Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Ольга Аросева: Читая дневники отца, я едва не ослепла от слез

Общество
Ольга Аросева: Читая дневники отца, я едва не ослепла от слез
Фото: РИА «Новости»
Накануне Ольга Александровна дала интервью «Вечёрке»

- У вас осталось что-то недосказанное, не вошедшее в первую книгу «Без грима», которая вышла в 1998 году?

- Моя новая книга посвящена отцу, расстрелянному в 1938 году – на самом пике сталинских репрессий. Почти через двадцать лет после этого, в 1956 году, я узнала, что папа вел дневники. В них он  описал с детальными подробностями, день за днем,  страшные тридцатые годы. Сейчас этим уже никого не удивишь, но поверьте, было непросто – читать правду о времени, которое в середине 50-х еще было «закрыто». Книга - это мои детские воспоминания,  дневники отца, история  семьи и мое возвращение в те годы. Я буквально по крупицам собирала документы, справки, письма, где было хоть какое-нибудь упоминание об отце. Перебирая в памяти события тех трагических лет, я заново прожила их и как несмышленый, напуганный ребенок, и как взрослый человек,  имеющий за плечами  большой жизненный опыт. Отсюда и название – «Прожившая дважды».

- Как удалось совместить несовместимое - память растерянной 11-летней девочки  и  горечь  умудренного  опытом и знанием человека? Ведь это, по сути, совсем  разные люди?

- Это  кажущаяся несовместимость. Детские воспоминания  без  нынешнего осмысления тех далеких событий - как незавершенный набросок. Сейчас все встало на свои места.  Хорошо помню день, когда узнала об аресте отца. Кто-то из родственников приехал за мной в пионерский лагерь и привез в Москву. Меня не пустили в дом (жили мы в знаменитом Доме на набережной). Я стояла около дома на Каменном мосту в том, в чем приехала - в сатиновых шароварах, в белой панамке, с пионерским галстуком - и плакала. Запах Москвы-реки, полная неизвестность, страх. Помню и день, когда, уже получив справку о реабилитации и зная о невиновности папы, прочитала первые страницы  его дневника в 1956 году совсем с другими  чувствами: ужасом, болью, горечью.

- Говорят, что время лечит. Можете сегодня отстраненно  оглянуться  на  события давно минувших дней?

- Время, может, и лечит.  Но память остается. Я все помню, но того накала  души, с каким  я переживала те события в детстве и юности, сейчас, конечно, уже нет. Но коль скоро жива память, все остается в сердце.  А кроме этого, есть  нравственное обязательство  перед памятью отца и всех безвинно погибших  -  не допустить  забвения.  Это я ощутила, когда читала дневники отца. То  были записи человека страдающего и думающего.  Таких документальных, дневниковых записей  не так много в нашей литературе. А у папы был  очевидный  писательский талант, что усиливает эмоциональное  впечатление от этого документа эпохи.

Отец вообще был натурой артистической. Он родился в Казани в 1890 году. Совсем молодым увлекся революционными идеями. За свою подпольную большевистскую деятельность 4 раза был в ссылке, трижды сидел в тюрьме. В первые годы советской власти стал крупным культурным деятелем,  был на дипломатической работе  за рубежом. В 1934 году возглавил ВОКС – Всесоюзное общество культурной  связи  с  заграницей. По его приглашению в СССР приезжали Андре Жид, Анри Барбюс, Ромен Роллан, Лион Фейхтвангер. Благодаря ему в Россию вернулся граф Алексей Толстой, бывший до этого в эмиграции. В квартире бывали Немирович-Данченко, Таиров и Коонен, молодой Борис Ливанов.

- За последние годы вышло  много исследовательской, мемуарной и художественной литературы о временах сталинского террора. Кому адресована ваша книга, повествующая об истории одного человека из миллионов пострадавших?

- Наверное,   людям  среднего и старшего возраста. Но там есть вещи, которые  будут интересны и молодым. Да,  воспоминаний о том времени существует немало, но  еще больше  мемуаров безвозвратно исчезло в водовороте  нашей непростой истории. А такого подробного, скрупулезного описания практически  каждого дня  мне не доводилось видеть ни у кого.  Помню  состояние шока и бессилия, когда я первый раз я читала эти дневники  в 1956 году. Почерк  неразборчивый, листки плохо сохранились. Но читала не отрываясь. И плакала.  Это вам не сухие, выверенные  строки историков или исследователей. Это сама жизнь – страшная, непонятная, с соленым  вкусом слез и невозможности что-нибудь изменить.

