Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Первому альбому группы «Ария» — 34. Как это было?

Развлечения
Первому альбому группы «Ария» — 34. Как это было?
Архивное фото группы «Ария» / Фото: https://aria.ru/ Официальный сайт группы «Ария»

Альбом «Мания величия» увидел свет 31 октября 1985 года. Это дебютная запись легенд отечественного хеви-метала — группы «Ария». Дата выпуска альбома считается и днем создания бэнда. «Вечерняя Москва» поговорила с участниками записи, музыкальными обозревателями об альбоме и его роли. Ведь сборник стал дверью для отечественных исполнителей в мир хеви-метала.

«Это рок»

Шел 1984 год. На Западе вовсю гремел метал. Гиганты жанра, такие как Judas Priest, Iron Maiden, Black Sabbath, уже давно конвейером выдавали зубодробительные альбомы. К этому времени Оззи Осборн успел отколоться от Black Sabbath и выпустить три сольника, начать кутить в турах с Motley Crue. Judas Priest издали девять пластинок, а более свежие Iron Maiden, находясь в локомотиве неудержимого, свистящего, убойного поезда, подарили миру пятую студийку — «Powerslave».

Жанр жил, эволюционировал, менялся. Из андерграунда резко вырывался, оскалившись на глэм, треш-метал. Головы фанатов тряслись все сильнее, волосы становились длиннее, а музыка — агрессивнее и злее. После успеха «Kill`em All» группы Metallica успел выйти «Ride the lighting», который наделал еще больше шума. Годом ранее самые быстрые из «большой четверки» — Slayer — уже успели заявить миру: «Никакого милосердия», — своим «Show No Mercy», Anthrax били кулаками под «Fistful of Metal», а Дейв Мастейн, выгнанный из Metallica, готовил бывшим коллегам кровавую месть в виде «Killing Is My Business… And Business Is Good!». А в России…

Первому альбому группы «Ария» — 34. Как это было? Афиша концерта группы «Ария» 6 апреля 1988 года / Фото: https://aria.ru/Официальный сайт группы «Ария»

«Тореро»

Точнее, в СССР. Не было ничего…

— 1984–1985 год? Метал в СССР? О чем речь?! Могу вспомнить «Легион», еще пару групп, которые можно пересчитать по пальцам одной руки, но ни о каких выступлениях, записях и вообще какой-либо известности речи быть не могло. Был черный список музыкантов (перечень зарубежных музыкальных групп и исполнителей, в репертуаре которых содержатся идейно вредные произведения — прим. ред.). Их нельзя было просто так взять и послушать, но это зарубежные. Отечественных групп просто не было, да и откуда им взяться? Тотальный контроль. Запись не выпустить — цензура. Следили за всеми хорошо, тем более если отечественная группа подражает западной моде. Ну что они, с хаерами, во всем черном, в цепях или лосинах выйдут? — рассказывает музыкальный обозреватель Денис Ступников.

Подполье, но только в голове — так можно описать метал в СССР. Тогда даже групп, или же, другим словом, банд, и быть не могло, но… Тут и начинается история «Арии». Точкой отсчета стало участие в вокально-инструментальном ансамбле «Поющие сердца».

— Да, «Поющие сердца», там мы играли, — рассказывает бывший басист «Арии» Александр (Алик) Грановский. — Руководил им Виктор Векштейн (директор ансамбля и группы «Ария» — прим. ред.). Со мной выступал мой хороший друг Сергей Потемкин, на вокале был Николай Носков. Были планы, хотели играть рок. Вот с Векштейном и начали общаться. Он направление «Поющих сердец» немного сместил, начали собирать группу.

Вокально-инструментальный ансамбль — вещь все-таки государственная. Играть там что попало не получится по идеологическим соображениям, а вот средства — отличные.

— Участники «Арии» — бывшие музыканты ВИА «Поющие сердца». То есть, иными словами, профессионалы. Естественно, играть они умели, это не гаражные подростки, которые взяли гитары и начали потихоньку джемить и так учиться, — объясняет музыкальный критик Алексей Певчев.

Постепенно из «Поющих сердец» ушли Потемкин и Носков. Место гитариста освободилось.

«Волонтер»

— Тут мне звонит Владимир Холстинин (Холст — бессменный участник, один из основателей и двигателей «Арии» — прим. ред.), и спрашивает, нужен ли гитарист. Мы с ним уже работали в «Альфе» (советская рок-группа — прим. ред.). Ну место-то было, договорились, что будет играть, — рассказывает Алик.

Музыканты берутся за дело. Векштейн видит в группе продукт, который хочет продать на Западе. Естественно, у Холстинина и Грановского амбиции сыграть за рубежом есть, но с Векштейном по поводу творчества они постоянно спорят.

— Могу сказать точно, что альбом «Мания величия», по сути, был записан вообще без ведома Векштейна и, соответственно, без его участия, — говорит музыкальный обозреватель Денис Ступников.

