Фото: depositphotos.com

Список опасных пищевых добавок расширен

Город

Сразу три красителя и четыре консерванта запрещены в России решением Минздрава. Их применение может нанести вред здоровью.

Но можно ли найти продукт без добавок? В список запрещенных добавок в РФ попали: Е103 — алканит (краситель), Е121 — цитрусовый красный 2 (краситель), Е123 — красный амарант (краситель), Е128 — красный 2G (краситель), Е216 — парагидроксибензойной кислоты пропиловый эфир, группа парабенов (консервант), Е217 — парагидроксибензойной кислоты пропилового эфира натриевая соль (консервант) и Е240 — формальдегид (консервант). Теперь ввозить эти добавки в Россию запрещено. И, разумеется, их нельзя использовать для производства продуктов.

— Обратите внимание: чтобы объявить добавки с индексом «Е» вне закона, достаточно подозрения, что та или иная из них может быть потенциально опасна для здоровья. Таким образом минимизируется риск. Малейшее сомнение трактуется как запрет, — заявил заведующий лабораторией химии пищевых продуктов ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Владимир Бессонов.

Как пояснил эксперт, буква «Е» в наименовании пищевых добавок взята от слова Europa. Ведь в европейских странах система цифровой идентификации добавок была создана еще в 1953 году. Другой вопрос, что с тех пор прошло почти 70 лет.

— Аспирин когда-то тоже считался хорошим лекарством. А потом выяснилось, что он может разжижать кровь и провоцировать внутреннее кровотечение, — рассказывает врач-диетолог Елена Караваева. — Так же и с добавками. Те, что полвека назад считались безопасными, сегодня могут признать вредными — наука не стоит на месте.

По словам эксперта, разного рода добавки при производстве продуктов стали использовать задолго до нашей эры.

— Чтобы не портились мясо и рыба, их солили, — рассказывает Елена Караваева. — Для сохранности овощей использовали яблочный уксус. В трюмы кораблей дальнего плавания грузили мясо, сдобренное не только солью, но и перцем, полынью, чабрецом и крапивой. Все эти добавки препятствовали размножению болезнетворных микроорганизмов, образованию тухлого запаха и появлению личинок насекомых.

Сейчас же, по словам эксперта, большинство пищевых добавок — искусственные. Их цель — придать продукту нужную форму, консистенцию, вкус и, что особенно важно, заставить максимально долго храниться, чтобы снизить процент возврата.

— При этом, надо понимать, ароматизаторы могут вызвать аллергию, астму и кожный диатез, — предупреждает Елена Караваева. — Отдельные стабилизаторы, красители и консерванты могут привести к развитию злокачественных опухолей, заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, почек.

Как пояснила эксперт, сегодня, чтобы купить безопасные продукты, нужно быть технологом пищевого производства. Или носить с собой в магазин целую энциклопедию добавок.

— Но есть более простой вариант. Выбирая продукт, обязательно смотрите на его состав, — советует Караваева. — Чем он длиннее, тем хуже. Чем больше там добавок, тем большую потенциальную опасность для здоровья представляет продукт. В свежем, полезном и натуральном продукте, как правило, никаких добавок вообще нет.

СПРАВКА

Пищевые красители обозначаются в промежутке Е100–Е199, увеличивающие срок годности консерванты — Е200–Е299, замедляющие процесс окисления антиоксиданты — Е300–Е399, придающие продуктам форму и текстуру стабилизаторы — Е400–Е499, придающие продуктам желаемую консистенцию эмульгаторы — Е500–Е599.

Людям требуется живое общение

Дмитрий Сендеров, маркетолог:

В Москве резко выросли онлайн-продажи. В основном, конечно, продуктов питания, но заметно увеличение продаж электроники, спортивных товаров, одежды и обуви. Ведь, несмотря на карантин, жизнь продолжается, а значит, люди продолжают потреблять. Сейчас широко обсуждается версия, что, дескать, сразу после карантина многие торговые центры закроются и большая часть вещей будет продаваться дистанционно, как это происходит сейчас.

На самом деле, я убежден, взрывной рост онлайн-торговли — явление временное. После карантина люди не перейдут на онлайн-покупки, напротив, они ринутся по магазинам. Почему? Главная причина — в самой природе человека, который, как известно, существо социальное.

Ему необходимо общение: как вербальное, так и невербальное. Для женщины, например, шопинг — это общение и есть. Она красиво одевается, делает макияж, чтобы показать себя «городу и миру». Это и есть невербальное общение. Сам поход за покупками для нее — это важный социальный ритуал. Ведь она не просто ходит по магазинам, она смотрит на людей и демонстрирует себя. Она общается с продавцами, примеряет одежду и обувь, иногда общается с другими покупателями. Поход женщины в магазин — это не только и не сколько обмен денег на товары. Это еще и вдохновляющий досуг. А после снятия карантина он еще станет и символом победы над коронавирусом!

Мне кажется, что по окончании пандемии доли онлайни офлайн-торговли вернутся к своим прежним показателям. Да, со временем они станут меняться, но, во-первых, медленно, а во-вторых, по каждой группе товаров поразному. Взять, например, лекарства. Их разрешили продавать дистанционно. И что? Есть какой-то всплеск продаж? Люди перестали ходить в аптеки? Нет, ничего подобного. Потому что в аптеке можно получить консультацию у фармацевта, да и просто переброситься парой слов с ним или другими покупателями. Для пожилых людей, например, это очень важно, ведь многие из них испытывают недостаток общения. Плюс, не будем забывать, многие товары важно взять в руки, помять, пощупать, чтобы определить их качество. Многие москвичи, кстати, уже долгие годы поступают так: подбирают, пользуясь интернетом, какой-то гаджет или, скажем, холодильник, пылесос, стиральную машину, а потом идут в магазин бытовой техники и смотрят на нее «в реале». А затем покупают либо там же, в магазине, либо заказывают через интернет. Налицо сочетание онлайн- и офлайн-торговли, которое, без сомнения, сохранится. Возможно, мы станем чаще дистанционно покупать продукты или бытовую технику, а вот, скажем, одежду, обувь, ювелирные украшения, парфюмерию и косметику — вряд ли.

Читайте также: Ремесленный сыр: дороже, но намного полезнее и вкуснее

amp-next-page separator