Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Стройке нужны рабочие руки

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Город
Стройке нужны рабочие руки
Начальник участка Сергей Васильев выглядывает из окна новостройки, которую возводят по программе реновации недалеко от станции метро «Бабушкинская» / Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

Ограничение мобильности трудовых ресурсов, связанное с противоэпидемическими мероприятиями, заставило строительных подрядчиков всерьез задуматься о пересмотре кадровой политики. Эксперты считают, что пандемия обнажила проблемные тенденции рынка труда в строительстве, которые складывались в столице и стране годами и теперь требуют принятия срочных мер.

Объемы будут расти

Ильнар Зиннатуллин, заместитель руководителя Департамента строительства Москвы:

— В ближайшую трехлетку на строительство в Москве планируется направить порядка 2,1 триллиона рублей, по 700 миллиардов каждый год. Для примера, в прошлом году был пиковый объем освоения средств, и он составил лишь 550 миллиардов. То есть в настоящее время средства, которые выделяются городом, превышают возможности строителей.

Разворачивается программа реновации. Сейчас она финансируется на уровне 100 миллиардов рублей в год, но в ее пике этот объем будет возрастать. Вкупе с программой развития транспорта, здравоохранения и других социальных отраслей в ближайшее десятилетие ожидается значительное увеличение средств, которые необходимо превратить в конкретные объемы строительства.

Задачи стоят огромные, и во всех встречах с подрядчиками мы это подчеркиваем: мы должны развиваться, улучшать бизнес-процессы. Экспертная оценка Департамента строительства Москвы такова: на сегодняшний день на строительных площадках не хватает примерно 30–40 тысяч человек — только рабочих, не считая инженерно-технического персонала и проектировщиков. В некоторой степени проблема нехватки кадров усугубилась тем, что в прошлом году мы наблюдали отток мигрантов, которые отчасти формируют нашу рабочую силу. В связи с этим мы поднимаем вопрос о необходимости использования внутренних российских ресурсов для привлечения рабочей силы на наши объекты. Эту задачу нужно решать совместно с подрядными организациями.

Порой россиян, и москвичей в частности, не устраивает уровень оплаты труда на строительных площадках. Мы это видим и постоянно находимся в дебатах с коллегами из комплекса экономики и финансов. Да, необходимо повышать среднюю зарплату в отрасли. Мы в этом направлении двигаемся последовательно.

Стройке нужны рабочие руки Фото: Наталия Нечаева /Вечерняя Москва

Также мы принимаем дополнительные меры по улучшению рентабельности строительства за счет бюджетных средств. К примеру, в 2019 году на уровне правительства Москвы было принято решение о компенсации затрат строительных компаний на привлечение сотрудников вахтовым методом. Подразумеваются компенсации за оплату общежитий, за переезд, компенсации дополнительных затрат, возникающих у строительных организаций. Кроме того, за своевременный ввод объекта выплачивается премия в размере двух процентов от сметной стоимости.

По сути, правительство Москвы принимает решения, улучшающие рентабельность и позволяющие высвободить ресурсы, которые строительные организации могут использовать для стимулирования сотрудников. Необходимо понимать, что чем дольше подрядчик строит, тем ниже его рентабельность. Мы со своей стороны стараемся максимально ускорять процесс, но подрядчик тоже должен стараться оптимизировать их. И это во многом зависит от кадров.

Цифровизация экономит средства

Иван Дьяков, председатель ассоциации национального объединения строителей:

— По данным Национального объединения строителей, в Москве работают более 18 тысяч строительных компаний, а если учитывать малый бизнес и микробизнес, который не состоит в саморегулируемых организациях, — это еще большее число. 2020-й и начало 2021 года показали, что работодатели должны научиться выстраивать производственный процесс в новых условиях. Правительство России наметило курс на стремительную цифровизацию строительной отрасли. Москва в этом смысле один из самых подготовленных регионов, однако и здесь строительным компаниям придется нелегко. Времени для внедрения цифровых технологий слишком мало, а на обсуждение, нужны они или нет, его просто не осталось — нужно внедрять.

Правительство Москвы размещает огромный госзаказ на строительство объектов городской и социальной инфраструктуры. С 1 апреля 2020 года все проектирование этих объектов должно идти исключительно с использованием информационных моделей. Это означает, что через год все строительные компании, которые работают на объектах городского заказа, обязаны будут не только принять от проектировщиков информационную модель, но и уметь с ней работать.

Самая большая проблема работодателей будет в отсутствии подготовленных кадров. Сейчас все московские вузы и колледжи обучают в год не более 300 студентов технологиям информационного моделирования. Очевидно, что через год-два в московских строительных компаниях должно появиться несколько тысяч инженеров, которые умеют работать с BIM-моделированием. Кроме того, необходимо подготовить рабочие места для таких специалистов, закупить оборудование и программное обеспечение.

Стройке нужны рабочие руки технологии техника / Фото: Агентство городских новостей Москва

Но что же мы получим от цифровизации? Прежде всего увеличение производительности труда. BIM-модель позволяет оптимально выстраивать производственные процессы. Появляется возможность заранее выявить коллизии и устранить их до того, как начнется строительство объекта. По оценкам экспертов, внедрение цифрового моделирования в итоге сэкономит для застройщиков от 10 до 30 процентов средств на строительство.

Цифровые технологии уже сейчас помогают развивать новые подходы к охране труда. Это и камеры слежения на всех участках стройки, и программы, которые автоматически выявляют нарушения и подают сигнал инженеру, и дроны со специальным оборудованием. Если все это помогает сохранять жизнь и здоровье строителю, значит, оно должно постепенно внедряться. Стройка должна стать не анахронизмом на фоне других отраслей, а современной и привлекательной для молодежи.

Важно давать стимул

Елена Николаева, председатель комиссии Мосгордумы по градостроительству, госсобственности и землепользованию:

— Наша жизнь постепенно возвращается в привычное русло. Строительная отрасль в пандемию пострадала меньше всего. Причина тому — наши общие серьезные усилия, мы делали все, чтобы не закрывать отрасль. Одно из наших предложений, которое мы прорабатывали и на федеральном, и на московском уровне, — это стимулирование спроса через субсидирование ипотеки. Как результат, в отдельных направлениях отрасль даже продемонстрировала рост.

С одной стороны, это хорошо, с другой — ситуация заставила серьезно перестроить работу с учетом пандемии, ограничения миграции.

Нужно сделать выводы. Для перекрытия дефицита прямой рабочей силы мы используем труд мигрантов. Хорошо это или плохо? Это факт. Мне кажется, нужно задуматься о том, чтобы всерьез пересмотреть подходы к производительности труда, оплате труда, чтобы привлечь Московскую область и ближайшие регионы.

Я считаю, что это неправильно, когда мы опираемся на основную базу мигрантов. Естественно, речь не идет о высококвалифицированных сотрудниках — речь о массовом притоке дешевой рабочей силы. Тем самым мы искривляем наше экономическое пространство. Я призываю подрядчиков взглянуть чуть дальше задач конкретного бизнес-плана. Когда грянет гром — креститься будет уже поздно. Строительный сектор в первую очередь может дать экономическую стабильность, потенциал для молодежи и людей с хорошими профессиональными способностями.

Стройке нужны рабочие руки Фото: Игорь Генералов / Вечерняя Москва

Ситуация, в которой мы сейчас находимся, достаточно опасна для строительных компаний. В год из Москвы выбывает до ста тысяч квалифицированного персонала, а строительные институты и училища выдают 60 тысяч профессиональных кадров.

Проблема еще и в другом: давайте посмотрим, насколько высока квалификация наших новых специалистов. Необходимо сделать так, чтобы 100 процентов выпускников проходили квалификационный экзамен, чтобы в строительные компании приходили высококлассные молодые специалисты. Всю систему подготовки кадров нужно выстраивать от работодателя, который должен в полной мере своими стандартами и требованиями соотноситься с образовательными стандартами. Только так мы сможем скоординировать ситуацию.

Идея заключается в том, чтобы создать профессиональный паспорт работника в электронном виде, в формате расширенной трудовой книжки. В нее будет вноситься информация о компетенциях выпускника профтехучилища, о повышении квалификации. Если специалист участвует в важных проектах, получает соответствующие награды или же, наоборот, депремирован — все это тоже вносится в электронный паспорт работника. Это станет сигналом для работодателя, который будет понимать, достаточную ли компетенцию имеет тот или иной специалист.

Несколько лет назад я была членом парламентской ассамблеи Совета Европы. Мы познакомились с коллегами из Австрии. Квалификация работников в Австрии высочайшая, и мне было интересно узнать, как они мотивируют самих работников повышать квалификацию. Так вот, оказалось, что система сквозного повышения квалификации была введена в Австрии еще много лет назад, а сейчас ее ввели уже и в Германии.

Давайте будем перенимать хороший иностранный опыт. Предлагаю ассоциации работодателей подумать о том, как ввести такую же систему и у нас, чтобы она была стимулирующей. Мы же как законодатели со своей стороны обеспечим соответствующую нормативную базу.

Следует защитить права вахтовиков

Александр Лазарев, зампред профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов:

— Задачи перед нами стоят грандиозные, а это значит, что нам нужны рабочие кадры. Не секрет, что в столицу ежегодно прибывает много представителей других регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы работать на наших строительных объектах.

Сейчас мы видим, что из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, таких рабочих на московских стройплощадках стало заметно меньше. Нужно понять, как выходить из сложившейся ситуации.

Если строительная организация работает стабильно, в полном объеме выплачивает заработную плату, индексирует ее, если предприятие заботится о своей молодежи, смотрит в будущее, мне кажется, такой организации легче выйти из сложной ситуации.

Важно обращать внимание на наши профильные колледжи и вузы. Приведу небольшой пример. Пару лет назад к нам в профсоюз обратилась одна крупная строительная компания, давно присутствующая на рынке.

Им нужны были рабочие руки. Мы связались с одним из колледжей, пригласили в горком профсоюза его представителей, руководство организации, начали обсуждать. Но как только разговор дошел до обсуждения режима трудового дня, оказалось, что работать нужно до восьми часов, да и в выходные придется выходить на объект. Конечно, выпускнику колледжа, москвичу с дипломом далеко не всегда удобны такие условия. Особенно если у него уже есть семья, в которой нужно выстраивать нормальные взаимоотношения. Это проблема.

Стройке нужны рабочие руки Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Владимир Новиков

Еще один важный вопрос — вахтовый метод. Скажем открыто, вахтовый метод работы применяется, и от этого никуда не денешься. Наши юристы часто сталкиваются с грубейшими нарушениями трудового законодательства по отношению к таким работникам. В мае этого года начнется работа по заключению нового трехстороннего соглашения (Отраслевое трехстороннее соглашение, заключаемое между органами исполнительной власти Москвы, работодателями строительной отрасли и профсоюзом работников строительства и промышленности. — «ВМ»). Предлагаю включить в него блок, посвященный работникам вахтовым методом: их условиям работы, обеспечению питанием, жильем, размеру заработной платы.

Все это должно быть закреплено на отраслевом уровне.

Пора принимать сложные решения

Валерий Поцяпун, начальник управления госслужбы и кадров департамента градостроительной политики Москвы:

—В 2020 году в России сдали более 80 миллионов квадратных метров жилья. Такие показатели даются именно благодаря колоссальному потреблению рабочей силы, и Москва и Московская область — абсолютные лидеры.

Если посмотреть показатели «доковидного» 2019 года, то Московская область вводила жилья даже больше, чем Москва. Из этого можно сделать простой и незатейливый вывод: Московская область, ближайший регион — это не наш донор, это наш соперник в борьбе за трудовые ресурсы. Им рабочие руки нужны не меньше, чем нам, а может быть, даже больше.

Московский рынок труда в строительстве делится примерно следующим образом: 35 процентов — работники из Москвы и Московской области, остальные — приезжие из других регионов, а также из других стран. Ежегодно нам не хватает 250–260 тысяч человек, и они приезжают к нам из других регионов и из-за рубежа. На строительных площадках, где возводятся новые здания и сооружения, задействованы примерно 400 тысяч человек, 40–45 тысяч — это иностранная рабочая сила.

Так вот, в прошлом году случился резкий взлет вакансий, рабочей силы стало не хватать. Основная причина роста вакансий — ограничительные меры, связанные с новой коронавирусной инфекцией, которые резко сократили мобильность трудовых ресурсов, как иностранных, так и российских. В конце прошлого года число незакрытых вакансий доходило до 60 тысяч.

Экономические процессы, которые начинались задолго до ограничений из-за распространения коронавируса, тоже дали о себе знать. Москва в плане зарплат привлекательна, но только если сравнивать внутри строительной отрасли. В целом же зарплаты строителей в Москве не самые высокие.

Интересно, что рейтинг самых востребованных профессий сегодня возглавляют разнорабочие. Но нужно сразу сказать, что это именно отголосок ограничений мобильности рабочей силы. На самом деле долгосрочная тенденция говорит о том, что нам не хватало, не хватает и не будет хватать в ближайшее время отделочников, а также монтажников всех внутренних систем.

Все тенденции, которые проявились в период противокоронавирусных мероприятий 2020 года, на деле складывались десятилетиями. Эти тенденции сохранятся и в ближайшие 3–5 лет.

Чтобы переломить этот тренд, а также выжить в подобных условиях, нам нужно принимать не самые простые решения, по всей видимости, связанные с тем, чтобы наши работодатели начали менять отношение к работникам.

65 процентов рабочих приезжают в Москву, и только профессиональное сообщество, объединение работодателей может договориться и выработать правила игры, связанные с минимальными стандартами социально-бытового обеспечения, размещения приезжающих работников, системой оплаты труда. Если этого не случится, люди не придут на стройку в Москве. Конкуренция возрастает, и если начнется подъем экономики в других отраслях, люди предпочтут пойти работать на более стабильные места.

ЦИФРА

6,1 тысячи открытых вакансий для разнорабочих на московские стройки было зафиксировано в феврале 2021 года.

ЦИТАТА

Сергей Левкин, руководитель Департамента градостроительной политики Москвы:

— В условиях нынешних противоэпидемических ограничений на рынке труда образовалось много вакансий. Согласно открытым данным, их количество в столичной стройотрасли за 2020 год выросло в 3,6 раза.

Читайте также: Пятьдесят домов по реновации демонтировали в Москве по технологии «умного сноса»

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.