационарных камерах хранения.

— Интуитивно понятный интерфейс сенсорного терминала позволяет быстро выбрать число мест багажа и оплатить услугу наиболее удобным пассажиру способом, — рассказывает Дарья Ладыгина. — Оплатив, пользователь услуги получает чек, который предъявляется работнику камеры хранения для приема и выдачи вещей. Кладовщик сканирует штрихкод с чека и печатает слипы-стикеры, которые клеятся на багаж и ручную кладь для дальнейшей их идентификации на стеллажах.

Кстати, московский опыт стал распространяться и на соседние города. Так, например, преобразился Московский вокзал в Туле. В залах ожидания появились информационно-справочные терминалы и обновлены кресельные секции. Окна подчеркнуты сшитыми по индивидуальному дизайну римскими шторами. В зале ожидания № 3 органично расположились музейная экспозиция, детская игровая площадка и зона отдыха с книжной коллекцией.

— Подобная концепция совмещения различных зон станет основой для дальнейшей трансформации пространств ожидания на вокзалах Курска и Орла, — рассказывает Дарья Ладыгина.

В общем, позитивные изменения на вокзалах столицы, похоже, дали толчок к развитию всей вокзальной инфраструктуры страны.

КСТАТИ

Железнодорожные вокзалы столицы стали еще и музейными центрами. На Павелецком, например, есть музей Московской железной дороги. А еще залы московских вокзалов нередко трансформируются в площадки выставочных и развлекательных мероприятий, лекций и форумов. Среди них, например, фестивали «Спасская башня», «Ночь искусств», «Вокзалы России», выставка «Станция Россия». Кстати, помещения вокзальных комплексов доступны для почасовой аренды для проведения корпоративных и других мероприятий. Историки напоминают, что вокзалы для культурных мероприятий начали использовать много лет назад в Европе.

Читайте также: Основные работы по строительству станции МЦД Остафьево завершены

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse