Художники расписали поднос-рекордсмен
Главный художник Жостовской фабрики декоративной росписи Михаил Лебедев показывает эскиз рисунка для «Царь-подноса» / Фото: Игорь Генералов, «Вечерняя Москва»

Художники расписали поднос-рекордсмен

Город

На фабрике в подмосковной деревне Жостово вот уже 195 лет продолжают традиции художественного промысла по росписи подносов. 5 августа корреспондент «Вечерней Москвы» заглянула на производство и разузнала некоторые секреты.

В юбилейный год мастера фабрики решили пойти на рекорд и сделать не просто большой, а огромный — самый настоящий «Царь-поднос»: свыше двух метров в длину и полтора в ширину. Заготовку делали по особому заказу в спецмастерской из 5-миллиметровой стали. Поднос, над которым колдовали шесть человек, получился не только внушительных размеров, но и тяжелым — 84 килограмма. Но по-настоящему особенным его сделает жостовская роспись.

К художественному оформлению подноса подошли нестандартно. Обычно живописцы на фабрике творят без эскизов. Но на этот раз дело слишком ответственное: «Царь-поднос», который представят 29 августа на фестивале «Русское поле», заявлен на рекорд России и может попасть в Книгу рекордов Гиннесса.

— Мы хотели, чтобы каждый работающий художник вложил в создание этого подноса частичку своей души, — сказал главный художник Жостовской фабрики Михаил Лебедев. — Поэтому перед тем как приступить к росписи, сделали небольшой скетч, где каждому мастеру прописали отдельный цветок. А дальше уже сами художники вносили от себя дополнения.

Пришлось немного изменить и технику росписи. Когда художники наносят рисунки на подносы привычных размеров, они держат их на коленях. Но «Царь-поднос» даже на стол не положишь: есть большой риск в процессе работы смазать всю живопись. Поэтому его поставили вертикально. Художники по очереди подходят к нему, выполняя свою часть рисунка. И это невероятно кропотливый процесс.

— Уникальность жостовской росписи — в ее многослойности, — пояснила специалист в области декоративной росписи Анна Вайнтрауб. — Это минимум четыре слоя, каждый из которых для закрепления дополнительно покрывают лаком. Естественно, перед тем как нанести новый слой, нужно дождаться, пока высохнет предыдущий. Учитывая размеры «полотна», печи для него нет. Поэтому поднос сохнет в естественных условиях. А это три-четыре дня, в зависимости от погоды.

Под руководством Михаила Лебедева «Царь-поднос» расписывают 22 художника. Среди них — Татьяна Агеева. По образованию она инженер, когда-то работала в конструкторском бюро, пока однажды не решила заняться живописью. Прошла обучение и вот уже почти 30 лет расписывает уникальные подносы.

Сразу после художественного училища жостовской живописью занялась Татьяна Седова. На фабрике она встретила свою судьбу и любимого мужа — потомственного художника по декоративной росписи подносов.

— Одну и ту же розу разные художники нарисуют по-своему: у каждого есть своя фишка, — рассказала Татьяна. — Поэтому нам достаточно посмотреть на поднос, чтобы сказать, кто его автор.

Художники работают не только с красками, но и, например, с перламутром. В музее фабрики хранится работа «Зимнее утро». Это единственный поднос, выполненный на пластиковой форме. По задумке автора, каждый, кто смотрит на этот поднос, видит нарисованный на нем пейзаж как бы в окно, покрытое инеем. Кусочки перламутра сверкают на свету, точно льдинки.

Читайте также: Исследователи раскрыли очередной секрет Ван Гога

Google newsGoogle newsGoogle news