-Иметь характер в 30-годы – тоже  было преступлением.  А он у вас был:  написали же вы письмо Сталину с просьбой освободить отца. Это, без сомнения,  поступок для 11-летней девочки.

-Я была уверена, что папа не виновен. Он - большевик с 1907, участвовал в революции, был  членом военно-революционного комитета.  Он создавал это государство и учил нас, детей, любить и гордиться страной. Мы не слышали  ни одного слова фальши. Отец всегда  оставался  самим собой – и в семье, и среди друзей, и в работе.

-А вы как к Сталину относились в то время?

-Я ему верила, как верили многие. Он отца Сашей называл,  хорошо его знал. Мы ждали, что папа вот-вот вернется,  выстаивали с сестрой в очередях, чтобы передать посылки и хоть что-то узнать об отце.  А его расстреляли, хотя нам сказали, что дали 10 лет без права переписки. 

- Обычно при  аресте прежде всего конфисковывались все документы. Каким чудом  дневники  избежали этой  участи? 

- Отец, очевидно, был опытный конспиратор – еще со времен дореволюционных ссылок.   Незадолго до ареста в 1937 году  он ездил в Сестрорецк под Ленинградом отдыхать. И своей сестре, актрисе Александринского театра Августе Яковлевне Козловой, отдал дневники. Попросил передать их детям, когда будет спокойное время.

- Предчувствовал надвигающуюся трагедию?

- Думаю, да. Но нам ничего о своих  предчувствиях не говорил. И когда его реабилитировали, тетя попросила приехать, сказав, что  отец  кое-что оставил. Но что – не сказала. И вот когда я приехала, она мне вручила плетеную корзину, которая все это время стояла у нее в коридоре – там лежали дрова, и под ними - дневники.  Как говорят, если хочешь что-то надежно спрятать, прячь на видном месте. Так я вынула из корзины кусок жизни отца. Потом в доме творчества кинематографистов «Репино» на берегу Финского залива  месяц, почти не засыпая, читала папину исповедь. И в тот месяц  почти ослепла от его почерка и от слез.

- Именно тогда возникла мысль написать книгу?

- Хотелось вернуть в жизнь отцовские мысли  и страдания. Ведь ему не с кем было поделиться ими - мог довериться  только дневнику. Вначале я думала просто опубликовать записи. И  в моей первой книге были отрывки из  дневников отца. По отзывам читателей поняла, что их это взяло за живое. Но как быть с полным текстом  -  случай-то уникальный!  Здесь столько мелких деталей и тонких наблюдений, в которых сохранился  аромат времени! У отца не было времени  анализировать события, он их просто сохранил для будущего в надежде, что мы в свое время прочитаем записи  и разберемся во всем.  Это  разговор наедине с самим собой, без всяких приглаживаний, политкорректности, скрытых  смыслов. Время оживает, его чувствуешь всей кожей. Потом я еще и еще раз перечитала завещание отца, которое было вложено в дневники, и поняла – все это  предназначено не только нам, его детям.

- Было и завещание?

- Да, так оно и было озаглавлено  - завещание детям моим Наташе, Лене, Оле и сыну Мите (сын А. Аросева от второго брака. – Ред.). В нем отец просит  очень внимательно отнестись к его  дневникам. Он пишет, что  не знает, в какое время мы их получим, но советует подумать, что можно из них извлечь, потому что  он сам многое не понимает. Он просит нас  любить  и поддерживать друг друга, доверять коллективу, быть честными  с самими собой. Папа жалел, что имея артистический дар, не давал ему выхода, с головой посвятив себя революции. А нам завещает развивать в себе творческие способности, которые, как любящий отец, он уже тогда разглядел  в нас.

- Удалось воспользоваться советами отца?

-Еще ничего не зная о существовании завещания, мы выполнили все, о чем отец нас просил.  Две  его дочери  – актрисы, одна – писательница, переводчик. Наташа написала книгу об отце – «След на земле». Он боялся, что мы девочки, выйдя  замуж, поменяем фамилии. И прекратиться род Аросевых. А мы все трое, не сговариваясь, так и остались  Аросевыми, хотя могли взять псевдонимы или фамилии мужей.  Но это вышло само собой - еще до того, как узнали о завещании. У каждой из нас, видимо,  была такая внутренняя потребность – сохранить память о папе  в его фамилии.

- Встретился ли в вашей жизни человек, похожий  на вашего отца?

- Это было бы счастьем, но, к сожалению, этого не случилось.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.