Любовь, похожая на ненависть
…Начинается все почти с анекдота. Симпатичный мужчина заходит к врачу-кардиологу – ему надо пройти диспансеризацию. Та, прилепляя датчики к его груди, сообщает ему, что его жена изменяет ему с ее мужем. С этого момента в жизни героев все летит вверх тормашками.
Кирилл Серебренников неожиданно для многих на этот раз обратился к жанру мелодрамы-триллера - поднес свою лупу художника к одной из самых трудных психологических ситуаций, когда близкие люди вынуждены жить в атмосфере постоянной лжи, обмана и ненависти. Сам автор считает, что снял экзистенциальную драму, утверждая, что, кроме правды художника, его ничего не интересует… Он концентрируется на деталях – герои маниакально следят друг за другом, лишних персонажей тут нет, а среда сплошь холодная, урбанистическая - бетон, кирпич, стекло. Герои действуют, по сути, в космическом вакууме.
Причем актеры играют превосходно - немка Франциске Петри и македонец Деян Лилич составили гармоничный дуэт. Им под стать и вторая пара, уже наша: Андрей Щетинин из фильма Сокурова «Отец и сын» и Альбина Джанабаева из группы «ВИА-Гра», показавшая себя в роли жены героя очень органично. Настолько, что согласилась не только лечь в гроб, но и улыбаться в роли трупа… Как, впрочем, и герой Щетинина…
Удивительна и Гуна Зариня в роли проницательного следователя.
Кстати, в картине никто не зовет друг друга по именам – у героев их просто нет.
Он и Она.
Сначала изменяют им, потом – они.
Круг замыкается.
Вечная история.
Причем с летальными исходами – падением с балкона «сладкой парочки» и инфарктом мягкотелого героя. Интересные диалоги ведет героиня-врач и с ребенком, которого привела на обследование мама – о том, как хороша смерть и бояться ее не надо…
Этот клубок нездоровых отношений просто по-шамански завораживает, а изысканный визуальный ряд плюс музыка Рахманинова (симфоническая поэма «Остров мертвых») добавляют ощущения глобальной человеческой катастрофы. Беды с большой буквы – измены, в первую очередь, самому себе. И расплаты жестокой.
Несколько странное ощущение, впрочем, рождает психофизика «нездешних» актерских лиц в наших интерьерах подмосковных гостиниц – драма воспринимается как история из какой-то чужой, не нашей жизни. Возможно, европейской. Возможно, универсальной. Впрочем, тут автор не оригинален – идет по известным стопам Андрея Звягинцева, снявшего свое «Изгнание» именно в такой форме метафорической притчи. Кстати, и Звягинцева не так давно привечали в Венеции.
Так что у Серебренникова есть шансы. 30 августа он окажет свой фильм жюри и ответит на вопросы журналистов, которые накануне тепло встретили картину: аплодировали после показа негромко, но дружно. Картина об остром кризисе в семье оказалась актуальной для многих.