Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Валерий Брюсов: я уже не ищу счастья…

Развлечения
Валерий Брюсов: я уже не ищу счастья…
Брюсов на портрете Врубеля / Фото: РИА «Новости»

В 1905 году больной художник Врубель, находясь в психлечебнице в Петровском парке, в Москве, сделал портрет Валерия Брюсова. «Чуть наклоненная вперед фигура поэта отделяется от полотна... Все в ней каменно, мертво, аскетично — застывшие линии черного сюртука, тонкие руки, скрещенные и плотно прижатые к груди, словно высеченное из гранита лицо.

Живы одни глаза — провалы в дымно-огневые бездны. Впечатление зловещее, почти отталкивающее. Огненный язык, заключенный в теснящий футляр банального черного сюртука».Описание это оставила детская писательница Нина Петровская, та самая, которая позже выстрелит в Брюсова. Все-таки больше похоже, что в Брюсова, а не в Белого. Брюсов не любил врубелевского портрета. Вдвоем с Ниной задумали изрезать его ножом. Не получилось. Портрет остался. В начале своего знакомства они, Петровская и Брюсов, брели поздней ночью переулком у Дорогомиловской заставы.

«Ледяной ноябрьский ветер свистал по пустырю, кололся на лету замерзающий дождь. Глубоко пряталась в пухло-черных тучах хилая луна. Свет ее в грязных прорезах был мертвенно сер...

Брюсов положил мне руки на плечи и посмотрел в глаза невыразимым взглядом. — И пойдете? Со мной? Куда я позову?..» Так декадентски они выражались. Так декадентски — жили.

«Да, я, конечно, не могла бы играть с ним и его родственниками по воскресеньям в преферанс по маленькой, чистить щеткой воспетый двумя поколениями поэтов черный сюртук, печь любимые пироги, варить кофе по утрам, составлять меню обеда...»

Иоанна Матвеевна, которую чаще звали Жанной, жена, переводчица, остававшаяся с Брюсовым до последнего дня. Брюсов мог и так, и по-другому. Отношения между ним и Петровской длились семь лет.

«Пришла любовь, о которой я только писал в стихах, но которой не знал никогда: пришла женщина, о которых я только читал в книгах... но не видал никогда».

Как пришла — так ушла.Рассудочная страстность или страстная рассудочность отличали характер и поэзию человека, сказавшего:

—Быть может, все в жизни лишь средство Для ярко-певучих стихов.

Из письма Брюсова Петровской: «Да, я могу любить глубоко, быть верным в лучшем смысле слова, но я не могу, не способен — отдаться любви, броситься в нее, как в водоворот, закрыть глаза, дать стремить себя потоку чувства...я уже не ищу счастия, не жду его, и мне его не надо».

Надо ему было иное. В юности он колебался перед выбором: математика, философия или история. Увлекался Спинозой, Кантом, Шопенгауэром. Любовь к математике сблизила его с Лейбницем. Первая его печатная работа — исследование о беге лошади. Он построил математическую формулу бега, которая слагалась из сил, способствовавших скорости и ее замедлению, что вызывалось усталостью лошади.

Кончилось историко-филологическим факультетом университета. Но дело не в профессии. Дело в задаче, которую он себе поставил: быть первым. И даже: стать великим. И приступил к планомерному выполнению ее через накопление знаний, огромный образовательный труд.

«Безграничная мощь любознательности» — так выразился знавший его. Его эрудиция была феноменальна. Как-то в гостях мальчик показал подаренные марки. Неожиданно Брюсов изумительно четко поведал историю выпуска одной из редких марок, показав, что превосходно знает и филателию тоже. Он ощущал себя человеком нового века и воспевал новый век. Его называли первым поэтом-урбанистом: от слова «урбана» — город. «Ты проклят городом и отравлен им», — писал ему Бальмонт.

