Павел Келлер: Проактивный подход позволяет нам первыми идти к людям
В столице продолжается апробация проактивного подхода в оказании помощи москвичам на дому. Как именно соцслужбы выявляют нуждающихся людей, «ВМ» рассказал заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Павел Келлер.
— Каким образом вы определяете, что человеку нужна помощь, не дожидаясь его обращения?
— Мир вокруг нас активно меняется, формируя огромный массив данных, которые хранятся в различных информационных ресурсах. Несмотря на то, что в настоящее время социальное обслуживание на дому организуется в основном в заявительном порядке, сегодня в городе проводится апробация нового, проактивного подхода, чтобы впоследствии масштабировать и использовать его во всем городе. Некоторые люди в силу разных обстоятельств не могут или не хотят обращаться за помощью в соцслужбы. Причины могут быть разные — от скромности до физической неспособности. Проактивный подход позволяет нам первыми идти к людям, предлагать помощь, а не ждать, пока за ней обратятся. Мы прекрасно представляем себе «портрет» москвича, который сегодня получает услуги на дому, что позволяет нам обращаться к большим данным с запросом по конкретным параметрам. При этом мы используем такие критерии, как возраст, состояние здоровья, инвалидность, а также, к примеру, частоту пользования общественным транспортом и посещения поликлиник. Например, частое пользование общественным транспортом говорит о том, что наша помощь вряд ли нужна, а прекращение пользования социальной картой москвича, наоборот, является сигналом о наличии проблем, решение которых может потребовать нашего участия. Поэтому мы выйдем с инициативой о помощи, не дожидаясь обращения за ней. Кроме того, мы выстраиваем взаимодействие с медицинскими организациями. Это позволяет выявлять пациентов, которым понадобится надомный уход на этапе выписки, а нам — решать к моменту возвращения человека домой необходимые формальности, чтобы помощь пришла вовремя.
— Бывали ли случаи, когда соседи обращались к вам и подсказывали, что человеку нужна помощь?
— Конечно, к нам поступают обращения граждан о том, что их соседям, знакомым, родственникам необходима социальная помощь. В этом случае на дом к потенциально нуждающемуся гражданину выходит социальный инспектор, который устанавливает, какие именно простые и сложные действия ему не под силу, чтобы на основе этих сведений определить индивидуальный набор социальных услуг. Отмечу, что социальная помощь предоставляется всегда на добровольной основе.
— Люди чаще принимают помощь или отказываются? Как вообще реагируют, когда приходят из соцзащиты и предлагают помощь?
— Прежде чем выйти на дом к гражданину, с ним связывается сотрудник управления социальной защиты населения административного округа. Он уточняет, есть ли у человека необходимость в социальном обслуживании. Если есть, то с ним согласовывается время выхода на дом социального инспектора. Таким образом, посещение гражданина на дому нашими сотрудниками не является для него неожиданностью. Граждане, которые действительно нуждаются в помощи социальных служб, как правило, принимают ее.
— Приведите, пожалуйста, пример проактивного подхода к оказанию соцуслуг на дому.
— В 2019 году, по сведениям из информационных систем, мы узнали о 84-летней москвичке, которая может потенциально нуждаться в оказании соцуслуг на дому. К ней вышел социальный инспектор, который провел функциональную диагностику. В результате данной процедуры был установлен необходимый объем социальной помощи на дому. Социальные работники помогли пенсионерке собрать необходимый пакет документов для признания ее нуждающейся в социальном обслуживании на дому. Для женщины была составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг, включающая в себя приготовление горячей пищи, покупку лекарств, межсезонную комплексную уборку, сопровождение на прогулку, стирку и др. Благодаря такому подходу нуждающийся человек получит вовремя необходимую социальную поддержку.
Читайте также: Социальные службы сами предлагают помощь людям старшего возраста