А еще цензура…

— Приходилось просить каких-нибудь академических песенников, музыкантов, чтобы они разрешили свое имя поставить в соавторы текстов. Дескать, если такой есть — больше шансов, что пропустят, пройдет цензуру и вообще выйдет альбом, — добавляет Ступников.

Более того, тексты песен проверялись, менялись, утверждались, перепроверялись, снова менялись и переутверждались.

— Мы боролись за каждую строчку. Я не шучу. Во время создания альбома «Мания величия» много спорили относительно текстов. Мы же хеви-метал делали, нам надо быть «тру», но, с другой стороны, необходимо, чтобы песню пропустили. Приходилось выкручиваться, — рассказывает автор текстов альбома «Мания величия», поэт-песенник Александр Елин.

Первому альбому группы «Ария» — 34. Как это было? Обложка альбома «Мания величия» 1985 года / Фото: https://aria.ru/Официальный сайт группы «Ария»

«Мечты»

Разговор с обозревателями и критиками сразу наводит на мысль: неужели «Ария» — коммерческий проект?

— Я бы назвал ее бойз-бэндом. Правда, Векштейн собрал бойз-бэнд. В том плане, что это был коммерческий проект изначально, — говорит музыкальный критик Алексей Певчев.

— И да, и нет. Конечно, отрицать это нельзя: музыканты профи, сделать все стремились качественно, на пять с плюсом. Тексты вон писал им Елин (Александр Елин указан как автор семи из восьми композиций альбома «Мания величия», слова к «Тореро» написала поэтесса Маргарита Пушкина — прим. ред.). Сами музыканты не стремились заняться текстами. Они даже говорили, что могут, но сначала напишут какую-нибудь фигню, потом набьют руку и будут создавать нормальные композиции, но хочется сразу и качественно, — говорит музыкальный обозреватель Денис Ступников.

«Ария» жаждала стать популярной. Еще бы, люди в СССР хотели хеви-метала, своего, отечественного. Группа смогла им это дать. Альбом «Мания величия» перевернул все. Его релиз можно считать началом истории хеви-метала в России. А вышел он, кстати, на магнитофонной ленте — самиздат.

— Выпустили. И никто ничего не понял. В смысле, никто не понял, что произошло. Звучит жестко, сурово, как там (на Западе — прим. ред.). Никаких концертов даже не было до этого. Да и группы, по сути, не существовало — название не придумали. И вот Холст листал словарь, нашел там слово «ария». Было необходимо, чтобы оно на английском языке звучало так же, как на русском. Отлично подошло: ария есть ария, — говорит музыкальный обозреватель Денис Ступников.

Первому альбому группы «Ария» — 34. Как это было? Концерт группы «Ария» на фестивале в Тверской области / Фото: https://aria.ru/ Официальный сайт группы «Ария»

«Позади Америка»

«Ария» взяла жанр у Запада. Хеви-метал — британо-американское творение. Получается, то, что играли отечественные музыканты, — калька?

— «Ария» рубила хеви-метал. Западный, но свой. Посмотреть тексты — сразу все ясно. Лирика-то о своем. Это не транслитерация Iron Maiden и Judas Priest. «Ария» взяла стиль, приютила его в нашей стране и начала играть согласно своей культуре, — говорит музыкальный обозреватель Денис Ступников.

— Безусловно. Схожесть с западными группами максимальная. Гитарные рифы очень похожи. Можно даже сказать, калька. Но это на первый взгляд. «Ария» все равно внесла самобытность в наш хеви-метал, — объясняет музыкальный критик Алексей Певчев.

«Мания величия»

Однако, в отличие от группы Gorky Park, которая была изначально собрана для того, чтобы поймать западного слушателя, с «Арией» такого не случилось. Цели создать русский китч не было.

— А вот «Парк Горького» отличный пример, кстати. Барабанщик их (Александр Львов — прим. ред.) из «Арии» пришел. Один из основателей «Парка Горького». Покатались ребята по Америке, успешно. Но «Ария» все-таки такой цели не преследовала. Устремилась в СНГ, — говорит Денис Ступников.

«Мания величия» в 1985 году увидела свет. Альбом удался. Продолжение не заставило себя ждать: в 1986 году вышла вторая запись «С кем ты?», но также на магнитофонной ленте (только «Герой асфальта» 1987 года был выпущен госкомпанией ВФГ «Мелодия» — прим. ред.).

Первому альбому группы «Ария» — 34. Как это было? Съемки клипа «Колизей» / Фото: https://aria.ru/ Официальный сайт группы «Ария»

«Бивни черных скал»

После альбома «С кем ты?» группу покидает Алик Грановский и клавишник, бэк-вокалист из первого состава Кирилл Покровский.

— Холстинин и Грановский определенно что-то не поделили: творчество, — уверен музыкальный обозреватель Денис Ступников. — Вот и разошлись. Еще из группы ушел гитарист Андрей Большаков. Грановский с ними сделал прекрасную группу «Мастер».Так вот все сложилось.

Читайте также: Дибров, Арбенина, Стоцкая и другие звезды рассказали о своих автомобилях

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.