Но какая-то тревога им владела. В его фантастическом рассказе «Мятеж машин» техника восстает против человека. В драматических сценах «Земля» описан конец жизни на планете: люди живут под искусственным небом, дышат искусственным воздухом, и наконец у них кончается вода. Марсианский пейзаж в начатом им романе «Первая междупланетная экспедиция» выглядит как предупреждение о возможном будущем земного пейзажа: «Никакой растительности, ни признака реки или ручья, ни малейшей возвышенности, сколько-нибудь значительной, ни гор, ни холмов, лишь кое-где ничтожные изломы поверхности, словно загрубелые морщины на старческой коже. И самая почва слабо, но отражавшая лучи маленького солнца, напоминала то слой лавы, то кованность металла, то какой-то потемнелый лед».

Познакомившись с удивительным ученым Александром Чижевским, Брюсов увлекся его наукой о солнце. Она давала возможность заглянуть за край горизонта, отвечая самым глубинным потребностям его натуры. Но более всего эта пламенная натура раскрывалась в общении — с женщинами, учениками, соратниками.

Ему надо было увлекать, уводить за собой в тот мир, который оставался наиболее значимым для него, — мир культуры, духа. Он возглавил созданный им Литературный институт, читал лекции начинающим писателям. Объявлял: «Как писатель, как профессор, я привык говорить только новое». Для этого надо было отлично владеть старым. По его мнению, в России было три великих поэта: Пушкин, Баратынский и Тютчев. О первом писал в книге этюдов «Мой Пушкин»: «И до сих пор наша литература не изжила Пушкина; до сих пор по всем направлениям, куда она прорывается, встречаются вехи, поставленные Пушкиным в знак того, что он знал и видел эту тропу».

На его литературные среды устремлялись все. Там выступали Андрей Белый, Константин Бальмонт, Владимир Маяковский, Николай Асеев, Вадим Шершеневич...

Случилось то, чего он желал: его признали вождем. Не в политике — в поэзии. В истории Серебряного века за ним закрепилась слава реформатора поэтического языка. Ты должен быть гордым, как знамя, Ты должен быть острым, как меч...

Программа, которой этот уверенный в себе, властный человек стремился следовать. В то же время, он жаловался Нине Петровской: «Ах, позволь мне иногда быть маленьким, маленьким, и в это время уходить.

Позволь мне иногда прятаться «в коробочку». Я так устал быть всегда «большим». Современник свидетельствует, что он не умел смеяться. Улыбка не красила, а искажала его лицо. При смехе скалил зубы, тряс головой, захлебывался, словно задыхался. Красноречивое это свойство означало какой-то неясный изъян характера. О нем ходили легенды. А может, он сам расчетливо их подогревал, нося разнообразные маски.

«Нина! Нина! — обращался он к той, которую уже оставил в душе своей.

— Ты знаешь меня и знаешь, как много я лицемерю: жизнь научила меня притворяться. И в жизни, среди людей, я притворяюсь, что для меня не много значат стихи, поэзия, искусство. Я боюсь показаться смешным, высказываясь до конца. Но перед тобой я не боюсь показаться смешным, тебе я могу сказать, что и говорил уже: поэзия для меня — все!» Его последние слова в предсмертной агонии: «мои стихи...» Четыре года спустя после его смерти Нина Петровская, страдая тяжелым психическим расстройством , почти в полном одиночестве и нищете, покончила с собой в Париже.

Можете ли вы прожить двадцать лет среди книг и только книг? 

Собранная Валерием Брюсовым библиотека в пять тысяч томов поражала многих. Античная литература в подлинниках. Это были книги на английском, французском, итальянском, испанском, немецком и чешском языках.

Словари арабского, персидского, армянского, японского, шведского. Часто попадались его пометки. Причем, всякий раз они были на том языке, на котором написана сама книга. Выписки из Гиббона делались по-латыни, на санскрите — выписки из календаря индусов.

Когда он писал свой прозаический шедевр «Огненный ангел», где действие происходит в Германии XVI века, изучал такие дисциплины, как демонология, магия и алхимия, а в шкафу стояли разные атласы, карты, книги о том времени, включая «Адский словарь», изданный в Париже в 1825 году. Известен его разговор с Горьким:

— «Можете ли вы прожить 20 лет только среди книг?»

 «Нет, что вы!. Этого нельзя. Я не могу».

— «Да и я не могу, а вот прожил же!»...

 


Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.