Дело Рози
…Около 14 часов дня от отеля «Эксельсиор» медленно отъехала в сторону Дворца фестивалей кавалькада черных лимузинов. В одном из них сидел герой дня – 89-летний Франчско Рози. Классик неорелизма вышел из машины на красную дорожку, опираясь на палочку и руку секретаря. Под нескончаемые восторженные аплодисменты толпы вдоль звездной дорожки прошел к входу, где недолго позировал фотографам. Затем дал интервью тележурналистам и последовал в главный зал Дворца, чтобы вместе со зрителями впервые посмотреть свежее отреставрированную копию его самого знаменитого фильма «Дело Матеи».
«Когда-нибудь мы будем изучать историю Италии по фильмам Рози», - сказал в свое время Тонино Гуэрра, с которым Рози сделал 11 фильмов. И это уже сбывается. Напомним: Рози работал с Лукино Висконти и Микеланджело Антониони в самом начале своей карьеры. А прославился режиссер картинами на актуальные политические темы. «Дело Матеи» рассказывает о загадочной смерти в авиакатастрофе в 1962 году влиятельного предпринимателя, главы энергетической компании ЭНИ Энрико Маттеи. Кстати, лента была удостоена Гран-при Каннского фестиваля. Другая картина Рози «Христос остановился в Эболи» завоевала главный приз Московского международного кинофестиваля в 1979 году.
После показа «Дела Матеи» - ленты, которая обрела поистине второе дыхание и расцвела новыми красками, директор фестиваля Альберто Барбера вручил Франческо Рози почетного «Золотого льва» за выдающийся вклад в мировой кинематограф. Само решение было принято Советом директоров Биеннале под председательством Паоло Баррата по рекомендации Альберто Барбера. Вручая приз, Барбера сказал:
- В своей долгой кинокарьере Рози оставил заметный след в итальянском кинематографе после Второй мировой войны. Его работа повлияла на поколения мастеров неореализма, которые принесли социальные темы на экраны. В 60-х и 7-х годах Рози стал символом неореализма, но его кино пошло еще дальше. У него оказалось много последователей.
Получая награду, Франческо Рози отметил:
- Я польщен и очень счастлив получить это престижное признание, которого удостаивались в прошлом столь великие мастера, которых я люблю и уважаю. Я хочу поблагодарить президента Биенннале Паоло Баррата и директора Венецианского фестиваля Альберто Барбера за признание моего вклада в итальянское кино и кинематограф в целом.
СПРАВКА «ВМ»
Франческо Рози родился и вырос в Неаполе. В 1943 году был арестован вместе с сокурсниками университета за выступления против нацистов. Участвовал в Сопротивлении. С 1944 года работал на радио. Работал ассистентом у Лукино Висконти («Земля дрожит», «Чувство»), Антониони («Побеждённые»), Моничелли и Эммера. Дебютировал как режиссёр экранизацией пьесы «Кин, или Гений и беспутство» Александра Дюма. В 1958 году получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля за фильм «Вызов» об истории неаполитанца Вито Поллара. С этой картины основной темой творчества режиссёра становится неаполитанская мафия. В фильме «Сальваторе Джулиано» (1961) сицилийские крестьяне вступают в противостояние с мафией. Фильм «Руки над городом» (1963), в котором снялся Род Стайгер, рассказывает о деятельности строительного синдиката. В сказке «Жила-была… (1967) снялась Софи Лорен. «Дело Маттеи» (1972) получило главный приз МКФ в Каннах).
Рози исследует корни коррупции и мафии картинах «Лаки Лучано» (1973) и «Сиятельные трупы» (1976). «Христос остановился в Эболи» получил главный приз МКФ в Москве). «Три брата» (1981) Рози снял по мотивам повести Андрея Платонова «Третий сын». С начала 90-х годов Рози практически полностью погружается в театральную режиссуру, сняв всего несколько фильмов — «Неаполитанский дневник» и «Перемирие». В сотрудничестве с одним из лучших кинодраматургов мира Тонино Гуэрра сделал 11 фильмов.