Татьяна Данильянц: Венеция - это сиятельная деревня
Это рассказ не о звездно-богемной элите, прописанной в сказочном городе, а о его рабочей косточке - людях, которые работают «на воде»: гондольерах, рыбаках, лодочниках и карабинерах. И они не играют, а просто живут в кадре. Венеция предстает не парадно-лаковой стороной, а теневой, домашней, даже интимной. Может все дело в том, что Татьяна еще и поэт и фотохудожник? От того рассказ получился глубоким, лиричным и очень личным. Корреспондент «Вечерки» встретился с режиссером.
- Татьяна, почему Венеция? О ней вы сняли уже два фильма…
- Меня как москвичку занимает тема человеческой близости и разобщенности. Я ищу пространства, в котором люди чувствуют себя душевно, эмоционально близкими друг другу.
- В Венеции это происходит?
- Да. Это очень маленький город. Там плотность людей на квадратный метр необычайно высока. Как и человеческая близость между людьми. Сами венецианцы сравнивают свой город с деревней, подразумевая, что это такая сиятельная деревня, в которой все возможно. Там невероятная концентрация культуры, энергетики, встреча прошлого, настоящего и будущего. Это во-первых.
Во-вторых, невероятная красота города. Она мне близка, созвучна и настолько трогает…В Москве мне уже через два месяца мне не хватает Венеции. В нашем жестком мире могут удивить только красота и доброта.
- Вы там часто бываете?
- В последние годы - да. Два фильма и выставка «Русская душа», которая прошла у меня в минувшем декабре. Я готовила ее полтора года - это фото плюс скульптуры из стекла.
- А когда попали туда впервые?
- Давно, 17 лет назад, в 1995 году. Тогда я закончила Суриковский институт, только что открылись границы и я получила грант на стажировку в галерее Peggy Guggenhaim Collection (филиал Solomon Guggenhaim Museum, Нью-Йорк). И это был перст судьбы… Тогда я встретила там много интересных людей, в том числе и Иосифа Бродского… С тех пор я влюбилась в этот город.
- И сняли «Сад, который скрыт»?
- Да, фильм был закончен в 2008 году. Его четыре раза показывал канал «Культура». Это такая мозаичная метафора о людях, которые любят Венецию… Город показан глазами культурной элиты.
- «Венеция на плаву» - другая история?
- Это полная противоположность «Саду» - рассказ уже ведется простыми людьми - лодочниками, гондольерами, карабинерами… Я даже кастинг среди них провела.
- И главный принцип отбора?
- Мне надо было, чтобы они были с душой, любили город и гордились участием в фильме. Таков Паоло - потомственный гондольер, который занимается свадьбами. Или Сержио из семьи потомственных рыбаков. Он помнит еще старую Венецию. А после утренней рыбалки с пяти до семи часов (я с ним ездила!) в его студии в японском стиле проходят дружеские приемы. И встретить на них можно самых разных людей из разных социальных слоев. Это уникальное сообщество людей мне важно показать - хочется чтобы люди перенимали этот удивительный опыт.
- В картине мы видим яркий сюжет «исторической регаты»…
- Да, и все эти праздники, в том числе и регата, и карнавал - совершенно особое зрелище. Они рассчитаны не на туристов, а в первую очередь на самих жителей. Первое воскресенье сентября - время большой регаты - все готовятся, иностранцев почти нет. Моя героиня, художница Каролина, которая уехала из Парижа жить в Венеции, как-то даже победила с напарницей.
- Вы выучили итальянский язык?
- Да. Но фильм снят на венециано - это такой диалект. И проблема перевода встала остро - я сменила 5-6 переводчиков…
- Когда и в какой программе в Венеции покажут вашу картину?
- 5 сентября, в рамках информационного показа. Его цель - поддержать местное кинопроизводство. Ее устраивает муниципалитет города и местный союз кинематографистов уже девятый год подряд. Для меня это большая честь….
СПРАВКА «ВМ»
Татьяна Данильянц— поэт, кинорежиссер, художник. Закончила МГХИ им.Сурикова (факультет искусствоведения) и Высшие режиссерские курсы при Госкино (факультет режиссуры). В1997 году закончила аспирантуру Российской академии художеств и тогда же прошла мастер-класс Анджея Вайды. Автор нескольких короткометражных и документальных фильмов («U», «Фрески снов», «Сад, который скрыт» и др.), а также двух поэтических сборников («Венецианское», «Белое» и др.) Член Российского Союза фотохудожников, Международной Ассоциации искусствоведов, лауреат премии «Носсиде» (Италия) в номинации «поэзия в видео» (2008 год). Участник выставок в России и Европе.