Четвероклассники станут изучать религиозные культуры и светскую этику
Начиная с 1 сентября этого года обязательным школьным предметом для всех российских четвероклассников теперь стали основы религиозных культур и светской этики.
Представители различных религиозных конфессий считают, что новый предмет способен сплотить общество, однако надо более серьезно подойти к подготовке педагогов и изданию учебников.
В феврале правительство РФ утвердило план мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех школах страны.
Дискуссии о том, целесообразно ли в светской школе вводить обязательный для всех учащихся предмет о религии, велись еще с начала 2000-х годов. В июле 2009 года президент Дмитрий Медведев поддержал идею религиозных лидеров о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах России и предложил провести эксперимент в ряде регионов. Новшество в качестве эксперимента ввели в 21 регионе России. Эксперимент продолжался в течение двух лет был признан удачным, и теперь новый курс введен по всей стране.
Школьникам на выбор предлагаются несколько курсов по основам традиционных для России религий - православия, ислама, иудаизма, буддизма. Также разработан «модуль, знакомящий со всеми религиозными блоками», и основы светской этики.
Министерство образования и науки РФ сообщает, что «Основы светской этики» выбрали 47% учащихся, «Основы православной культуры», - 28,7%, «Основы мировых религиозных культур» - 20,3%, «Основы исламской культуры» - 5,6%, «Основы буддистской культуры», - 1,2%, «Основы иудейской культуры» - 0,1%.
Однако дальнейшая судьба курса пока не известна – его итоги будут подведены после преподавания в четвертом классе. По словам директора департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Елены Низиенко, возможно, что этот курс будет включен в рамки предмета «Мировые художественные культуры» или других предметов, а может так и останется отдельным.
Объединяющий предмет
Согласно двухлетнему эксперименту по введению новых предметов в школах РФ, преподавание религиоведения должно сплотить школьников, их семью и общество в целом. Преподавать основый какой-либо религии должен ее носитель, и подготовленные к таким предметам универсальные учителя – лишь временная мера, комментирует ситуацию заведующий сектором Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Герман Демидов.
Сейчас в школах есть проблема преподавания одним учителем разных модулей. В новом учебном году подготовка учителей будет продолжаться по всей стране уже по тем предметам, которые они впоследствии будут преподавать в школах, и курсы предполагаются более длительные – от 144 часов. По мнению эксперта, оптимальное время подготовки учителя - не менее 400 часов.
Относительно учебников по религиозным предметам руководитель церкви убеждены: «использоваться в школах могут только учебники по религиозным культурам, прошедшие конфессиональную экспертизу в соответствующих религиозных организациях». В данное время уже существует несколько учебников, прошедших апробацию в рамках эксперимента по преподаванию основ религиозных культур. Это учебник протодиакона Андрея Кураева (издательства «Просвещение») и учебник издательства «Дрофа», на котором будет поставлен церковный гриф.
Неоправданные опасения
О том, что новый школьный курс должен объединить подрастающее поколение и все российское общество, считают и представители Центрального духовного управления мусульман России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа.
К новому курсу почти нет нареканий, зато есть положительный эффект. По мнению первого зампредседателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтия Москвы Альбира Крганова, дети во время изучения основ религиозных культур вовлекают в этот процесс и родителей, представителей старшего поколения, у которых может быть довольно смутное представление об этих вещах.
Однако есть и проблемы, связанные с введением нового курса. Например, будет необходимо постоянно совершенствовать учебную базу и профессиональную подготовку учителей. По мнению Крганова, нужно подготовить один общий учебник во избежание ситуации, когда в разных регионах России дети готовятся по разным учебным пособиям.
Помимо того, вместе с учебниками школьникам должен достаться наглядный материал, иллюстрированные тетради, поскольку учащимся младших классов именно такая форма восприятия информации является более доступной, сообщает РИА Новости.
Мусульманские представители духовенства надеются и на более участие Минобрнауки РФ в подготовке квалифицированных кадров для преподавания основ исламской и других религиозных культур. По их мнению, не все учителя еще имеют необходимый багаж знаний в этой сфере. Муфтии готовы посодействовать в усовершенствовании школьной программы по основам ислама, чтобы «эта дисциплина действительно стала фактором взаимопонимания школьников и взаимного сближения на данном этапе».